Беда, как известно, не приходит одна. Самым простым вариантом было бы признание того факта, что конструкция болида не позволяет команде добиваться результатов, к которым привыкли поклонники этого коллектива за период его истории. Вторым аспектом, который повлиял на провал сезона 2013, я считаю пилотов команды. Не хочу делать скоропалительных выводов, и попытаюсь обосновать своё предположение.
В нынешнем сезоне команду покинул один из самых талантливых пилотов современности - Льюис Хэмилтон. Кто-то может сказать, что он предвидел нынешнее положение дел, кому то покажется, что его не устроила зарплата или условия, которые были ему созданы. Я не хочу останавливаться на причинах, побудивших Льюиса сменить конюшню, да и минувшего не вернешь, но в начале сезона пилоты команды не смогли в полной мере помочь команде в поисках путей выхода их провального старта.
Уже на тестах команда определилась с тем, что скорость является дефицитом для нового болида. В этой ситуации от пилотов требуется предоставить инженерам наиболее полную информацию о поведении болида на трассе, для того, чтобы определить проблемные участки конструкции и наметить пути выхода из создавшейся ситуации. Но, мы все чаще слышали только неопределенные комментарии по поводу плохой скорости. Я далек от мысли что оба пилота банально молчали, конечно нет, но наверняка разговаривали с инженерами на разных языках. Глупо обвинять Серхио в незнании английского языка, проблема гораздо глубже. Он сменил коллектив, для него McLaren МР4-28 – это абсолютно новый болид. Даже опыт более опытных пилотов говорит о том, что на старте сезона в новом коллективе сложно показать оптимальные результаты. А тут новичок. Несмотря на высокий боевой дух, у Переса еще очень мало опыта, для того, чтобы он смог толково сформулировать свое отношение к поведению нового болида. Временами в Sauber он был достаточно быстр, но к сожалению количество допущенных ошибок говорит, что его хорошие выступления были скорее исключением, чем правилом.
Дженсон Баттон в плане опыта на голову выше Серхио. Однако в его распоряжении оказался болид, который послал его в эмоциональный нокдаун в начале текущего сезона. Чем была хороша пара Баттон – Хэмилтон? Тем, что там были опытные пилоты, обладающие разными стилями пилотирования. После неудачного старта они предоставляли достаточно много информации, которая могла помочь в модернизации. Кроме того, надо учесть тот факт, что Льюис практически родился как пилот Формулы 1 именно в McLaren. Он изучил эту конюшню вдоль и поперек, для него не было секретов нигде, да и сама команда привыкла именно к нему. Это потом, после прихода Баттона в коллектив, когда они быстро смогли найти общий язык с инженерным штабом, для конюшни знакомство с Дженсом было расширением кругозора. Команде было комфортно разрабатывать быстрый болид, когда один из пилотов исповедовал агрессивный стиль вождения, а другой привносил элемент стабильности и стратегического мышления.
После эйфории первых гонок в составе McLaren перед Пересом встал вопрос упрочения своих позиций в команде. Но для того, чтобы поднять свой авторитет, ему нужно было, как минимум, опередить Дженса на трассе. Обладающий большим опытом пилот никогда бы не совершал таких необдуманных действий в гонке, какие себе позволял Чеко. К сожалению, процесс внутрикомандной борьбы тоже не оказал помощи в развитии болида. Иногда пилоты даже расходились в своих оценках ситуации на трассе, все это, косвенно, тоже стало фактором продолжающейся нестабильности. Нет, я не обвиняю пилотов конюшни в непрофессионализме. Отнюдь, но они оказались заложниками ситуации, которая приблизила заморозку модернизации МР4-28
Руководство команды наверняка видело, что на протяжении нескольких сезонов, команда явно проигрывала в некоторых аспектах организации гоночного процесса. Скорость на трассе не всегда достигается конструкцией болида. Формула 1 командный вид спорта, поэтому для достижения максимального успеха требуется оптимизация усилий всей команды при проведении всех процедур гонки. Одним из таких направлений являются действия бригады механиков во время обязательных пит-стопов. Отмена дозаправок топливом в течении гонки раскрыла определенные резервы для существенного снижения времени пребывания болида на пит-стопе для замены колес. Помимо внедрения различных приспособлений, уменьшающих время разных процессов, немаловажен и фактор слаженных действий механиков.
McLaren не всегда входила в число команд, которые действовали на пит-уолл идеально. В начале прошлого сезона именно бригада механиков стала похоронной командой значительного количества очков, которые недосчиталась команда. Были зафиксированы даже курьезные факты, когда болид «висел» на домкратах около 14-ти секунд. Вечность по нынешним меркам. Энергичные действия нового спортивного директора Сэма Майкла привели к тому, что конюшня выбилась в лидеры в этом аспекте гонки. В Хоккенхайме MP4-27 Дженсона Баттона находился в окружении своих механиков рекордно малое время – всего 2,31 секунды. Но время показало, что это была локальная победа, которая не оказала значительного влияния на общее ускорение команды. К сожалению, после некоторых «коротких» пит-стопов, колесо на болиде того же Дженса оказывалось ненадежно закрепленным, что сводило на нет усилия многих людей. Приходится констатировать, что команда так и не справилась в полной мере с повышением надежности работ на пит-стопах, как, например, в Малайзии-2013. Эта локальная битва тоже пока остается в пассиве команды.
