Несбывшиеся надежды сезона 2013. Williams. Часть 1.

17.07.2013 15:47

Команда Williams представила свою новую модель под индексом FW35 самой последней в пелотоне. Это произошло в Барселоне 19 февраля перед началом второй серии зимних тестов. Такая тактика уже использовалась в прошлом году Mercedes и, по мнению конструкторского штаба, могла положительно повлиять на понимание новой резины, а заодно, дала команде шанс подольше продуть новый болид в аэродинамической трубе. Новинка выполнена в традиционной боевой раскраске и, по мнению экспертов, стала развитием прошлогодней FW34. Однако технический директор команды, Майк Кофлэн, настаивал на том, что почти 80% нового болида – это абсолютно новая разработка. Пилоты и команда с воодушевлением принялись доводить до ума новорожденного, но уже на стадии тестов у некоторых специалистов стали возникать сомнения в возможности конюшни реализовать задачи, поставленные на новый сезон. В частности, Дэймон Хилл и Мартин Брандл скептически отозвались о шансах конюшни покорить большие высоты, чем в прошлом сезоне.
Определенный оптимизм вселял состав пилотов на новый сезон. Безоговорочным лидером выглядит Пастор Мальдонадо, который в прошлом сезоне добыл единственную победу в новейшей истории конюшни, да и новичок - Валттери Боттас, выглядел достаточно основательно. Прошлый сезон, проведенный им в резерве команды, позволил ему хорошо ознакомиться со структурой конюшни и не чувствовать себя новичком, несмотря на первый боевой сезон в Формуле 1.

Первый день тестов произвел на команду ободряющее впечатление. Мало того, что болид проехал большое количество кругов, он был достаточно прогнозируем в своем поведении, хорошо держал трек и вызвал положительные эмоции пилотов. Однако в бочке мёда, нашлась и ложечка дегтя. Представители двух конюшен заметили в выхлопном тракте болида достаточно оригинальное решение, которое, по их мнению, нарушало требование регламента. Идея заключалась в том, что канал, по которому направлялись выхлопные газы, имел форму желоба, над которым имелась плоскость, фактически преобразующая эту полость в трубу. Несмотря на то, что плоскость не была цельной, а имела разрез, многие сильно засомневались в легальности этого решения. Правда, на тестах такие вольности не запрещаются, поэтому команда не стала испытывать судьбу и в дальнейшем отказалась от спорного решения.
Уже второго марта команда вывела на трек новую конфигурацию болида, которая и должна была принять боевое крещение в Австралии. Пилоты были по прежнему довольны прогрессом, достигнутым командой, надежность была на самом высоком уровне. осталось только подтвердить свое мнение в Мельбурне. Однако между тестами и официальным стартом сезона произошло событие, которое могло оказать существенное влияние на команду. 05.03.2013 скончался президент Венесуэлы Уго Чавес. Ни для кого не было секретом, что этот человек был одним из крестных отцов, которые вывели в Формулу 1 Пастора Мальдонадо. Безвременная смерть президента могла спровоцировать смену власти, что поставило бы под угрозу контракт между командой и венесуэльской нефтяной компанией PDVSA.

К великому сожалению несчастья команды не закончились с уходом венесуэльского президента. 8-го марта пресс-служба команды сообщила, что в возрасте 66 лет скончалась жена сэра Фрэнка Уильямса - леди Вирджиния Уильямс. Верная спутница жизни командира была известна всему паддоку как «Джинни» и последние годы безуспешно боролась с раком. Что сказать в такой ситуации? Тревожных предзнаменований было достаточно, но жизнь продолжается. Слухи остались слухами, и команда в полной боевой готовности отправилась в Австралию.
Уже пробные свободные заезды в пятницу выявили неприятную неожиданность. Болид явно не отвечал ожиданиям команды. Самое грустное в том, что у многих членов команды такое положение вещей вызывало нескрываемое удивление. Результаты квалификации только подтвердили тревожные выводы, во вторую часть Пробился только Валттери, что было его первой победой над напарником, но не прибавило команде хорошего настроения. Технический директор Майк Кофлэн был вынужден принять решение пересмотреть направление модернизации болида на сезон, которое команда разработала накануне старта сезона. «Надо сделать шаг назад, чтобы вернуться к той стадии, когда нам казалось, что добились значительного прогресса. Надо пересмотреть направление развития, хотя это звучит несколько упрощенно. Надо вернуться к изначальной спецификации шасси, ведь тогда мы считали, что нам удалось повысить скорость FW35». Тон Майка явно свидетельствует о том, что проблем достаточно много и команда пока не может определиться с источником их появления.

