Монако стала слишком тесной для нынешних машин Ф1 !!!

29.05.2023 01:31

За свою без малого вековую историю улицы княжества видели самую разную технику – однако в последнее время бытует мнение, что обгонять здесь стало невозможно. Так ли это, разбирался Джейк Боксолл-Легг

Количество обгонов по ходу гонок Ф-1 в Монако (синим показаны дождевые гран при , рамкой период когда были разрешены дозаправки , серым фоном сезоны в которых ширина шасси составляла 1800 мм )

 

Не стоит отрицать, шанс увидеть в княжестве «трамвайную» гонку без обгонов и впрямь очень высок, а любая попытка безрассудной атаки может обойтись пилоту крайне дорого. 

Свою славу трасса в Монако завоевала еще в те времена, когда на старт выходили юркие и компактные машины – но по мере того, как росли размеры шасси, ситуация неумолимо менялась к худшему. 

20 лет назад длина автомобилей Ф1 составляла примерно 4,5 метра, а ширина – 1,8 м. И уже тогда на трассе почти не оставалось мест, где два гонщика могли бы проехать бок о бок. После этого регламент переписывали еще несколько раз, и машины «располнели» до размеров 5,5 х 2,0 метра.

Гражданский тесть Макса Ферстаппена и по совместительству трехкратный чемпион Ф1 Нельсон Пике как-то сравнил пилотирование в Монако с ездой на велосипеде по собственной гостиной. Но это было давненько, так что сейчас аналогию можно скорректировать, заменив безобидный велик на полноразмерный внедорожник. 

Машины становятся все больше прежде всего в интересах аэродинамики. Чем больше та или иная поверхность, тем больше прижимной силы она в состоянии сгенерировать. Потому-то шасси постоянно вытягиваются в длину. Этот процесс попутно позволил иначе разместить внутренние узлы и привкл к появлению узкой области «бутылочного горлышка» между задними колесами. 

В 2017-м, опять же в интересах аэродинамики, ширину машин, которая добрых два десятилетия составляла 180 см, повысили до двух метров. Цель была благой – сделать машины пропорциональнее и визуально интереснее. Но они стали прежде всего крупнее, а пилотам стало еще сложнее преследовать соперников. 

Пять лет спустя боссы Ф1 попробовали отыграть часть изменений назад, но ширина шасси так и осталась прежней. А неизбежная работа конструкторов уже к нынешнему сезону по сути свела на нет тот первоначальный эффект нового регламента, который облегчал преследование и действительно обострил борьбу на трассах в 2022-м.

Есть весомые основания говорить, что в нынешнем виде Формула 1 просто переросла трассу в Монако. Конечно, отчасти это просто вопрос восприятия. Старожилы паддока вспоминают, что уже несколько десятилетий назад, когда машины были куда компактнее, уже звучали вопросы, стоит ли оставлять этот этап в календаре. 

Впрочем, давайте попробуем оставить эмоции в стороне и оценим ситуацию с помощью холодного языка цифр. Ниже вы можете видеть диаграмму с количеством обгонов в Монако по годам. 

Рекорд 1993 года объясняется мастерством Алена Проста, который после штрафа за фальстарт смог пробиться с 22-го места на четвертое. Машины тогда были меньше и охотнее ныряли в повороты. Можно сказать, это это было последнее поколение техники, более-менее подходившее для Монако. 

Введение дозаправок (1994-2009) упростило задачу командам, которые получили возможность отыгрывать позиции за счет тактики без лишнего риска на узкой трассе. Хорошие результаты 1997-го и 2008-го объясняются дождливыми воскресеньями, хотя в 1996-м такая же погода не привела к подобному всплеску (в той гонке было так много сходов и аварий, что обгонять оказалось особенно некому и некого – под клетчатый флаг проехали три машины).

Однако примеры 2005 и 2006 годов показывают, что даже на сухой трассе в условиях дозаправок вполне можно обгонять. Но тут важно отметить, что в обоих случаях на трассу регулярно выезжала машина безопасности, собирая пелотон. 

