Райкконен: О прошлом, настоящем и будущем

23.07.2013 11:14

Среда, 17 июля 2013, 21:15 МСК.

Кими Райкконен: "Мое решение будет зависеть от всех аспектов, а не от одного из них"

В Ф-1 пока еще не совсем наступила Райкконен-мания, но уже очень похоже. Финн, осчастлививший Lotus, стал объектом всеобщих притязаний, особенно со стороны Red Bull, и не отказывается отвечать на вопросы по поводу своего будущего.

Не будем называть это реваншем, скорее это развлечение. Человеку, брошенному без особых церемоний командой Ferrari в конце 2009-го, такое яркое медийное возвращение на авансцену Ф-1 приносит определенное удовлетворение. И хотя ему смертельно скучно на пресс-коференциях, похоже, что ему все же в некоторой мере нравится отвечать на вопросы журналистов, жаждущих проникнуть в тайну его мыслей. " Red Bull или не Red Bull?" – вот вопрос, который терзает СМИ. В Ф-1 память и благородство одинаково недолги, и ей ничего не стоит возвеличивать сегодня то, что она сжигала вчера. Похоронено устранение из Ferrari ради Алонсо, забыт сложный опыт в WRC, испарились насмешливые комментарии, вызванные его возвращением в начале 2012-го, сегодня мы чествуем спортсмена, мы хвалим его независимый дух, мы превозносим его отличие от других. Атипичность снова в моде в паддоке. А он, за черными очками и с ирокезом, спрятанным под кепкой, расслабленно наблюдает за человеческой комедией, разыгрывающейся перед его глазами.


Возвращение на первый план в Нюрбургринге после серии менее удачных результатов. Lotus получил новый импульс?
- Как по мне, то мы никогда и не останавливались. В Монако все видели, что произошло, а в Канаде у нас были проблемы с тормозами. Наша настоящая скорость никогда не была под вопросом. В Германии мы просто достигли нашего настоящего уровня.

Этот результат, полученный при нынешних обстоятельствах, пришелся как раз вовремя, ведь скоро пора проводить переговоры?
- Я никогда не был заложником чьего-либо решения, касательно моего будущего. С этой точки зрения, он мне ничего не принес. Я сам приму свое решение, а не обстоятельства или кто-то другой навяжут мне его.

Когда вы примете его?
- Без понятия. Еще нужно обсудить немало вопросов, а это занимает много времени. У меня нет крайней черты.

Что может сыграть в пользу Red Bull? Наличие технического директора Ньюи?
- Причин всегда несколько. Есть причины, связанные с гонками, и причины, связанные с около-гоночными вопросами. Я никогда не принимал свое решение, основываясь только на одном элементе или одном человеке. Это может показаться удивительным, но я люблю детали. Я уже управлял болидами, спроектированными Ньюи, и Red Bull меня "хотят", но у них есть и другие варианты. Время покажет.

Сыграют ли деньги роль в принятии решения?
- Это важный аспект, но не единственный. Каким бы ни было решение, финансовое положение будет похожим на нынешнее.

Вы более или менее дружите с Феттелем. Может ли это оказать влияние?
- Никакого. Еще раз, мое решение будет учитывать все аспекты, а не только один. Нужно обсудить очень многое. Единственное, что я сейчас могу сказать, это то, что я пока ничего не знаю.

Сам он не скрывает, что принял бы вас с распростертыми объятиями, но в Red Bull он у себя дома. Рискованно ли для вас пилотировать с ним в одной команде?
- Я никогда не забраковывал и не навязывал напарника. Впрочем, меня никогда об этом и не просили... Что, в общем-то хорошо, потому что мне абсолютно на это плевать. С одной стороны, будет интересно с ним сразиться на одинаковой технике, ведь естественно, сложно судить о пилотах, когда они выступают на разных болидах. Это был бы серьезный вызов, но мы здесь именно для этого.

Вы все еще играете вместе в бадминтон?
- Меньше, так как он переехал, и это стало сложнее. Мы один раз играли в прошлом году между двумя гонками.

Вы примете решение со своим менеджментом или однажды утром, встав с постели?
- Я сам принимаю свои решения. Таким образом, хорошие они или плохие, я могу винить только себя.

Вы уже вели серьезные переговоры с Лопесом и Булье насчет вашего будущего?
- Да, это вполне естественно. Мы работаем вместе с начала прошлого года и, разумеется, мы разговариваем. Я уверен, что состоится еще немало встреч и обсуждений, прежде чем будет принято то или иное решение.

Похоже, что вам хорошо в команде Lotus, "комфортно", как вы иногда говорите... Что именно это значит, чувствовать себя хорошо в команде?
- Для меня это значит делать то, что я хочу делать. Вот и все. Мне говорят, что это роскошь, но я не знаю. Я был лишь в нескольких командах. Каждая из них была другой, с хорошими и менее хорошими вещами. Идеального мира не существует.

Но ваша личная свобода всегда была приоритетом?
- Да, с этой точки зрения я всегда стараюсь получить как можно больше. В некоторых командах вы должны делать больше, чем в других. Это во многом зависит от спонсоров. Для меня главное иметь возможность заниматься своими делами. Так всегда было раньше и это не изменится завтра.

Расслабленно ли вы чувствуете себя в Lotus по сравнению с годами, проведенными в McLaren и в Ferrari?
- Я не сказал бы, что расслабленно, но по-другому. У каждой команды свой стиль, своя торговая марка. У них разное происхождение, что и делает их такими разными. Здесь (в Lotus) я могу делать больше, чем в других командах, и я очень ценю эту свободу. Это именно то, что я хотел, чтобы было прописано черным по белому в контракте. Это было одним из условий моего возвращения. Мне хотелось больше равновесия между профессиональной и личной жизнью. Но знаете, все относительно, так как я без сомнения сейчас работаю больше с Эриком и Жераром, чем я, к примеру, когда-либо работал с Роном.

