Известному своей немногословностью сдержанному финну из команды Lotus пришлось разговориться, отвечая на ваши вопросы о коктейлях, драках, хардроке, поздних ночных бдениях… и бадминтоне.
Слово “маверик” не вполне характеризует Кими Райкконена. Молниеносно быстрый финн отличается одним из самых неортодоксальных подходов к жизни, если сравнивать его с остальными членами формулического сообщества, о чём вам сейчас и предстоит узнать. Но, несмотря на его похождения вне гонок, нет ни единого признака того, чтобы всё это хоть каким-то негативным образом сказывалось на его невероятной скорости и на той блистательной форме, которую он демонстрирует на трассе.
Имея в виду его обычное отвращение к тому, чтобы делиться своими мыслями с интервьюерами, мы испытывали некоторую нервозность по поводу того, что наш чат с ним будет слишком коротким. Но, как оказалось, Кими понравилось, что он не должен отвечать на одни и те же вопросы, которыми его забрасывают каждый божий Гран При.
Единственным вопросом, который вы не задали, и на который он отказался отвечать, усевшись за стол с журналистами F1Racing, было состояние его волос: по обе стороны его головы волосы были полностью сбриты, что производило курьёзное впечатление. Что это было? Проигранный на “слабо?” спор? Насыщенная событиями поздняя ночь?
Этот вопрос мы прибережём для следующего раза.
Какие отношения были у тебя с твоим штурманом в ралли, Каем Линдстрёмом?
- Отношения с Каем? Он был моим штурманом, но я знал его и раньше. Он мой друг, и он им остаётся, так что, я надеюсь, однажды мы снова сможем оказаться в одной машине, и проехать вместе несколько ралли. Мне доставило удовольствие то время, когда я гонялся в ралли вместе с ним. Понятно, что ваш штурман должен быть хорош – а он очень опытный, и он точно знает, что нужно делать. Он многому научил меня. У нас были очень хорошие отношения, и когда вы проводите с кем-то в машине по 12 часов в день, ничего не получится, если вы не будете друзьями. Это было бы просто кошмаром. Так что, да, он отличный парень.
Кими, из всех дорожных машин, которые у тебя были или на которых ты ездил, какая была самой любимой?
- Мой любимый дорожный автомобиль – Volkswagen Multivan, потому что ты можешь загрузить в эту машину кучу всякой всячины, и ты можешь оставить её, где захочешь, и если кто-то её и “разрисует”, то без разницы. Никто не обратит на неё внимания, никто её не заметит. Это всё очень полезные характеристики, и это просто как будто ты едешь на обычной машине. На ней я и езжу каждый день.
Я прочитал несколько лет назад, что в Формуле-Renault тебя нужно было будить перед гонками, чтобы усадить в болид. А сейчас как часто тебя можно застать спящим перед гонкой?
- Обычно я сплю перед гонкой, если у меня на это есть время, но это зависит от графика. Иногда это может быть всего лишь полчаса. Я люблю спать, когда могу.
Тату на твоём предплечье имеет какое-то определённое значение?
- Нет. Вообще не имеет никакого значения.
Как вы стали близкими друзьями с Себастьяном Феттелем? И кто из вас лучший в бадминтоне?
- Определённо, в бадминтоне лучше я; до сих пор я выигрывал каждый раз. Мы встретились, я не помню, на какой гонке, но это была вечеринка, и затем мы начали разговаривать. Он просто нормальный парень. Мы друзья, мы жили очень близко друг от друга, и всё закончилось тем, что мы начали играть в бадминтон. Хотя теперь, поскольку он переехал, мы в течение некоторого времени больше не играем. Последний раз играли в прошлом году.
Кими, я тоже большой поклонник Джеймса Ханта. Что тебя больше всего восхищает в нём?
- Дело не только в нём, дело больше в том времени, когда он гонялся. Оно выглядело более весёлым и более расслабленным, и я уверен, что было бы здорово гоняться в одно время с ним. Мне по душе стиль того времени… тогда всё было несколько иначе, чем сейчас.
Твоё имя находится в списке благодарностей на обложке альбома Guns N’Roses “Chinese Democracy” (November 2008 on Geffen Records). Ты можешь нас просветить, почему?
