Авторская заметка. День славы «бразильского оружия».

21.10.2013 10:39

23 года назад, 21 октября 1990 года, состоялся пятнадцатый этап сорок первого чемпионата мира в классе машин Ф1, Гран-При Японии.

Этот день оказался воистину великим для Бразилии. Уже через несколько секунд после старта, выдающийся сын своего народа Айртон Сенна на «Мак-Ларен» протаранил «Феррари» Алена Проста и обеспечил себе титул, став двукратным чемпионом мира. Гонка продолжалась. Партнёры Сенны и Проста, Бергер и Мэнселл, гонку не закончили. А в споре второго эшелона команд Ф1 лучшими оказались два «Бенеттон», пилотируемые двумя бразильцами: Нельсоном Пике-старшим и Роберто Мореной.

Дубль бразильских пилотов в гонке и чемпионский титул ещё одного бразильского пилота. Никогда раньше и никогда после Бразилия не имела такого полного триумфа в Ф1.

Роберто Морено проводил свою первую гонку за топ-команду. Место в «Бенеттон» освободилось из-за тяжелой травмы Алессандро Наннини, чуть не лишившегося кисти руки в вертолётной аварии, и который всего три недели назад стоял на подиуме предыдущей гонки: ГП Испании. В том, что именно Морено занял это место, был большой элемент удачи. Роберто проводил сезон за очень слабый «Евро-Брон», раз за разом не проходя даже предквалификации. На последние, не европейские ГП команда не поехала и, оставшийся без работы Роберто просто обзванивал по порядку все команды Ф1, в надежде трудоустроиться на пару гонок. Он оказался первым из пилотов, кто позвонил в «Бенеттон» после того, как команда узнала, какая трагедия постигла их второго пилота, благодаря чему и получил свой шанс.

Впрочем, это может быть и просто красивой легендой. Ибо Роберто был другом детства первого пилота «Бенеттон» Нельсона Пике, и тот немало посодействовал Роберто в начале его карьеры в младших формулах.

Как бы то ни было, Роберто этим подиумом (и протекцией своего друга Нельсона) заслужил место в «Бенеттон» на 1991 год.
Но повторить то, что они сделали 21 октября 1990 года, бразильским пилотам больше не удалось. Достижения пошли на спад.

1991 год для Бразилии был не однозначен. Айртон Сенна на «Мак-Ларен-Хонда» превзошёл набирающий силу «Уильямс-Рено» и стал трёхкратным чемпионом мира. А вот на фронте, который держали бенеттоновские бразильцы, произошло мощное «немецкое контрнаступление».
Перед двенадцатым этапом сорок второго чемпионата мира, ГП Италии, Роберто Морено был уволен из «Бенеттон», к огромному неудовольствию своего друга Нельсона. В «Бенеттон» пришёл молодой Шумахер.
Карьера Роберто покатилась под откос. Два этапа спустя он был уволен и из «Джордан», куда был отдан вместо Михаэля, а затем, транзитом через «Минарди», отправился в «Андреа Мода», одну из самых слабых и скандальных команд Ф1. Покинул Ф1 вместе с этой командой. Несколько лет спустя провёл один слабый сезон за слабую «Форти» и покинул Ф1 насовсем.
А Михаэль, к концу 1991 года, выжил из «Бенеттон» и из Ф1 и пожилого трикампеона Нельсона. Бразильская эпоха в «Бенеттон» закончилась.

Закончились и титулы Айртона Сенны. Затем Айртон погиб.

Бразильскому «сопротивлению» в лице Рубенса Баррикелло и Фелипе Массы (ну и некоторого числа героев помельче) так и не удалось возродить былую славу «бразильского оружия».

А по состоянию на конец октября 2013 года Бразилия, впервые более чем за 40 лет (!), с сезона 1969 года, не имеет ни одного своего пилота с подтверждённым контрактом на следующий сезон. И указанные выше Баррикелло и Масса сейчас решают вопрос не о возрождении утерянной славы, а о том чтобы Бразилия вообще была представлена в Ф1 своими пилотами, а скорее всего своим пилотом.
3 Отзыва