Отдельным компонентом удачной гонки можно считать удачно выбранную тактику и стратегию. Зачастую отдельные конюшни, такие как Force India и Toro Rosso, с которыми в этом сезоне ведет наиболее плотную борьбу McLaren, используют особенности своих не самых скоростных болидов для достижения боле высоких результатов. Зачастую не благодаря, а вопреки хорошей скорости болидов Force India и Toro Rosso, этим конюшням удается добиться меньшего количества пит-стопов, что в результате приводит и к более высоким местам. Нынешний сезон смело можно занести в пассив шинникам по разным причинам, порой от них не зависящим. Но именно в этой мутной ситуации «закоренелые середнячки» находят возможности обойти McLaren.
Из всего, вышесказанного, можно сделать неутешительный вывод: «Раз неудачи повторяются из года в год, это не может быть простым стечением обстоятельств». В команде существуют серьезные системные проблемы, которые не поддаются прогнозированию высшим руководством команды и меры по предупреждению и борьбе с проблемами недостаточно убедительны. В этой связи достаточно неопределенной, на мой взгляд, является фигура Мартина Уитмарша. И дело даже не в том, что за период его «правления» команда не выиграла ни одного титула ЧМ или КК. Ни для кого не является секретом, что коллектив из Уокинга ставит перед собой только максимальные цели. Любое место, кроме первого, можно назвать если не катастрофой, то неудачным выступлением точно. Если команда на протяжении нескольких лет не может решить задачи, которые перед ней стоят, значит наверняка виновато в большей мере именно внутренние факторы.
Мартин Уитмарш прирожденный дипломат в общении с прессой и другими руководителями конюшен, не даром, он избран президентом FOTA. Многие проблемы и острые углы во взаимоотношениях сглаживаются благодаря его тактичности и природному дару убеждать. Но, по моему глубокому разумению, в штатном расписании любого коллектива нет должности «хороший парень». Для оптимальной организации работы любой команды её руководитель обязан быть и демоном и ангелом в одном стакане. Уитмаршу недостает жесткости при принятии решений. Демократия, хорошая штука, но пусть она укоренится в соседнем колхозе. Мое мнение заключается в том, что Мартин зачастую излишне либерален в тот момент, когда требуется употребить свою власть.
Совокупность всех приведенных фактов повлияла на появление другой проблемы в стане McLaren – текучесть кадров. Моряки говорят, что предчувствуя беду, первыми корабль покидают крысы. Я далек от того, чтобы проводить подобные аналогии, но за последние три года конюшню покинули специалисты, которых смело можно отнести к категории «ключевых». Сначала Пэт Фрай, затем Льюис Хэмилтон и, наконец, Падди Лоу. Уход из коллектива людей такого калибра сложно объяснить неудовлетворенностью заработной платой или условиями труда в коллективе. Это ведь не молодые специалисты с дипломатии Гарварда, это испытанные бойцы, но если они принимают такое экстремальное решение, значит, к этому их подтолкнули очень серьезные причины. Хотя больше всего, для меня лично, страшен не сам факт хода профессионалов к конкурентам, а то, что на их место приходят спорные серые фигуры. McLaren всегда славилась тем, что в её недрах воспитывались высококвалифицированные специалисты, но это не обязывает конюшню обеспечивать ими все конюшни. Замена Льюиса на Серхио Переса не выглядит в моих глазах убедительной и адекватной. Возможно, что с финансовой стороны она и оправдана, но только не со стороны повышения спортивных достижений. На место Падди Лоу вообще пока не найдена адекватная замена. Может Уитмарш думает, что какая то из топ-команд «создаст» условия кому-то из своих аналогичных специалистов для инфильтрации в Уокинг? Зря, такими специалистами не разбрасываются, им создают условия, чтобы они даже не смотрели в сторону чужих гаражей.
Чует мое сердце, что я уже порядком утомил вас своим повествованием, поэтому изложу кратко свои выводы. Ситуация, сложившаяся в McLaren, стала продуктом неправильных и неуверенных действий всех ветвей команды: боссов, технического штаба, пилотов и гоночной бригады в различных пропорциях. Каждый внес свой «посильный» вклад, чтобы колеса периодически не закручивались, а машина ползла в крутых поворотах, а не летела как приклеенная по рельсам. Пилоты зачастую теряют очки в таких ситуациях, где другие команды их находят. Руководители невнимательно относятся к профессионалам своего дела, допускают утечку кадров и нерешительно управляют коллективом.
Какие же перспективы? Расплакаться, пустить слюни или упасть в обморок Вам не дадут, господа из McLaren – и не мечтайте. Пора браться за дело и наводить порядок с максимальной жесткостью. Предстоящий год будет достаточно сложным и противоречивым. Новый регламент и новые двигатели привнесут массу переменных. Многие прогнозируют снижение эффективности аэродинамики и увеличение роли заводских команд. Возможно такая «мутная» ситуация и позволит Вам вернуться на те позиции, которых мы от Вас ждем. Будущий год будет последним в браке с Mercedes. Не стоит забывать, что этот тандем все-таки добился ярких побед, но думать нужно о будущем. Никто пока не дает гарантий, что Honda будет сладкой пилюлей от Ваших болезней. Все яркие победы добываются кровавыми мозолями и реками пота. Не забывайте об этом!