- Я знаком с Акселем, и первый раз встретил его в Англии, я не помню год, что-то вроде 2004. Guns N’Roses выступали с концертом, я пошёл на него посмотреть, мы разговорились, может быть, поэтому. Когда я был моложе, я был фанатом их музыки.
Какую пользу принесло тебе то, что ты покинул F1 и сконцентрировался на WRC? Ты бы порекомендовал другим гонщикам F1 поступить также?
- Мне бы по-прежнему хотелось гоняться в ралли одновременно с F1. Не думаю, что это может как-то повредить, но я знаю причины, по которым они не разрешают этим заниматься, потому что был один отрицательный опыт, но вы можете попасть в аварию где угодно и на обычных дорогах. Я люблю ралли, это совсем другое, это сложный вид спорта, и это большое удовольствие. Не знаю, помогает ли это, когда кто-то гоняется в ралли, но это совершенно точно не вредит. Это нелегко, но мне определённо хотелось бы заняться этим снова – надеюсь, так скоро, как только смогу. Но это зависит от многих вещей.
Кими, ты известен своей немногословностью.Как бы ты описал свой сезон 2013 года, как он проходил до сих пор, в трёх словах?
- Not too bad/Ничего так себе.
Эти медийные обязанности навевают на тебя скуку? Чем бы ты занялся, если бы у тебя сейчас было свободное время?
- СМИ – часть работы, так было всегда. Если откровенно, это не та причина, по которой я здесь нахожусь, я не большой любитель всего этого, но я знаю, что в F1 есть много разных вещей помимо собственно пилотирования. Это нормально, одна и та же история, одни и те же люди на протяжении многих лет, так что, СМИ, это просто часть F1.
Ты, вероятно, будешь гоняться в Red Bull вместе с Себастьяном Феттелем в следующем году?
- Не знаю. Я говорил много раз, что у меня ещё нет контракта на следующий год. Поэтому я не могу ответить. Если б я знал, был бы счастлив рассказать об этом, так что людям стоило бы перестать задавать мне один и тот же вопрос, потому что на сегодняшний день нет ничего.
Ты на самом деле “having a s**t” в Бразилии в 2006, когда Мартин Брандл спросил тебя, по какой причине ты пропустил церемонию чествования Шумахера/Пеле?
- Само собой, да. Я не вру. В противном случае я бы этого не говорил. Я был в туалете.
Не хочешь ли ты как-нибудь встретиться со мной? (Mary Armant, США – о, какое-то разнообразие девушка попыталась внести, но Кими не повёлся).
- Не знаю. Это зависит от многих вещей. Ты встречаешься с кем-то, кого считаешь приятным человеком, и отлично проводишь время, но я не могу вот так вот просто взять и сказать “да”.
Какой именно болид F1, из любой формулической эпохи, ты хотел бы пилотировать больше всего?
- Я хотел бы пилотировать машины из 1970-х или 1960-х. Я лишь видел эти болиды с близкого расстояния и сидел в них, но никогда не ездил на них. Было бы здорово посмотреть и почувствовать, каковы они в деле. Думаю, это будет совершенно другая история в сравнении с современными болидами.
На выбор – Vodka или Red Bull?
- Водка. (“Классика жанра” – Эндрю Бенсон, ВВС об этом ответе Кими)
Кими, твоя любимая еда, любимый напиток и любимый город?
- Нет чего-то одного. Я люблю курицу и макароны, и очень люблю молоко, особенно, когда я дома. Но не коктейль “White Russian”, с этим я завязал… (так-то, см. выше - я не вру). А мой любимый город, вероятно, Цюрих. Он весёлый и не слишком большой.
Кими, если бы коктейль носил твоё имя, каким должен был бы быть его рецепт?
- Наверно, водка, содовая и апельсиновый сок.
Что лучше демонстрирует мастерство и талант гонщика: F1 или WRC?
- Я бы сказал, что ралли, потому что это очень трудный вид спорта, в котором вы должны быть сконцентрированы на всём и сразу. В F1 ты можешь выучить трассу, а в WRC меняется каждый поворот на каждом участке, поэтому лично я считаю, что ралли намного сложнее. Может, парни из ралли сказали бы, что F1 сложнее, но, с моей точки зрения, всё в точности наоборот.
Кими что вызывает твою улыбку?
- Многие вещи вызывают улыбку, не что-то одно. Хорошие вещи.
