Кладбище Морумби напоминает убежище внутри города Сан-Паоло, а сам город, в свою очередь, производит впечатление чего-то необъятного. Повсюду расставлены вазы со свежими цветами, а застывший воск с оплавленных свечей густо покрывает траву. Человек в форме направляет к этой табличке под № 0011 любопытных, которые идут сюда толпами. Именно в этом городе 21 марта 1960 года родился Айртон Сенна да Сильва у Милтона Гирадо Теодоро да Сильва и Нэйды Хоанны Сенна да Сильва.
Когда Айртону исполнилось 4 года, Милтон подарил: ему карт, оборудованный двигателем. А так как в то время движение на улице было не таким интенсивным, то ребенок гонял на нем часами. Улица немного шла! под наклоном и заканчивалась сквером, вымощенным булыжником. Поэтому он имел возможность катиться вниз, разворачиваться и подниматься наверх, и так каждый раз по кругу.
Позднее семья переехала на тихую узкую улочку Руа Педро, которая находилась в северной части города. Их дом очень хорошо смотрелся в тени двух тропических деревьев. Помимо этого, улица Руа Педро круто уходила вниз. Сенна со своими друзьями строил багги и любил скатываться вниз с разных точек улицы.
В 10 лет Сенну отдали в одну из лучших частных школ в Сао-Паоло (Colegio Rio Branco). Классные комнаты были невзрачными, но большими и вмещали до 50 учеников. Именно здесь часами просиживал молодой Айртон, с трудом воспринимая академические науки. Все его мысли поглощал Интерлагос и картинговый трек, который находился поблизости гоночного кольца, чье великолепие можно было наблюдать через проволочный забор.
Первая гонка Сенны состоялась только 1 июля 1973 года, так как принимать участие в гонках могли гонщики, достигшие возраста 13-ти лет. В тот торжественный день отец в белой рубашке без рукавов, под которой начинал вырисовываться животик, не мог налюбоваться своим отпрыском. Сенна, с копной длинных волос, был скорее похож на девочку, чем на взрослого мужчину. Но гонка развеяла все сомнения. Айртон установил новый рекорд трека и победил. Сохранилась видеозапись этой гонки: голубое небо, человек с клетчатым флагом в руке одет в белую рубашку с закатанными рукавами. Как только Сенна подъезжает к линии финиша, судья резким движением рассекает воздух клетчатым флагом. Практически нет зрителей: высокий человек, находящийся в 10 метрах от флага (возможно, Милтон), с энтузиазмом хлопает в ладоши; несколько человек сидят на большой коробке, вдалеке кто-то размахивает руками. Именно так все начиналось.
В 1974 году Сенна выиграл Чемпионат Сао-Пауло среди юниоров, а в 1975 году стал вторым в национальном чемпионате, в 1977 году он выиграл Чемпионат Южной Америки. Слава Сенны росла по мере накопления побед. И вскоре она стала требовать чего-то большего, чем покорение родных картинговых просторов.
В 1978 году Чемпионат Мира по картингу проходил в Ле-Мане, Франция. А Сенна еще никогда не выезжал за пределы Южной Америки. Вот тут-то и пришло время принимать серьезные решения. Но весь драматизм состоял далеко не в страхе перед дальними путешествиями. После многолетней напряженной работы бизнес Милтона да Силва процветал. Но он понимал, что в один прекрасный день ему придется передавать свои дела одному из членов своей семьи. Бразилия – это общество с ориентацией на мужскую часть населения, поэтому первый ребенок в семье – Вивьен – в расчет не бралась, а брат Сенны Леонардо был моложе его на 6 лет. Свои надежды отец возлагал на самого Сенну. Милтон считал занятия сына картингом чем-то побочным по сравнению с главным семейным бизнесом. Более того, картинг требовал большого количества денег, и Милтон это ясно понимал. Однако его сын был другого мнения о картинге.
«Сенна был очень спокойным молодым человеком, но когда он садился в картинг, то становился совсем другим», – вспоминал гоночный механик Сенны Лючио «Че» Паскуаль, – «Победа для него значила все. Он должен был победить вне зависимости от того, хорошо он выступал или плохо. Поэтому он просто был невменяемым до тех пор, пока не побеждал, побеждал, побеждал. Без карта он был беспомощен».
