Чужие колеи современной Формулы-1

22.04.2025 22:09

... Попал в чужую колею, глубокую.
Я цели намечал свои на выбор сам,
А вот теперь из колеи не выбраться...
(В.С. Высоцкий, фрагмент стиха "Чужая колея")


Давно не было здесь на Портале самой проверенной и безошибочной статистической алхимии. Надо исправлять сей недостаток ))))
Свою предыдущую статью для Портала я написал в конце 2021 года, и посвящена она была, в числе прочего, итогам финального Гран-при сезона в Абу-Даби.
Начинать новую статью приходится с той же самой гонки, ибо её результаты по факту во многом предопределили спортивные итоги нескольких последующих лет, включая и нынешний сезон, который пока ещё находится в своей начальной стадии.
Итак, во время гоночного уикенда 10-12 декабря 2021 года в Абу-Даби Формула-1 стремительно приближалась к глобальной статистической развилке. В случае появления в Ф1 первого восьмикратного чемпиона мира весь дальнейший путь Королевы автоспорта вполне мог встать на рельсы последовательного штампования первых в истории спортивных достижений.
Конечно, был риск, что штамповальщиком достижений являлся бы один лишь Льюис Хэмилтон (первый девятикратный, десятикратный..., обладатель 200 поулов,  200 Гран-При и т.п.). Но могло бы быть и по другому. Только представьте, что ни год, то новый чемпион мира без каких-либо статистических закономерностей. Но к чему теперь подобные предположения. Эта статистическая ветка не реализовалась. Потому что 12 декабря 2021 года в Ф1 появился второй семикратный, не ставший восьмикратным. И ещё появился второй гонщик, выигравший титул в составе "Ред Булл". Второй там, второй здесь... И Ф1 встала на путь повторения современными героями гонок чужих достижений. Т.е. на путь следования чужими колеями. Что вы без меня и наблюдали следующие три года, а теперь наблюдаем вместе в нынешнем сезоне.

https://i.postimg.cc/3JS6VtN4/image.jpg

Тот самый подиум в Абу-Даби-2021. Льюис, судя по выражению лица, уже понял в какую чужую колею встрял... А Максу всё норм. На следующие три года как минимум.

Макс Ферстаппен.
Нидерландец плотно встрял в чужую колею имени Себастьяна Феттеля и в рамках этой колеи взял в составе "Ред Булл" четыре титула подряд. При этом Макс, вполне в духе героя одноимённой песни Владимира Высоцкого, существенно углубил эту самую чужую колею.
Себастьян в своё время в ходе чемпионской серии 2010-2013 годов одержал 34 победы в 77 гонках (44 % от общего числа стартов) с минимальным числом побед в сезоне равным пяти (дважды) и максимальным равным тринадцати.
Макс в ходе собственной чемпионской серии выиграл 54 Гран-При из 90 (60 % от общего числа стартов) с минимальным числом побед в сезоне равным девяти и максимальным равным девятнадцати.
Остаётся только позавидовать тому парню, который в будущем станет третьим по счёту чемпионом мира в составе "Ред Булл". Увязнет бедолага в победных традициях буквально по уши, на беду болельщикам всех прочих гонщиков Ф1 ))))
Сейчас Ферстаппен находится в уникальном положении, потому что не избежит той или иной чужой колеи независимо от исхода борьбы за титул 2025 года. Если проиграет, значит чужая колея имени Феттеля переломит через колено все его чемпионские амбиции. Если выиграет, значит транзитом проследует из нынешней чужой колеи в чужую колею имени Михаэля Шумахера, который в своё время брал пять титулов подряд в составе одной команды.
При этом, если Макс реализует вариант с чужой колеёй  имени Михаэля, то для того чтобы безоговорочно её углубить по всем основным статистическим показателям нидерландцу потребуется выиграть не меньше одиннадцати гонок в сезоне. Только в этом случае процент победных гонок в пяти подряд чемпионских сезонах у Ферстаппена станет выше, чем у Шумахера (57 % против 56,5 %). Михаэль свои проценты заработал выиграв в сезонах 2000 - 2004 годов 48 гонок при 85 стартах.
Впрочем, начало нынешнего сезона мягко (пока ещё мягко) намекает, что хорошо углублённая чужая колея имени Феттеля может Ферстаппена не отпустить... Но в любом случае один из возможных сценариев дальнейшей карьеры нидерландца заслуживает отдельной статьи, поэтому сейчас ставлю многоточие и переключаюсь на нынешнего семикратного чемпиона...