Привет, Кими. Насколько это трудно, гоняться на быстроходном катере, будучи одетым в костюм гориллы?
- На самом деле, я этого не делал. Но все думают, что я это делал. Я был в том катере, но я его не вёл. На фото, которое было опубликовано, был не я, но никто об этом не знает, потому что на мне тоже был точно такой же костюм – нас таких там было шестеро.
О чём ты подумал, когда в прошлом году ты выехал на ту запасную дорогу, в Бразилии, и обнаружил перед собой запертые ворота?
- Я уже ездил по этой запасной дороге раньше, но тогда там не было ворот. Поскольку я выехал за пределы трассы, я знал, что будет быстрее проехать той дорогой (логично), но на сей раз там были ворота, пришлось поворачивать и возвращаться. Надеюсь, в следующий раз ворота будут открыты.
Когда ты впервые заинтересовался автогонками?
- Один из сыновей друзей моих родителей гонялся на карте – я отправился на него посмотреть. Но до этого я немного занимался мотокроссом. И мой брат тоже.
Любимое мороженое?
- Вероятно, ванильное и шоколадное.
Имея в виду твою любовь к мотобайкам, ты никогда не рассматривал возможность попробовать свои силы, гоняясь на них вместо болидов?
- Я и сейчас это делаю, когда есть возможность. В Финляндии я принимал участие в нескольких небольших мотогонках, и если бы у меня было больше свободного времени, я бы занимался этим больше.
Ты когда-нибудь вернёшься назад в Феррари?
- Не знаю. Я говорил о многих вещах, что никогда больше их не сделаю [из того, что нам известно, "больше никогда" – это F1]… но ты никогда не можешь знать [что произойдёт].
Тебе симпатичны какие-нибудь другие гонщики?
- У меня хорошие отношения с большинством из них, но гонщик, которого я знаю больше всего, это Себастьян. Я не знаю других, я без понятия, чем они занимаются, и если сказать, как есть, то меня это не очень-то и интересует.
Вы любите всякие прибамбасы/гаджеты, какая игрушка стала вашим последним приобретением?
- Если откровенно, у меня не так много таких “штучек”: было несколько машин, но я их продал. В настоящее время моя любимая “игрушка” – байк для мотокросса.
Что не даёт вам спать по ночам?
- Многие вещи: мне нравится не спать по ночам. Когда я нахожусь дома, я встаю поздно. Всегда предпочитал бодрствовать ночью.
Половина сезона уже позади, каковы твои ощущения насчёт способности выиграть чемпионский титул в этом году?
- Конечно, это трудно. Если посмотреть на нашу скорость в последних нескольких гонках, то это было нелегко. Но мы будем стараться до тех пор, пока будет сохраняться последняя возможность, потому что, кто знает, произойти может всё, что угодно.
Из всех видов авто-мотогонок, которые ты пробовал, какие именно стали для тебя наибольшим вызовом? И есть ли что-то, чего ты ещё не пробовал, но хотел бы попробовать?
- Мне как-то предложили попробовать байк Ducati Moto GP, но я не уверен, будет ли у меня на это время – было бы приятно попробовать его однажды, просто чтобы посмотреть, насколько он будет быстр.
Тебе доставило удовольствие время, которое ты провёл в армии?
- Нет. Оглядываясь назад, это было весело – я имею в виду “весело“, когда я вспоминаю об этом. Но в то время, мне всё это совсем не доставляло, и я хотел, чтобы это закончилось.
Насколько близок ты был к тому, чтобы гоняться за Williams, когда ты возвращался в F1?
- Я был очень близок к этому (всё могло бы быть иначе для обеих сторон). У нас были обсуждения, но насколько плотные? Они не были настолько плотными, как с Lotus, но это и не было совсем недостижимым. Не думаю, что всё пошло полностью именно так, как ожидалось.
Кому бы ты с большей охотой врезал? Серхио Пересу или Луке ди Монтедземоло?
- Не отвечаю на этот вопрос.
Ты куришь?
- Иногда (ну а чего, в самом деле, нельзя же все привычки сразу оставлять, хорошенького понемножку завязал с “Белым Русским“, завяжет и с этим, наверное, может быть, когда-нибудь).
в скобках примечания переводчика,
литературный перевод: Юнити.