Поворотным моментом в его жизни стал 1980 год. У Айртона было три варианта: остаться в картинге, заняться семейным бизнесом и заниматься картингом в свободное от работы время; или же заняться гоночными машинами, что означало переезд в Англию. Сенна решил ехать в Англию. Можно спорить по поводу мнения отца, который считал, что этот переезд станет для него университетом жизни и поможет в созревании и становлении молодого человека перед возвращением в семейный бизнес. Но именно эта самоуверенность подтолкнула Милтона на финансирование выступлений Айртона. Согласно подписанному контракту, Сенна должен был выступать на протяжении всего сезона 1981 года в Formula Ford 1600 в Великобритании.
1 марта Сенна дебютировал в Брэндс-Хетч в первом раунде Чемпионата Р&О Ferries. Он финишировал пятым. Неделей позже в Тракстоне он был третьим. Затем Айртон вернулся в Брэндс-Хетч для участия во втором раунде серий Townsend Thoresen. В той гонке Сенна одержал первую «формульную» победу на настоящем гоночном автомобиле. Победа также была «настоящей» – главный соперник Сенны Энди Акерлей был разгромлен в прямом смысле этого слова. «Под занавес гонки сдерживать натиск беспрерывно атакующего Сенны становилось все труднее», – вспоминал Акерлей, – «Во время очередной атаки я попытался закрыть «калитку»... Именно тогда я усвоил урок: никогда не создавай препятствий таким гонщикам... Мой болид получил не сильные повреждения – всего лишь 2 небольшие вмятины, – однако гонку мне пришлось прекратить. Сенна же устоял на трассе и победно продолжил гонку».
Акерлей снова встретился с Сенной в Брэндсе, в июле того же года. К тому времени бразилец уже успел принять участие в 9 этапах F-F-1600, в которых он занял 3 вторых и 6 первых мест. После гонки Акерлей с восторгом отзывался о «встрече» с Сенной: «...На зеленый свет светофора он обошел меня с такой скоростью, которую мне не приходилось видеть никогда в жизни... Сенна увидел проход по внутреннему радиусу и пронесся через него как ракета... Во время таких гонок всем своим нутром ты начинаешь понимать, что никогда не сможешь реализовать себя так, как сделал это он. Из всех нас он сделал фарш...»
После финального раунда чемпионата Townsend Thoresen в Брэндсе, состоявшегося 29 сентября, свежетитулованный чемпион RAC и Townsend Thoresen серий пробурчал в микрофон: «Я сюда больше не вернусь». Радость победы была омрачена вновь вставшей перед Айртоном дилеммой. Подошло время возвращаться в Бразилию и окунаться в семейный бизнес. Подошел к концу сезон «университета жизни» в Англии, который должен был утолить голод к гонкам. Однако проблема заключалась в том, что он только «разжег» свой аппетит. И Сенна принял решение остаться в Англии.
В 1982 году на Сенну обратили внимание менеджеры команд Формулы-1: Toleman и Williams. Летом Сенна уже тестировал Williams в Донингтоне, где проехал 70 кругов с лучшим временем на круге 1.00.90. Такой результат был не под силу многим тогдашним пилотам Формулы-1. Фрэнк Уильямс был просто потрясен скоростью Сенны, которую он продемонстрировал, впервые оказавшись за рулем «боевого» болида Формулы-1. Уильямс не мог предложить Сенне место в своей команде, так как не было вакансий, но он полагал, что молодой бразилец должен заинтересовать тогдашнего владельца команды Brabham Берни Экклстоуна. Однако Сенне пришлось еще 1,5 года наматывать победные круги в Формуле-Ford-2000 и Формуле-3.
В начале 1983 года мир автоспорта узнал новое имя: Айртон Сенна. Дело в том, что до конца 1982 года во всех гоночных протоколах значился гонщик Айртон да Силва. Айртон решил, что в таком виде его имя выглядит очень помпезно, поэтому он решил взять девичью фамилию своей матери – Сенна. И в 1-й гонке 1983 года на борту его болида команды West Surrey в классе Формулы-3 появилось имя Ayrton Senna.
Летом 1983 года в Сильверстоуне командой McLaren были устроены «смотрины» молодым гонщикам Формулы-3: Мартину Брандлу, Айртону Сенне и Штефану Беллофу. Для Сенны показательные выступления сложились неудачно. На 2-м круге на его болиде взорвался двигатель, и он был вынужден прекратить тесты. А результат, показанный бразильцем на первом круге, был настолько неправдоподобным, что Рону Денису о нем так и не доложили. Но в Формулу-1 Сенна все-таки попал. В конце 1983 года Айртон на период межсезонья получил «назначение» в Toleman.
