время реакции

30.06.2012 13:57

Вывод из всего, главнейшим для гонщика, контролирующего свой автомобиль, не вестибулярный аппарат, а ЗРЕНИЕ Без зрения со своей способностью улавливать малейшие изменения не уедешь далеко.

И более того, контролировать малейшее смещение, снос, занос автомобиля, нужно учиться, прежде всего, зрением. Все остальные чувства - важны, но играют вспомогательную роль.

Кем-то даже проводились исследования, когда гонщику затыкали уши настолько, что он переставал слышать окружающие звуки, сажали в автомобиль и выпускали на трассу. Так он через пяток кругов показал практически свое обычное время, привыкнув к новым условиям, в которые его поставили.

По давно проведенным исследованиям еще среди бегунов, скорость раекции на зрительный стимул может быть и 0.13 секунды. Выходит, что бегуны могут лучше стартовать в ф1.

Реакция человека на изменения, о которых сигнализирует вестибулярная система, медленне, чем реакция на зрительный стимул. Различие, если я правильно помню, составлет 1.5-2 раза.
В рукопашных видах спорта побеждает тот, кто умеет внимательно следить ГЛАЗАМИ, за движениями соперника, а не реагирует на импульсы своей вестибулярной системы, после того, как его сбили с ног и добавили парочку ударов пока он падал.
Если речь идет о реакции человека на летящий в него кирпич, то здесь тоже рефлекторная реакция: глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: "летит кирпич"), но и по специальным нервным путям — к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания, например, отпрыгивания.

Если речь идет о реакции при игре в теннис, то постепенное улучшение реакции связано с формированием стереотипных рефлексов, позволяющих реагировать без участия коры больших полушарий (то есть, размышления), и, главное, такие реакции осуществляются без обратной связи, то есть не происходит постоянной корректировки движения. А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия, и идет корректировка, т.е. мышца движется под постоянным контролем, на что требуется много времени. Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга.


"Одному гонщику легко почувствовать предел сцепления шин, для другого это может стать большой проблемой. Иными словами, один гонщик может использовать 100% сцепления шин в оптимальном режиме максимально долго в абсолютном значении. Тогда можно минимально скользить и что очень важно, вести машину на пределе, то есть на грани, пусть и не по оптимальной траектории. То есть в каждой фазе каждого поворота на протяжении всей гонки. Это особый гоночный талант, Божий дар, если хотите. А у другого ( или других) это получается не всегда, а эпизодически, в зависимости от обстоятельств. Первый гонщик есть не кто иной, как Михаель Шумахер, а приведенный пример есть секрет его побед. По указанной выше причине, его скорость в начальной фазе входа в поворот и в средней выше на 1-2 км/ч, чем у остальных гонщиков, следовательно, чуточку раньше начинается и разгон. В результате поднимается скорость выхода из поворотов и в конце каждой прямой. Как развить в себе способность так тонко чувствовать автомобиль?

Остряки часто шутят, что это сверхчувствительность "пятой точки". Во всяком случае, так считал когда-то, незабвенный мастер гоночных нюансов - Ники Лауда, не раз упоминавший об этом в своих высказываниях. Сегодня, гонщик, который чувствует автомобиль «пятой точкой» будет медленным. Времена изменились, а вместе с ними и понимание принципов движения гоночного автомобиля по трассе. А каким чувством в реальности контролируется поведение автомобиля сегодня? Зрением! Представим себе ситуацию, в которой гонщик фокусирует взгляд сразу перед носом своей машины. Если начнется занос задней оси, гонщик, скорее всего, пропустит его начало. А если бы он смотрел как можно дальше, он бы заметил начало заноса намного раньше, по отклонению оси его зрения."

выдержки : /Михаил Горбачев, "Экстремальное вождение. Гоночные секреты."
0 Отзывов