После вынужденного ухода в 2009 году, двух лет в WRC, испытательного возвращения в прошлом году, удивлены ли вы сегодня тем, что стали объектом всеобщих притязаний?
- На самом деле нет. Мое возвращение было неплохим, и этот сезон складывается довольно хорошо. В Ф-1 все меняется очень быстро. Есть немало причин, объясняющих произошедшее в прошлом, но ничего не изменить. Лучше смотреть в будущее. Я просто делаю свою работу и, похоже, некоторым это нравится. Я просто стараюсь сделать все как можно лучше для себя и для команды.

Не является ли альянс Red Bull - Renault весомой гарантий по сравнению с такими командами, как Ferrari или Mercedes?
- Но ведь у Red Bull и Lotus один поставщик моторов? Я не знаю, что Renault делает с Red Bull, но знаю, что Lotus очень близок с Renault, и две компании тесно сотрудничают. Я не думаю, что в этом плане есть какая-либо разница. Renault очень справедливая фирма, и эти аргументы не повлияют на мое решение.

Ваше решение еще больше осложняется серьезным изменением технического регламента в 2014 году с приходом гибридных турбомоторов v6?
- Решение принимается на определенном этапе с определенным набором информации, и надо с этим смириться. Главная неизвестная на данный момент – это качество моторов у одних и у других производителей. Я уверен, что все топы построят хорошие болиды. Но кроме этого, да, может возникнуть большая разница в том, что касается силового агрегата.

Не хочу прозвучать пренебрежительно, но Lotus казался запасным вариантом для вашего возвращения в Ф-1 в прошлом году. Удивлены ли вы уровнем конкурентоспособности Энстоуна?
- Никогда не узнаешь своего положения относительно других до того, как испробуешь машину, но машина двухлетней давности была очень хороша. Это уже был показатель. Мы очень хорошо вместе работали и достигли прогресса. Я должен сказать, что с момента моего прихода в Lotus все было идеально. Без них я бы никогда не вернулся в Ф-1.

9 побед с McLaren, 9 с Ferrari и только 2 с Lotus... Важный ли это элемент для принятия решения?
- Вы не можете сказать, что мы неспособны выигрывать гонки, потому как мы их выигрываем. Я в Ф-1 не для того, чтобы играть роль статиста, и если бы я считал, что Лотус не может позволить мне выиграть, меня бы просто здесь не было.

Каковы ваши лучшие шансы на победу в следующих гонках?
- Не знаю. Трассы, которые нам подходили в прошлом году, в этом году не станут для нас неподходящими. В смысле сейчас я думаю, что мы можем побороться везде.

Вы все еще верите, что сможете побороться за титул в этом сезоне?
- Нам это удалось в прошлом году... Мы вернулись в ту ситуацию, в которой были в начале года, впереди еще много гонок, да, все возможно.

Действительно ли вы мечтаете о втором титуле после первого, завоеванного в 2007-ом?
- Целью всегда является победа в гонках и в чемпионатах. Мы здесь для этого. Если в этом году не получится, я снова попробую в следующем. Если не получится, значит не получится, по меньшей мере, мы пытались.

Что вас действительно мотивирует?
- Я люблю гонки, а из гонок нет ничего лучше Ф-1. Если вам повезло оказаться здесь, вам не нужно, чтобы кто-то давал вам пинка по утрам. Я хочу выигрывать больше. Если мне это удастся, тем лучше. Если нет, это не изменит мою жизнь.

Нравятся ли вам гонки, где все решает обращение с покрышками?
- Если правила одинаковы для всех, то меня это не беспокоит. Все равно не я решаю, должны шины продержаться семь кругов или всю гонку. Такова реальность, и я принимаю это, как есть. Иногда мы разбираемся с этим лучше остальных, иногда нет. У нас стало больше атак и сражений, чем пять лет назад. Сегодняшняя Ф-1 отличается от той, что была 20 лет назад, но это по-прежнему Ф-1.

Сколько времени вам потребовалось, чтобы вернуться на свой лучший уровень?
- Сложно сказать. Вопрос не в скорости, так как она или есть, или её нет. На самом деле вопрос, скорее в том, как научиться работать с командой, с инженерами, а им научиться работать со мной. Вот что занимает больше всего времени. Еще раз повторюсь, это всего лишь работа.

Взяли ли вы что-нибудь полезное из ралли?
- Нет, ничего, что могло бы мне позволить сказать, что я достиг прогресса в той или иной области благодаря ралли. В то же время, это никак меня не ухудшило. Это два разных спорта, которые ничего друг другу не дают, но и ничего не забирают.

Следите ли вы за успехами Роберта Кубицы в ралли?
- Я его совсем не знаю, но вижу его результаты. Насколько я могу судить, он постоянно улучшается. Он гениален! Это хорошо для него и для ралли.

Некоторые считают, что в вас есть что-то от Джеймса Ханта, вы согласны?
- Не знаю. Я его не знал, только видел картинки той Ф-1 70-х, которая кажется более веселой, расслабленной, но и более опасной. Кстати, возможно, именно из-за этой опасности атмосфера вне кокпита кажется более дружелюбной, со стилем, который отличается по всем параметрам. Да, думаю, что ту Ф-1 я бы тоже полюбил.

текст: Жан-Мишель Деню.
перевод: demetra.

* Отредактировано автором 23.7.2013 в 13:17
10 Отзывов