На первых же тестах в Сильверстоуне Сенна, пилотируя TG183, «привез» секунду на круге первому пилоту команды – Дереку Уорвику. На что Рори Бирн, в ту пору шеф-дизайнер команды Toleman, сказал: «Это настоящий парень. Мы обязательно должны получить его в команду». На следующий год ему было предложено освободившееся место Дерека Уорвика.
Предложение Toleman было не самым лучшим среди тех, на которые мог реально рассчитывать Сенна. Но самым реальным оказалось именно место Уорвика. Главный спонсор команды Lotus, британский сигаретный гигант Imperial Tobacco, пожелал видеть за рулем британского болида британского пилота, и это место было отдано Найджелу Мэнселлу. Места в McLaren были заняты Простом и Лаудой. А после тестов в Brabham Нельсон Пике (уже Чемпион мира) заявил, что если Сенна станет 2-м пилотом, он покинет команду вместе с титульным спонсором Parmalat, который его поддерживал. Пике понимал, что этот парень очень быстро «задвинет» его на 2-е роли. В результате Сенна подписал контракт на один год с командой Toleman.
12 мая 1984 года на трассе Нюрбургринг в Германии открывалось новое гоночное кольцо. К этому была приурочена презентация нового класса автомобилей компании Daimler-Benz модели Mercedes 190. В развлекательную программу входила 12-круговая гонка спорт-прототипов, участвовать в которой были приглашены 20 самых известных гонщиков: Клаус Людвиг, Ники Лауда, Алан Прост, Джон Уотсон, Кеке Росберг, Жак Лафитт, Элио де Анжелис, Джеймс Хант, Джоди Шектер, Стирлинг Мосс, Джек Брэбэм, Фил Хил, Денни Халм, Джон Сертиз, Ханс Херрманн, Карлос Ройтеманн, Манфред Шурти, Удо Шутц, Алан Джонс и молодой, подающий надежды Айртон Сенна. В гонке Сенна на спортпрототипе Mercedes-Benz 190E обошел лидировавшего Ройтеманна и финишировал первым, опередив Лауду на 1,4 секунды..
Это была первая яркая вспышка новой звезды. А 3 июня 1984 года состоялась гонка, возвестившая начало новой эры в Формуле 1 – «Эры Сенны», эры «Величайшего» в истории Формулы-1 противостояния двух великих пилотов: Алана Проста и Айртона Сенны.
После третьего этапа сезона команда Toleman была вынуждена поменять поставщика покрышек. Им стал Michelin. Но так как компания оказалась не готова в полной мере обеспечить еще одну команду, новый клиент был вынужден довольствоваться покрышками старого типа. В Монте-Карло для Toleman, по обыкновению, были привезены только «слики» образца 1983 года. Когда же перед гонкой над Монако «разверзлись небеса» и полил тропический ливень, Michelin без согласования с главным партнером McLaren предоставил для Toleman новейшую версию «дождевых» шин, таких же, как и для McLaren. Таким образом шансы пилотов обеих команд несколько уравнялись.
McLaren Проста занимал на старте первую позицию. Сенна стартовал лишь 13-м. Однако уже после первого круга Айртон был 9-м. На 11-м круге Сенна переместился на 3-ю позицию. Несмотря на то, что на 15-м круге бразильцу пришлось отключить вышедшую из строя турбину наддува, он шел быстрее Проста на 2-3 секунды на круге. На 18-м круге Сенна обходит Лауду и устремляется в погоню за лидирующим Простом. Впоследствии, описывая условия, в которых проходил этап Лауда назовет его дорогой «в ад – и обратно». Для Сенны же, казалось, не существовало никаких проблем. На 16-м круге Прост опережал Сенну на 31.102 секунды, а к 31-му – между ними всего 7.446 секунды.