https://i.postimg.cc/7PBmZfkj/image.jpg

Макс Себастьяну: "Что за дела? Не мог что ли титулов шесть-семь подряд взять? Четыре - мало! Короткую колею проложил!"

Льюис Хэмилтон.
Приключения британца в чужой колее имени того же Михаэля Шумахера, только связанной не с чемпионскими, а с постчемпионскими результатами первого семикратного чемпиона мира, гораздо интереснее.
В самом деле, статус семикратного чемпиона мира однозначно определяет своего владельца как гонщика успешного и в своём деле более чем компетентного. Тем удивительнее на редкость синхронное снижение результатов у обоих обладателей этого почётнейшего статуса.
Судите сами. Вот общий вектор развития постчемпионской карьеры Михаэля Шумахера.
1. За пять сезонов, проведённых в Ф1 в статусе семикратного чемпиона мира, Михаэль отметился выступлениями за две команды: "Феррари" и "Мерседес".
2. В составе той команды, в которой он взял большинство своих титулов, т.е. в"Феррари", немец стал по разу бронзовым призёром и вице-чемпионом.
3. Помимо этого у Шумахера есть и такие "достижения":
- три сезона без собственных побед в Гран-При;
- два сезона, в которых его команда не выиграла ни одной гонки;
- три сезона с проигрышем в ЛЗ партнёру по команде.
Теперь приведём в том же стиле вектор развития постчемпионской карьеры Льюиса Хэмилтона.
1. За неполных пять сезонов, проведённых в Ф1 в статусе семикратного чемпиона мира, Льюис отметился выступлениями за две команды: "Мерседес" и "Феррари".
2. В составе той команды, в которой он взял большинство своих титулов, т.е. в "Мерседес", британец стал по разу вице-чемпионом и бронзовым призёром.
3. Помимо этого у Хэмилтона есть и такие "достижения":
- два сезона без собственных побед в Гран-При;
- один сезон, в котором его команда не выиграла ни одной гонки;
- два сезона с проигрышем в ЛЗ партнёру по команде.
Как видите, второй семикратный успел отметиться по всем основным вехам постчемпионской карьеры первого семикратного. Да, в третьем пункте  имеются различия по числу сезонов в каждом из дефисов. Но это пока. Пятый сезон Льюиса Хэмилтона в статусе семикратного чемпиона мира ещё продолжается. И соотношение сил в пелетоне, которое успели продемонстрировать первые гонки текущего сезона, позволяет с ненулевой вероятностью предположить такое развитие событий, при котором "Феррари" не выиграет ни одной гонки в сезоне, а Леклер финиширует в ЛЗ выше Хэмилтона. И тогда по каждому дефису третьего пункта будет полное соответствие. А если его по факту и не случится ("Феррари" что-то выиграет усилиями любого из своих гонщиков или Леклер уступет Хэмилтону в ЛЗ, или случится и то и другое вместе), то всё равно сходство будет достаточно сильным.
И опять таки, у Льюиса есть возможность чужую колею углубить. Например, в части большего количества сезонов в статусе семикратного чемпиона мира...
Но освещения одного только общего вектора развития постчемпионской карьеры обоих семикратных мало. У них оказалось немало общего и в отдельно взятых деталях.
По итогам 2021 года у Льюиа Хэмилтона серия сезонов подряд, в которых он побеждал хотя бы в одной гонке, достигла отметки 15 (вся карьера британца и состояла из этих 15 лет). Такая же по длительности серия сезонов с победой хотя бы в одной гонке была и у Михаэля Шумахера. Эффект чужой колеи сказался уже на следующий год, когда Льюис впервые в карьере провёл сезон без побед и не смог перекрыть рекорд, у которого так и осталось два владельца.
В 2012 году Михаэль Шумахер стал участником интересного сценария. Семикратный чемпион не выиграл ни одной гонки, но партнёр по команде Нико Росберг принёс "Мерседес" единственную за весь сезон победу в Гран-При. Одолел Росберг Шумахера и в ЛЗ. Прошло 10 лет.
В 2022 году Льюис Хэмилтон стал участником интересного сценария. Семикратный чемпион не выиграл ни одной гонки, но партнёр по команде Джордж Расселл принёс "Мерседес" единственную за весь сезон победу в Гран-При. Одолел Расселл Хэмилтона и в ЛЗ.
Михаэль Шумахер в статусе семикратного чемпиона мира умудрился выдать серию из 60 гонок подряд без побед. Эта серия включала в себя две последние гонки 2006 года за "Феррари" и все 58 гонок Михаэля за "Мерседес" в 2010 - 2012 годах. Льюис Хэмилтон в статусе семикратного чемпиона мира умудрился выдать серию из 56 гонок без побед (все за "Мерседес"). Эта серия включала в себя последнюю гонку 2021 года, все гонки 2022 - 2023 годов и одиннадцать гонок 2024 года. Если кто-то видит здесь глобальное статистическое несоответствие, я не виноват. А если рассматривать гонки семикратных только в составе "Мерседес", то счёт 58:56 - это лишь чуть-чуть не робингудовское попадание стрелой в стрелу.
Такие вот дела. Такая вот чужая колея. Такое вот бремя семикратных.

