Вчера 16:02
Формула 1 вступает в финальную гонку сезона 2025 года аж с тремя претендентами на титул в личном зачёте. Интригует? Конечно!
Однако если говорить про сам расклад, то он довольно прост - очевидным фаворитом на титул чемпиона мира является конечно же пилот McLaren Ландо Норрис, который перед финальным этапом опережает Ферстаппена на 12 очков и Пиастри на 18.
Если коротко, то финиш Норриса на любом месте подиума автоматически делает его чемпионом, вне зависимости от результатов всех остальных.
Если Норрис финиширует на 4-7 месте, то Ферстаппену для победы в этом сезоне нужна только победа. Даже второе место голландца всё равно делает Норриса чемпионом. А уж если Макс финиширует лишь третьим, то для пятого титула ему будет нужна безумная удача - чтобы Норрис финишировал аж 9 или ниже, а Пиастри просто не выиграл эту гонку.
Что касается самого Пиастри, то у него расклад и вовсе совсем унылый: для победы бывшему лидеру чемпионата нужно чудо - в случае его победы напарник должен оказаться в гонке 7 или хуже. Место Ферстаппена в этом случае не играет никакой роли. А если Оскар финишиурет лишь вторым, оба его соперника должны проехать гонку еще хуже - Норрис на 10 месте или ниже, а Ферстаппен - на 5 или ниже.
Таким образом, главное условие для хоть какой-то интриги в чемпионате - Норрис на 4 месте или ниже.
Насколько выполнимо данное условие? Если не брать в расчёт дикие форс-мажоры, разумеется)
В этом году в 23х гонках Норрис 17 раз финишировал на подиуме, поэтому шансов у его соперников не так и много. И хотя победу на Гран-при Абу-Даби букмекеры прогнозируют отнюдь не Ландо, а Максу – коэффициент на его победу составялет внушительные 2.40 (Норрис котируется вторым за 3.20), - для титула британцу совсем не обязательно выигрывать гонку.
Пиастри, которому, как уже говорилось, критически важно финишировать в топ-2, идёт только третьим. А чтобы конкуренты реально провалились, одного везения окажется недостаточно - приходится рассчитывать ещё и на вмешательство Mercedes и Ferrari.
Для того ,чтобы понять, на что будут способны пилоты команд, стоит обратиться к условиям, при которых будут проводиться заезды.
Трек «Яс Марина» изначально строился как универсальный сборник всего, что только может быть в автоспорте: среднескоростной и техничный сектор с близкими барьерами, связка скоростных прямых с медленными шиканами для обгонов из слипстрима и на точках торможений, быстрые сектора для теста болидов на прижимную силу, длиннейшая стартовая прямая. Потому настраивать технику на такой автодром не так-то просто, а машина должна быть как можно лучше сбалансированной.
Однако именно такой набор разных характеристик сделал трассу «нейтральной»: при проигрыше в одной зоне всегда можно наверстать в другой. Средние требования к прижимной силе и стабильности при смене направлений подтвердил и поставщик шин «Пирелли» – как и такую же нагрузку на резину (3 из 5). Намного важнее – нагрузки на торможениях и при разгонах (4 из 5). Особенно ударит по задней оси:

Сам асфальт – средней тоже средней абразивности и предоставляет средний уровень сцепления, которое будет быстро расти с накатом. Значит, уровень зернения и деградации выйдет ограниченным. Да, температура будет снижаться по ходу заезда, но речь все-таки о Ближнем Востоке – холода как в Вегасе можно не ждать.
Потому намного важнее общий потенциал болида, шасси и мотора – выстрелить может каждый обладатель достаточно сильного пакета в целом.
Кому же подойдут такие условия?
McLaren обожает сбалансированные треки, где можно отыграться за слабость на прямых. С поиском настроек и прогревом шин у обладателей Кубка конструкторов тоже не должно возникнуть проблем. Теоретически неприятности могли принести кочки в нескольких быстрых связках, но накануне проблемные участки асфальта отшлифовали, упростив таким образом задачу.