Прост понимая, что еще 1-2 круга, и он будет не в силах удержать победу, поднимает вверх руку при пересечении финишной черты. Директор этапа Жаки Икс принимает решение прекратить гонку и вывешивает красный флаг. Пройдя последующий круг, не сбавляя темпа, Сенна обходит Проста и первым пересекает финишную черту. Но гонка была официально остановлена по окончании 31-го круга, поэтому победителем был назван Прост
Это было первое сражение, в котором Просту для победы над Сенной понадобилась помощь со стороны, и когда национальные интересы стали выше спортивных принципов.
Во 2-й раз на подиум Сенна поднялся в Брэндс-Хэтче 22 июля 1984 года, заняв 3-е место.
После Гран-при Канады, в котором Сенна был вынужден сойти по техническим причинам, Айртон сказал Алексу Хокриджу – менеджеру команды Toleman, что команда не выполняет условия контракта, так как не может предоставить надежный и быстрый болид, поэтому Сенна в ближайшее время займется поиском подходящей команды и готов в середине сезона разорвать контракт с Toleman. Хокридж не придал этому значения, так как до конца чемпионата еще было далеко, а переходы в течение сезона не приветствовались. В конце августа 1984 года, на Гран-при Голландии в Зандворте на Toleman свалились две беды: поставщик покрышек Michelin объявил, что по окончании сезона покинет Формулу-1, и в прессе появилось сообщение, что Айртон Сенна подписал контракт на 1985 год с командой Lotus. Если с Michelin все было понятно, то за Сенну Хокридж еще надеялся побороться. Но после разговора с Айртоном Алекс понял, что лично они уже не договорятся. И он решил прибегнуть к «подковерной» борьбе. Заручившись поддержкой Берни Экклстоуна и тогдашнего Президента FIA Жан-Мари Балестра, Хокридж начал оказывать давление на Питера Уорра – менеджера команды Lotus, однако последний заявил, что контракт уже подписан и место Найджела Мэнселла в сезоне 1985 года займет Айртон Сенна, и этот вопрос согласован с титульным спонсором команды John Player Special. Раздосадованный Хокридж, с подачи Ж.-М. Балестра, даже не заявил Сенну на очередной Гран-при Италии в Монце. В последующем этот конфликт станет началом открытого противостояния Сенны и Балестра, стоившего Сенне 4-го чемпионского титула.
Еще раз он стал 3-м в последнем Гран-при сезона в Эшториле. Дебютный сезон принес Сенне 13 очков в личном зачете и 9-10 места вместе с Н. Мэнселлом. Неплохой дебют.
Обозреватели подчеркивали, что в каждой гонке Айртон был вынужден «тащить на себе» несовершенный Toleman. Это была слишком тяжелая ноша для 24-летнего бразильца, новичка Формулы-1. Его уже не устраивали ни слабенький и ненадежный двигатель Hart, ни «тупое» шасси, ни «детские» гонорары малобюджетной команды. Ему требовались конкурентоспособный болид и команда, которая работала бы на него. Все это он получил в Lotus 97Т-Renault образца 1985 года, тогда еще «великой» чемпионской «конюшне».
С 1958 по 1982 год команда Колина Чепмена победила в 72 Гран-при, став 7-кратным обладателем Кубка Конструкторов. На ее болидах Чемпионами мира стали Джим Кларк, Грэм Хилл, Эмерсон Фиттипальди, Йохен Риндт и Марио Андретти. После смерти К. Чепмена от сердечного приступа в 1982 году команда ни разу не побеждала, и ей нужен был Айртон, чтобы прервать полосу неудач. А Сенне нужен был Lotus, чтобы заявить о себе в полный голос. Его партнером по команде был ее ветеран Элио де Анжелис.
В первой гонке сезона, Гран-при Бразилии, Сенна, идя 3-м, был вынужден сойти на 48 круге из-за проблем с электрикой. Но следующий Гран-при Португалии стал для него знаковым. В сырую погоду он завоевал свой первый поул, почти на 2 секунды опередив Ники Лауду. На следующий день, в воскресенье, в проливной дождь, он не только прошел свой первый самый быстрый крут в гонке, но и открыл счет своим победам в Формуле-1. После этой победы о нем заговорили все. Если после Монако 1984 года о нем говорили, как о молодом, талантливом, но «выскочке», то Португалия 1985 сняла все вопросы. Он победил еще раз в Бельгии, принеся вместе с победой Де Анжелиса в Сан-Марино 3 победы в копилку команды. Сенна 7 раз в этом сезоне стартовал с поул-позиции и еще 3 раза из первого ряда. В Личном зачете он набрал 38 очков, заняв 4-ю строчку и вместе с Де Анжелисом «поставил» Lotus на 3-ю строку в Кубке Конструкторов с 71 очком.
