Команда Sauber представила свой новый болид с индексом С32 2-го февраля нынешнего года. сказать что он «произвел впечатление», означает покривить душой. Среди новичков 2013 по инновационному виду болид уступал разве что McLaren MP4-28. Многие ключевые компоненты аэродинамического обвеса были изложены в новой версии. Особый интерес вызывали компоновка понтонов, новый воздухозаборник и кожух моторного отсека. Было ясно, что команда нашла несколько довольно смелых решений в расположении радиаторов и выхлопных коллекторов двигателя. Изменения в области задней оси хоть и не носили откровенно революционного характера, но обещали преподнести определенный сюрприз. Заметно изменилась и окраска болида. Если в прошлом сезоне она была почти откровенно белой, с пустыми глазницами «отсутствующих спонсоров», то теперь палитра отодвинулась в серую область.
Глава команды, Мониша Калтенборн, откровенно заявляла об оптимистическом настрое коллектива и для этого были серьезные основания. Предыдущая модель показала себя с наилучшей стороны. Четыре подиума и шестое место в КК-2012 о многом говорят, до пятого места Мерседес остался взмах руки, всего 16 очков. У болида С31 был ярко выраженный плюс, он очень бережно расходовал резину, что стало приятной особенностью конюшни. Вместе с тем, добыча прошлого года была бы куда более весомой, если бы надежность болида была более высокой, а пилоты проявили большую стабильность. Но, не смотря на все огорчения, коллектив из Хинвилла выглядел достигнувшим поставленных целей.
Логично было бы предположить, что конструкторский штаб доработает прошлогоднюю модель в плане повышения надежности и проведет прагматичную модернизацию проблемных областей. Но тут и возникает вопрос, почему КБ, возглавляемое Мэттом Моррисом, решилось на кардинальные изменения в условиях отсутствия изменений в регламенте? Не нравился клюв? Меняйте, но не трогайте то, что и так себя хорошо зарекомендовало. Мало того, что боковые понтоны заметно похудели, команды внесла заметные даже неспециалисту изменения в аэродинамику задней части болида и воздухозаборник. И, наконец, самая главная, на мой взгляд, ошибка – изменили подвеску.
Питомцы герра Петера смогли в 2012 построить болид, который потенциально мог победить в гонке. Вместе с тем, переход Переса в McLaren значительно уменьшил спонсорский пакет. Монише Калтенборн пришлось сыграть Кобаяши «прощание самурайки». В сезоне 2013 команда сделала ставку на рента-драйверов, в воздухе витало ощущение, что экономическая ситуация в коллективе не самая радужная. В этой связи тем более нелогично выглядит вкладывание средств в болид, модернизация которого не поможет команде в следующем сезоне, т.к. регламент изменится до неузнаваемости.
Тут, на мой взгляд, и вырисовалась одна из самых первых причин, которые привели к несбывшимся надеждам в нынешнем сезоне. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что практически весь прошлый сезон команда провела без главного конструктора. Уже в начале сезона из коллектива ушел Джеймс Ки. Конечно, проводили его без особого восторга, но уже во второй части сезона чувствовалось, что его отсутствие во многом сдерживает развитие болида. Сложно сказать о мотивах, которые побудили талантливого инженера покинуть команду, но факт остается фактом, пика своего развития С31 достиг в Монце и на Сузуке.
После обнародования решения о переходе Перца в McLaren пилота будто подменили. Одно очко за последние семь гонок прошлого сезона далеко не тот результат, которого ожидала команда, но переход траектории в «пике» стал знаковым для команды. В новом сезоне пилотами конюшни стали Нико Хюлкенберг и Эстебан Гутьеррес. Если к первому претензий практически нет, немец уже успел зарекомендовать себя как талантливый пилот, то кандидатура мексиканца была явно связана с толщиной кошелька его протеже – Слима. Думаю, что пилотский состав коллектива тоже сослужил некрасивую службу в поисках скорости нового болида. Хотя бы одного пилота, который имел опыт общения с конструкторским штабом, нужно было оставлять. Это тоже явный промах руководства.
Я не преследую цель повторять все перипетии нынешнего сезона в исполнении команды Sauber, кратко изложу лишь свое видение ситуации по состоянию на сегодняшний день:
- на счету команды только семь очков, которые завоеваны Нико Хюлкенбергом и позволяют занимать только 8-е место в КК;
- больше половины гонок пилоты заканчивали вне призовой десятки, что говорит о низкой средней скорости болида на трассе;
- в СМИ все чаще появляется информация о наличии серьезных финансовых претензий к команде со стороны поставщиков;
- перспективы команды на проведение модернизации в нынешнем сезоне стремятся к нулю.
В последние дни дальнейшую судьбу Sauber связывают с приобретением команды группой российских инвесторов. На западе не находится людей, которые позволили бы себе удержать на плаву один из самых самобытных коллективов в Формуле 1. Но это уже совсем другая история. Пока же вопросов остается гораздо больше, чем реальных ответов. Будущее должно решиться в течении даже не дней, а часов…