Для Норриса такие условияк райне благоприятны: он не любит только зернение покрышек – и оно не прогнозируется. В прошлом сезоне при схожих условиях Ландо взял поул с преимуществом в 0,25 секунды и спокойно победил. У лидера чемпионской гонки и сейчас есть все инструменты для завоевания места на первом ряду – но затем сложнее: требуется не проиграть старт (это довольно слабая сторона №4), не попасть в передрягу в первом повороте (тоже бывает непросто), а затем удерживать траекторию в поворотах и точно разгоняться перед прямыми. Вероятно, самой разумной стратегией для Ландо будет просто отрулить на старте и пропустить ближайших желающих побороться за победу, а самому комфортно доехать третьим. Да, не очень впечатляюще, но зато весьма прагматично.
Для Пиастри трек тоже не представляет особых сложностей, но и реализовать здесь свои сильные стороны Оскар не сможет. Среднее сцепление и прижимная сила вместе со средним уровнем износа не принесут обычного бонуса от плавного пилотажа против пелотона, для ускорения придется рисковать. На территории игры ва-банк австралиец пока не так силён – именно при таких условиях он обычно и начинает ошибаться. В квалификации трасса такое обычно прощает (кроме последнего поворота), но в гонке дорого обходится – потерянное время и позиции отыграть уже почти нереально. А Пиастри, нампомним, в идеале нужна именно победа.
Red Bull и Макс Ферстаппен должны выжать из этого Гран-при максимум - победить. Это в теории вполне возможно: условия позволяют настроить машину под желаемую стратегию гонки (с перспективой под обгоны или под оборону – в зависимости от плана), а достаточно эффективное шасси даст буст на прямых. Скорость пригодится: ведь в Катаре Макс потерял новенький мотор из-за опасений по части надёжности, поэтому вероятно ему прихдётся атаковать лишь на старом. В виражах «Лусаила» накат двигателя не имел особенного значения, а вот на более требовательной к мощности «Яс Марине» всё изменится. Если же именно лошадиных сил не хватит Максу для поула – придётся рассчитывать лишь на удачный старт и последующую безошибочную оборону.
Ещё один фактор на стороне действующего чемпиона – идеальная работа стратегического штаба Red Bull. Их стратеги частенько выстраивают лучшие стратегии и быстрее всех выбирает тактику в гонке – при нужном темпе Максу может удастся просто «перепрыгнуть» конкурентов после волны пит-стопов. К тому же, Максу нечего терять, он на психологическом подъёме, а его команда заточена только под одну цель, пока соперники путаются во внутренних противоречиях.
Но давайте вспомним про главных "помощников" Mercedes и Ferrari.
Первые и правда вполне в состоянии: средний износ и падение температур должны "включить" англо-немецкий болид. В Катаре он уже выглядел временами вполне на уровне Red Bull и не столь сильно отставал от McLaren, а с добавкой удобных медленных поворотов и прямых должен стать ещё быстрее. От Расселла и Антонелли стоит ждать сюрпризов – они могут отобрать ценные очки у любого из претендентов. Поэтому Джорджа букмекеры вполне справедливо оценивают весьма высоко.
Что касается Ferrari... Ох, Ferrari.
Да, теоретически они тоже могут выглядеть неплохо на прямых «Яс Марины». Однако вечные проблемы с тормозами на болиде Скудерии вновь могут подбить их перспективы. В прошлом году алые взяли подиум прежде всего из-за самоустранения двух прямых конкурентов (Пиастри и Ферстаппена) в столкновении, но сейчас другие команды слишком быстры и значительно более стабильны, чем откровенно неудачные машины Леклера и Хэмилтона, которые к тому же давно уже не обновлялись.
Но и без «красных» сражение за победу и подиумы Гран-при между пятью пилотами выглядят вполне реально. И каждая мелочь грозит перемешать титульные расклады...
Ждём финальный этап 2025 года, друзья!

По материалам