Теперь Lotus нуждался в Айртоне больше, чем Сенна в Lotus. В конце 1985 года Элио де Анжелис перешел в Brabham, и в команде встал вопрос о втором пилоте. Предложенная Питером Уорром кандидатура очень популярного в те годы Дерика Уорвика была отвергнута Сенной сразу, за что в британской прессе против него была развернута компания. Как это бразилец в британской команде отказывает британскому пилоту? Но британская пресса забыла, что за окном уже не 1983 год, когда Lotus отказал Сенне, а конец 1983-го, и теперь Сенна мог отказать Lotus. Ему была предложена компромиссная фигура новичка Джонни Дамфриза, который жаждал попасть в Формулу-1 и мог бы устроить всех. Сенна вынужден был согласиться.
В этом сезоне Сенна стал 8-кратным обладателем поул-позиции, еще 1 раз стартовал из первого ряда и одержал 2 победы в Испании и Детройте. Он принес в копилку команды 55 очков, вновь заняв 4 строчку в Личном зачете и позволил Lotus вновь подняться на 3-е место в Кубке Конструкторов с 58 очками.
Новый 1987 год стал решающим в отношениях Сенны и Lotus. Айртон заявил, что если в этом году он не станет Чемпионом мира, то покинет Lotus в конце года в поисках более конкурентоспособной команды. Учитывая заявление Сенны и то, что в конце 1986 года Lotus и Формулу-1 покинули Renault и John Player Special, команде пришлось потрудиться, чтобы привлечь Honda, в «нагрузку» к двигателям которой она получила второго, очень неплохого пилота, Сатору Накаджиму.
Титульным спонсором команды стал табачный концерн RJ Reynolds Tobacco. Машина изменила цвет с черного на желтый, на фоне которого теперь красовался синий одногорбый верблюд Camel.
Сезон 1987 года оказался не столь удачен, как 2 предыдущих. Результатом стали 1 поул, 3 старта из первого ряда и 2 победы – впервые в Монако и Детройте.
В 1989 году Питер Уорр ретроспективно попытался сравнить итоги выступления Сенны в Lotus с двигателем Renault-Turbo в 1985-86 годах и двигателем Honda-Turbo в 1987 году. С его слов это состязание, как это ни парадоксально, оказалось в пользу Renault-Turbo из-за меньшего расхода топлива и субъективно-большей мощности. Но специалисты утверждают, что это сравнение по меньшей мере некорректно. И вот почему. В 85-86 годах Lotus имел не только конкурентоспособный двигатель Renault-Turbo, но и отличное шасси Lotus 97Т и Lotus 98Т, позволившие на равных конкурировать с McLaren TAG Porsche и Williams Honda-Turbo. В 1987 году в связи с внедрением «активной» подвески Lotus 99Т принципиально отличался от предыдущих моделей в худшую сторону, поэтому Сенне вновь, как и в 1984 году приходилось «тащить на себе» машину, выжимая из нее все возможное. Расход топлива у обоих пилотов команды Williams-Honda – Нельсона Пике и Найджела Мэнселла оказался существенно ниже такового у Сенны с одинаковым, великолепным, чемпионским мотором Honda-Turbo. Но надо отметить, что даже на неконкурентоспособной машине Сенна смог набрать 57 очков и занять 3-ю строку в Личном зачете Чемпионата.
Сезон 1987 года был омрачен конфликтом, возникшим между Сенной и Мэнселлом в Спа, который надолго развел их «по разные стороны баррикад». В гонке Сенна стартовал из второго ряда и сразу после старта оказался 2-м, вслед за лидирующим Мэнселлом. В связи со столкновением в 1-м повороте двух Tyrrell гонка была остановлена для повторного старта. После рестарта Сенна захватил лидерство и, плотно преследуемый Мэнселлом, начал заходить в правый поворот Le Fagnes на торможении. Мэнселл же скорости не сбросил и на выходе из поворота пересек гоночную линию Сенны, который начал ускоряться. Их колеса сцепились, обе машины развернуло и Сенну выбросило в гравийную ловушку, а Мэнселлу удалось вернуться на трассу. На 17 круге Мэнселл заехал на пит-лейн, бросил машину, забежал в боксы Lotus, нашел Сенну и, схватив последнего за горло, начал его душить. Сенна не ожидал такого «извинения», так как столкновение произошло на выходе из поворота и Мэнселл обязан был пропустить Сенну, как вошедший в поворот вторым. Он считал, что Мэнселл понял, что ошибся и пришел принести извинения, поэтому даже не оборонялся. Только благодаря трем механикам Lotus удалось избежать серьезных физических последствий этого инцидента. Поведение Мэнселла осталось безнаказанным, благодаря уже известной позиции тогдашнего Президента FIA Жан-Мари Балестра. Мэнселл, чувствуя свою безнаказанность, и в дальнейшем продолжал творить подобные «чудеса», за что получил среди журналистов прозвище «всадник без головы».