https://i.postimg.cc/QxHS9hNC/image.jpg

- Михаэль, что ты чувствуешь, выдавая такие скромные результаты в ранге семикратного чемпиона?
- Сложно описать словами, Льюис. Пока ты сам этого не  не прочувствуешь, не поймёшь.
- О! Спасибо за добрые пожелания стать семикратным чемпионом!
- Когда ты им станешь, мои пожелания перестанут быть добрыми...

Ну а теперь позвольте осветить карьерные перспективы ещё нескольких участников современного пелетона. Если чужими колеями следуют такие глыбы как Ферстаппен и Хэмилтон, то остальным сам бог велел делать то же самое. А некоторые чужие колеи вполне могут вывести и к титулу.
Джордж Расселл.
Чуть выше по тексту Джордж уже упоминался мной в качестве гонщика, сыгравшего ту же роль при Льюисе Хэмилтоне, какую Нико Росберг сыграл при Михаэле Шумахере. Впоследствии Росберг стал чемпионом мира. Соответственно и Расселлу можно засчитать чемпионскую карму. Опишем эту карму красивыми словами. Семикратные рано или поздно покидают "Мерседес", а их бывшие партнёры продолжают караулить шанс в составе этой команды. Один уже подкараулил. Второй в процессе.

https://i.postimg.cc/yYtj0tWP/image.jpg

Та самая единственная за весь 2022 год победа в Гран-При для "Мерседес", добытая в Сан-Пауло Джорджем Расселлом. С тех пор Джордж следует в Ф1 чужой колеёй имени Нико Росберга. Вопрос только в том, когда эта колея выведет Расселла в чемпионы.