В сезоне-2006 Михаэль Шумахер стартовал на Ferrari самым последним после памятной квалификационной аварии в повороте «Раскасс» – он опередил в реальной борьбе пятерых соперников (и это без учета разгона к первому повороту), чем изрядно повлиял на общую статистику.

С 2010-го дозаправки остались в прошлом. В первом сезоне это не сказалось на активности гонщиков, а вот со второго обгонов реально стало больше. Именно тогда в Формуле 1 появились подвижные крылья DRS, однако в княжестве они, по всеобщему мнению, не оказывают заметного влияния из-за единственной короткой зоны на стартовой прямой.

Однако едва в 2017-м вернулись машины двухметровой ширины, как цифры вновь резко упали. Вместе с длиной и шириной увеличилась и масса шасси, что неизбежно сделало их еще более неповоротливыми. 

Они просто не в состоянии преодолеть знаменитую шпильку у отеля с настройками для обычных трасс. Командам приходится устанавливать специальные подпиленные рычаги подвески и увеличивать угол поворота колес. 

После изменения размеров всего одна гонка прошла в сырых условиях – это было в прошлом году, причем асфальт высох вскоре после старта. Пока о машинах с граунд-эффектом выводы делать рано, однако едва ли стоит ждать каких-то чудес от предстоящей гонки. 

Физическая наука неумолимо свидетельствует, что крупные шасси со значительным моментом инерции не слишком подходят для кольца, которое ведет свои истоки из 1929 года. А изменения 2017-го стали для Гран При Монако просто губительными. 

В том, что дело именно в размерах машин, убедиться очень просто. В недавней гонке Формулы Е, где ширина шасси составляет 1700 мм, за 45 минут зрители увидели на этой же трассе более сотни обгонов! 

Фраза «обгонять в Монако невозможно» останется верной, только если дополнить ее словами «пока Ф1 не сделает машины меньше и легче». В противном случае рассчитывать на триллер в княжестве, увы, не приходится. 

https://ru.motorsport.com/f1/news/kak-vyshlo-chto-nevazhnaya-mashina-obradovala-mercedes-volf-obyasnil/10474959/

 

В 2022 году Формула Е представила гоночный автомобиль третьего поколения, который в следующем году будет соревноваться на уличных трассах по всему миру. Спорт называет его самым быстрым автомобилем, поскольку он способен развивать скорость до 322 км/ч.

Новый угловатый дизайн меньше во всех направлениях, чем у предыдущего автомобиля Gen2, что делает его более способным к гонкам на узких уличных трассах, таких как Монако, где проходят гоночные серии.

Чтобы обеспечить скорость до 322 км/ч, новый автомобиль Gen3 оснащен новым двигателем мощностью 470 л.с. Несмотря на дополнительную мощность, он также весит всего 840 кг, что на 60 кг меньше, чем предыдущий автомобиль. Снижение веса произошло благодаря батареям меньшего размера. Исчезли гидравлические задние тормоза, полностью замененные рекуперативными тормозами.

                                                  Comparison of Fomula E car generations

  Gen-1 Gen-2 Gen-3    
Season introduced S5 (2018-2019) S5 (2018-2019) S9 (2022/2023)    
Length 5320 mm 5160 mm 5016.2 mm    
Height 1050 mm 1050 mm 1023.4 mm    
Width 1780 mm 1770 mm 1700 mm    
Wheelbase 3100 mm 3100 mm 2970.5 mm    
Mass (including driver) 920 kg (battery 450 kg) 900 kg (battery 385 kg) 840 kg    
Maximum power 200 kW 250 kW 350 kW    
Maximum regeneration 100 kW 250 kW 600 kW    
Top speed 225 km/h 280 km/h 320 km/h    
Powertrain Rear Rear Front and rear    
Tyres Michelin Michelin Hankook    

 

 


* Отредактировано автором 29.5.2023 в 02:40
8 Отзывов