После Гран-при Германии Айртон начал задумываться над своим будущим. Его не удовлетворяла машина, не позволявшая побеждать. Он видел свое будущее только в McLaren или Williams. К моменту подачи своего заявления об уходе из команды он с удивлением узнал, что его место на будущий год уже отдано Нельсону Пике, и ему осталось только договориться с Роном Деннисом. Этому в большой мере способствовала Honda, которая желала продолжить сотрудничество с Сенной уже в McLaren и уже объявила о том, что в сезоне 1988 года свои моторы она будет поставлять McLaren вместо Williams.
Это был главный шанс для Сенны стать Чемпионом мира. С 1984 года команда победила 25 раз, а Прост – 2 и Лауда 1 раз становились Чемпионами мира. Кроме того в McLaren подобралась самая слаженная команда инженеров и механиков во главе со Стивом Николзом. Именно McLaren, учитывая все вышеперечисленное, всеми рассматривался фаворитом сезона 1988 года. Уже на предсезонных тестах началась очная дуэль Сенна/Прост, продолжавшаяся долгих 6 лет, и ставшая основной мотивацией выступлений в Формуле-1 этих величайших гонщиков за всю историю автоспорта.
Алан Прост вспоминает: «Айртон Сенна намеревался уничтожить его – не перехитрить, не выиграть еще большее количество гонок, не добиться над ним преимущества, а именно уничтожить».
Джо Рамирес, который провел целую вечность в автогонках и работал в команде McLaren, высказался по этому поводу: «С самого начала, когда Айртон сел за руль, его преследовала навязчивая идея в отношении Алана. Он хотел знать, какое у него заднее крыло, какие передние пружины, какие покрышки. Каждый раз, когда он заезжал в пит, то сразу же спрашивал, какое время показал Алан. Его больше никто не интересовал. Алан числился под №1 и опередить его было навязчивой идеей Айртона».
В 1988 году Сенна провел 16 гонок за команду McLaren, завоевав 13 поул-позиций (рекорд) и одержав победы в Имоле, Канаде, США, Великобритании, Германии, Венгрии, Бельгии и Японии (8 побед – рекорд, который продержался до 1992 года); финишировал вторым в Мексике, Франции и Австралии; 4-м – в Испании и 6-м – в Португалии. В итоге он набрал 94 очка и стал Чемпионом Мира.
В Рио он завоевал поул-позицию, но был дисквалифицирован. В результате одержал победу Прост; в Сан-Марино он завоевал поул-позицию, показав время 1 мин. 27.148 сек.; Прост был вторым, показав время 1 мин.27.919 сек. Рамирец утверждает, что до тех пор Прост вел себя спокойно, не чувствуя угрозы со стороны Сенны, однако второй квалификационный день в Имоле – когда было показано лучшее время – все изменил. В моторхоуме они поменялись местами и Прост бегло стал просматривать сплит-время Сенны, чтобы узнать, где Айртону удалось догнать его. К удивлению Проста, он никак не мог определить это место. Он стоял спиной к Сенне и пробурчал что-то банальное о скорости Сенны. Сенна услышал это и перемигнулся с Джо Рамиресом, а Рамирес подумал, что Сенна схитрил.
Следующий раунд чемпионата проходил в Монако, и здесь Сенна попал в трудную ситуацию. Лидируя в гонке, он потерял концентрацию на 67-ом круге и ударился в барьер как раз перед въездом в тоннель. Он тут же ушел пешком к себе домой и был взбешен до такой степени, что когда Рамирес позвонил ему вечером домой, он все еще продолжал кричать.