Ландо Норрис.
Здесь просто неубиенная чемпионская карма! Ещё в 2021 году (я тогда продолжал смотреть гонки, хотя интерес уже шёл на спад) по итогам Гран-При Италии, пусть не без сопутствующих и благоприятных гоночных обстоятельств, гонщики "Макларен" Даниэль Риккардо и Ландо Норрис принесли своей команде первый за много лет дубль. Это был 48-й по счёту дубль для "Макларен", и ни разу, повторяю, ни разу (!) за всё время существования команды не было такого, чтобы среди гонщиков, приносивших дубль не было ни одного чемпиона мира: бывшего, действующего или будущего. Это был всего третий случай, когда ни один из гонщиков на момент дубля не был чемпионом мира. В 1997 году по итогам последней гонки сезона в Хересе на две высшие ступени подиума поднялись Мика Хаккинен и Дэвид Култхард. В когорту чемпионов в результате вошёл Хаккинен. А в 2005 году в Бразилии дубль команде принесли Хуан-Пабло Монтойя и Кими Райкконен. В чемпионскую когорту в результате вошёл Райкконен. В 2021 году было не очень понятно, кто из двух гонщиков "Макларен" ухватил чемпионскую карму за хвост. Но с течением времени методом исключения остался только Ландо. К настоящему времени чемпионская карма Норриса усилилась ещё двумя дублями за "Макларен" в партнёрстве с Оскаром Пиастри, который выиграл обе эти гонки. Так что, пусть и с несколько большим временным интервалом, чем у предшественников, но где-то в будущем хотя бы один титул Ландо поджидает. Кстати, может получиться красивый статистический сюжет. Хаккинен стал чемпионом на следующий год после дубля в гонке на пару с Култхардом. Райкконен получил титул спустя два года после судьбоносного дубля на пару с Монтойей.
По закону геометрической прогрессии Норрис вполне может очемпиониться через четыре года после своего участия в дубле, т.е. в 2025 году. Типа, Ферстаппен отбыл четырёхкратную повинность в чужой колее имени Феттеля, и вот настало время победы Норриса, следующего чужой колеёй имени всех гонщиков "Макларен", приносивших дубль своей команде.
Фото дубля гонщиков "Макларен" 2021 года.

https://i.postimg.cc/cJMcyJh9/image.jpg

Подиум по итогам Гран-При Италии 2021 года. Ландо Норрис (на фото крайний слева) только что обрёл чемпионскую карму. Тогда подобное утверждение могло вызвать улыбку. В настоящее время это вполне вероятный сценарий.

Оскар Пиастри.
Резвость, проявленная австралийцем на старте сезона, вполне может означать, что этот парень тоже решил воспользоваться удачной статистической ситуацией с дублями за "Макларен" и ворваться на пару с Норрисом в чужую колею имени вышеупомянутых гонщиков, чтобы увязнуть в ней по самый будущий титул. Статистика подобный расклад не возбраняет. Фразу "как минимум один будущий чемпион" можно понимать и как "оба - будущие чемпионы".

https://i.postimg.cc/XJjkV0DV/2.jpg

Подиум по итогам Гран-При Венгрии 2024 года. Очередь крайнего слева на фото (Норриса) в походе за титулом ещё не подошла, а количество стоящих в очереди, вероятно, возросло за счёт второго слева (Пиастри). Это не точно, ну а вдруг...

Шарль Леклер.
Монегаску очень даже повезло, что он оказался очередным партнёром по команде семикратного чемпиона мира. Опыт того же Нико Росберга предвещает благоприятные перспективы с точки зрения получения в будущем чемпионского титула для любого гонщика, опередившего в ЛЗ семикратного партнёра по команде. И для этого вовсе необязательно выигрывать одну гонку в том сезоне, в котором произошла подобная оказия, ибо Росберг дважды побеждал Шумахера в ЛЗ в те годы, когда "Мерседес" не выигрывал ни одного Гран-При. Главное для Шарля не расслабляться, и тогда Льюиса он уделает без особого труда, ибо если судить по началу сезона, британец явно не в своей тарелке за рулём "Феррари".

https://i.postimg.cc/MT9bHrh1/image.jpg

Прошли те времена, когда Льюис Хэмилтон работал на себя и на свои титулы. Теперь он одним своим присутствием одаривает чемпионской кармой партнёров по команде. Ради этого британец готов ездить без побед в гонках и глотать пыль за этими самыми партнёрами.

Так что, очередь из тех, кто следует теми или иными чужими колеями в сторону гипотетических (точнее, гарантированных в будущем) триумфов, настолько велика, что Максу Ферстаппену может быть и не судьба покинуть чужую колею имени Себастьяна Феттеля. Но если нидерландец всё-таки сможет это сделать... Как я уже писал выше, один из возможных сценариев его дальнейшей карьеры заслуживает отдельной статьи. Так что, продолжение следует... Специально для Алексея )))

Автор статьи ROMAN grosjean (апрель 2025 года)


* Отредактировано автором 22.4.2025 в 23:20
10 Отзывов