Первая гонка получилась на редкость скомканной, Пастору не удалось финишировать, а Боттас не смог и близко приблизиться в заветной очковой зоне. Усилия, предпринятые командой перед гонкой в Малайзии, к сожалению, не принесли ожидаемых результатов. В квалификации Пастор – 16, а Валттери – 18-й. Скромный результат. Правда в гонке финн смог подтянуться и финишировал в шаге от заветных очков, а Пастор из-за проблемы с КЕРС гонку окончить не смог. После второго этапа Майк Кофлэн приоткрыл завесу проблем для публики. По его мнению, все проблемы болида связаны с работой выхлопной системы с эффектом Коанда. В связи с этим он предложил отойти от этой идеи и предоставить пилотам более стабильную машину. «…На данный момент мы считаем, что используя ту же систему выхлопа, что и на FW34, мы получим более быструю машину, чем сейчас…» Красноречивое заявление, однако вскоре мы убедимся, что все шаги, предпринятые командой для достижения результатов так и не дали ожидаемых плодов. Огромный потенциал FW35, так широко разрекламированный командой в начале сезона, пока приобретает форму мыльного пузыря.

В конце марта сэр Фрэнк Уильямс объявил о назначении своей дочери Клэр заместителем руководителя команды. В Williams планировали сделать это заявление перед началом сезона, но его пришлось отложить из-за ухода из жизни Вирджинии Уильямс, матери Клэр и супруги сэра Фрэнка. Клэр Уильямс начала карьеру в Williams в 2002 году в качестве пресс-атташе команды. В 2010-м она возглавила департамент по связям с общественностью, а после размещения акций команды на бирже в 2011-м заняла пост директора по связям с инвесторами. Шаг этот вполне прогнозированный, поскольку других, более доверенных лиц в коллективе практически не осталось. К сожалению, кадровые назначения не принесли ожидаемых плодов. От гонки к гонке оба пилота стойко бились на рубеже попадания в Q2 квалификации. В гонках Пастора неприятности преследовали немного больше, чем Валттери, но эффективного финиша их усилия так и не смогли принести в первых девяти гонках сезона.

Вполне логичным в этой связи видится решение об увольнении Майка Кофлэна с поста технического директора команды. Пресс-служба Williams F1 сделала это заявление 16 июля т.г. Новым руководителем технического департамента команды станет Пэт Симондс, ветеран Формулы 1, который только что оставил пост технического консультанта Marussia F1, и вступит в новую должность 19 августа. «Finita La Comedia» - воскликните Вы, но такие кадровые перестановки не смогут в одночасье разрешить все назревшие перед командой проблемы. Пэт Симондс провел в Формуле 1 долгие 30 лет. свой послужной список этот специалист начинал в Toleman. Однако настоящего рассвета он достиг после того, как команда начала называться Benetton, а затем Renault F1. Результатом сотрудничества с Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо стали 32 победы в Гран При, четыре чемпионских титула и три Кубка конструкторов. Впечатляющие результаты! Правда в послужном списке ветерана есть и не совсем приятные страницы. После известного скандала с подтасовкой результатов Гран-при Сингапура он был отлучен от Формулы 1, организовал собственную фирму, которая занималась консультированием в области автоспорта, а последние годы работал техническим консультантом команды Marussia.

Для того, чтобы в полной мере оценить причины неудач команды Williams в нынешнем сезоне необходимо обратиться к её истории, что будет сделано во второй части повествования. Продолжение следует…
2 Отзыва