Найджел Степни, который давно уже крутится в гонках и поднабрался опыта в этих делах, говорил: «Гонщики всегда на грани. В этом заключается разница между победой и проигрышем. Айртон лидировал в Монако с большим отрывом, но все загубил. Он расслабился, так как намного опережал остальных гонщиков. Гонщики выкладываются на все 100 %. Немногим удается уйти в отрыв в гонке. Разные гонщики имеют свои методы достижения этой цели и мне кажется, что после Гран-при Монако Сенна нашел свой метод.»
Гордон Мюррей, один из величайших дизайнеров гоночных машин, работал вместе с Сенной в команде McLaren. «В течение 1988 и 1989 годов я был главным дизайнером и главным инженером команды. Моей первой машиной был болид МР4/4 1988 года, и я работал вместе с ним над гоночной стратегией в том году. Мне нравилось заниматься гоночной стратегией. То же самое можно было сказать и о нем. Он запросто обходил Проста. Тогда гоночная стратегия полностью отличалась от нынешней, и 1988 год стал настоящей катастрофой (для каждого), так как нас ограничили в потреблении топлива – а это было так сложно сделать.
Сенна был великолепен. Именно там он обошел всех гонщиков, и мы часто делали так: я стоял в боксах на линии пит-лейн и переговаривался с ним по радио, пытаясь подсказать ему нужную траекторию движения болида. Делал он это тоже блестяще. Мы часто шутили с ним по этому поводу. Я смотрел, кто заезжал в пит, кто выезжал, кто ехал быстро. Я всегда видел тех, кто приезжал, кто уезжал, кто был быстр и ему всегда удавалось отрываться от них на круг. В моей книге никто не может стоять с ним рядом, начиная со времен Джима Кларка.
Даже Шумахер?
«О, да. Конечно же, да. Сенна стоял на совершенно другом уровне. Я имею ввиду, что Шумахер делает так много ошибок. Сенна абсолютно безжалостно относился к круговым, о чем мы с ним много говорили. Когда-нибудь это должно было привести к каким-то последствиям, как например, в Монце. В 1988 году McLaren проиграл эту гонку».
К Гран-при Японии интрига Чемпионата обострилась до предела. Прост, победив в Хересе, набрал 84 очка и стал лидером Чемпионата, но при этом выбрал лимит из 11-ти зачетных результатов. Следовательно, в оставшихся 2-х гонках набранные им очки в зачет Чемпионата уже не пойдут. Просту оставалось надеяться на то, что Сенна имея еще одну 11-ю зачетную гонку, либо не финиширует, либо не наберет необходимых для победы в Чемпионате 6-ти очков.
Между Испанией и Японией Honda и McLaren тестируют в Имоле атмосферный двигатель Honda V10, которым, по регламенту 1989 года (в связи с запретом на использование турбонаддува с 1989 года – с целью снижения мощности и повышения безопасности) будут оснащаться болиды команды. К слову, к концу 1988 года гоночные версии двигателя Honda-Turbo развивали до 1000 л.с, а на стенде инженерам Honda удавалось форсировать его до 1600 л.с, что почти в 2 раза превосходило мощность двигателя ближайших конкурентов. Поэтому FIA приняло единственно правильное решение о запрете турбо-наддува, что должно было привести к обострению борьбы в Чемпионате и повышению уровня безопасности в гонках. Сенна показал время, с которым он был бы квалифицирован 3-м на стартовой решетке Гран-при Сан-Марино 1988, после себя и Проста. Осаму Гото, главный конструктор гоночных двигателей Honda, после этого сказал: «На сегодня у нас практически нет различий между турбированным и атмосферным двигателем в его управлении, поддержании управляемости болида и поддержании расхода топлива – таким образом, если Алан постарается, то он сможет показать хороший результат. Honda будет готова предоставить нашим пилотам равные возможности чтобы победить, и мы надеемся на острое соперничество между ними на Сузуке и в Аделаиде». Он тем самым дал понять, что, несмотря на высказывания Проста, их обеспечивают одинаковыми моторами.
И тогда в бой вступила «тяжелая артиллерия». 17 октября 1988 года Президент Honda Motor Co., Тадаси Куме получает официальное письмо, подписанное Президентом FISA Жан-Мари Балестром, в котором, после поздравления с победой в Кубке Конструкторов, делается намек на то, что Сенна пользуется благосклонностью производителя моторов, а это дает ему определенное преимущество над напарником по команде. Ж.-М. Балестр официально призвал руководство Honda Motor Co. принять меры к устранению дискриминации Проста. Свою мысль он развил в интервью для бразильских журналистов, где заявил, что если Прост не получит равной машины (читай: более мощного мотора и лучшего шасси), к Honda и McLaren будут применены санкции. А это уже был открытый шантаж.
27 октября 1988 года в FIA был получен ответ на имя Президента FISA Жан-Мари Балестра, в котором Президент Honda Motor Co., Тадаси Куме сообщает, что Honda Motor Co. всегда придерживалась правил честной игры и безопасности, которые являются неотъемлемой частью девиза компании и, несмотря на странность письма Балестра, она будет продолжать снабжать одинаковыми двигателями не только Проста и Сенну, но и McLaren, и Lotus, что является частью философии Honda Motor Co..
Не меньшее удивление письмо и заявление Ж.-М. Балестра вызвало и у Рона Денниса, но он решил, что гонка в Японии сама все расставит на свои места. McLaren выставил на гонку обе машины с атмосферным мотором. В свободной практике Сенна на 1.7 сек был быстрее Проста. В квалификации разрыв между ними составил 0,3 сек из-за ошибки Проста в «шпильке». Сенна завоевал свой 12-ый в сезоне поул, установив рекорд, который не побит до сих пор. *
Старт гонки стал для Сенны катастрофой. Он перенервничал и резко отпустил сцепление. Мотор не заглох, но «закашлял», колеса провернулись на месте. Этим воспользовались стоящие сзади пилоты и он тронулся лишь 14-м. Но уже на 1-м круге сумел переместиться на 8-е место. На 2-м круге он обошел Патрезе и Наннини и стал 6-м. Разрыв между ним и Простом составлял 9 секунд. На 3-м круге он обошел Бутсена, но разрыв увеличился до 10 сек, так как перед Простом был чистая трасса, а Сенне еще предстояло обойти 4-х. На 4-м круге он по внутреннему радиусу с заездом на траву обошел Альборето, но это стоило ему почти 3-х секунд отрыва. На 5-м круге Сенна оставался 4-м при отрыве Проста в 13 секунд, но он нашел свой ритм и поехал все быстрей и быстрей. На 10-м круге разрыв сократился до 11,628, а Сенна прошел Бергера. Проста начал атаковать молодой Иван Капелли на March. Но худшее для Проста было впереди – над трассой стали сгущаться тучи, затем пошел дождь.
С 16-го круга Сенна стал быстро приближаться к Просту. У Капелли взорвался двигатель и он медленно съехал на обочину. К 27 кругу Прост «уперся» в круговых, а Сенна на прямой «старт-финиш» пронесся мимо Алана, «потерявшего» передачу. За 5 кругов до финиша Сенна поднял руку в победном приветствии «небесам». Теперь он знал, что победит под проливным дождем несомненно, как это сделал в Монако в 1984 году, и никто не сможет отнять победу, даже Ж.-М. Балестр.
После финиша Сенна долго плакал, он благодарил бога, команду McLaren и Рона Дениса, всех инженеров и механиков Honda, миллионы болельщиков, которые его поддерживали. Сбылась его мечта – он стал Чемпионом мира, и стал им не с помощью, а вопреки руководству FIA и лично Жан-Мари Балестру. Этого ему не забудут.
В последней гонке сезона в Австралии он занял 13-й поул в сезоне (новый рекорд – *) и пришел вторым к финишу. Прост набрал 105 очков, но в зачет Чемпионата пошли только 87, поэтому Просту досталось итоговое 2-е место. McLaren победил в 15-ти Гран При из 16-ти, и, набрав 199 очков, установил до сих пор не превзойденный никем рекорд ** и стал обладателем Кубка Конструкторов.
«Уничтожение» Проста, которое постепенно обернулось уничтожением Сенны, началось в Имоле в 1989 году, где Сенна предложил джентльменское соглашение. Так как болиды McLaren имели большое преимущество, то они договорились так: кто первый вырывается на зеленый свет светофора, тот сохраняет лидерство до первого поворота Tosa. И только после его прохождения между ними начинается борьба за лидерство в гонке. (Tamburello не считался поворотом, поэтому не был включен в соглашение).