Встречайте - обновленный Альберт-Парк!

06.04.2022 15:50

 

Гран-при Австралии переехал в столицу штата Виктория в 1996 году – с тех пор конфигурация трассы в Мельбурне оставалась практически неизменной, да и асфальт на многих участках не перекладывали ни разу. 

Неизбежная эволюция техники привела к тому, что постепенно обгонов в Альберт-парке становилось все меньше, и хотя болельщики встречали Формулу 1 с прежним энтузиазмом и радушием, гонки выходили уже не столь яркими. 

В 2020-м Гран При пришлось отменить в пятницу утром, когда пилоты уже готовы были выехать на трассу, а зрители – занять места на трибунах. Не было этапа и в сезоне-2021. Теперь он, наконец, возвращается, а местные организаторы использовали возникшую паузу, чтобы подновить инфраструктуру, расширить пит-лейн, но прежде всего – в значительной степени доработать саму трассу. 

О том, что трассе нужна реконструкция, заговорили не сейчас. Пилоты и руководители команд частенько критиковали устаревшую конфигурацию, недостатки которой проявлялись все отчетливее по мере эволюции техники. Главная особенность Мельбурна всегда была в том, что тут только одна гоночная траектория, а короткие зоны торможения с кочковатым покрытием превращали атаки в дело почти безнадежное, если у гонщика не было значительного преимущества в скорости. 

В 2017 году промоутерская компания Australian Grand Prix Corporation (AGPC) заказала серьезное исследование, чтобы понять, как улучшить трассу. Итогом стал план, в значительной степени похожий на нынешний. За единственным исключением: он предлагал сделать связку 11-го и 12-го поворотов медленной «эской», жесткое торможение перед которой помогало бы обгонять соперников. 

От тех планов в итоге решено было отказаться. В AGPC сочли, что более интересные гонки не компенсируют тех неудобств, которые получит город из-за перекрытия дорог для реконструкции. После этого критика продолжилась. И в итоге организаторам все же пришлось начать работы. 

На стадии проектирования в качестве консультантов они привлекли нескольких действующих пилотов Ф1, и как только в начале 2021-го Австралия сняла жесткие карантинные ограничения, обновление трассы стартовало. 

В первой фазе расширили пит-лейн, переместив его стенку. Затем приступили к переделкам в поворотах, после чего полностью заменили асфальт на гоночном кольце. На все это потребовался без малого год. 

 

 

Старая версия трассы Гран-при Австралии

 

И вот что у них получилось.

Поворот 1
В самом аварийно-опасном месте всего Альберт-парка гоночное полотно расширили на 2,5 метра с правой стороны по ходу движения. Идея изменений в том, чтобы позволить двум машинам преодолевать первую «эску» бок о бок, тогда как прежде здесь была по сути единственная траектория.

Поворот 3
Ключевое место для обгонов, третий поворот стал шире на 4 метра (с внутренней стороны), а также получил более выраженный профиль. Это позволит использовать здесь разные траектории и, возможно, даже изменит апекс, расширив возможности для атаки.

Поворот 6
Прежде это был заурядный и даже унылый правый поворот, но именно здесь начинается участок трассы, который подвергся самым значительным переделкам. Сам поворот станет на 7,5 метров шире (справа / внутри), что значительно повысит скорость в этом месте. Прежде гонщикам приходилось практически останавливаться, теперь они будут на 70 км/ч быстрее. 

Повороты 9/10
От прежней «эски», которая выводила на быструю дугу вдоль озера, остались одни воспоминания. Теперь здесь вообще не потребуется прикасаться к педали тормоза – начав разгон от шестого поворота, пилоты будут продолжать его до 11-го. Ожидается, что это позволит разогнаться до 330 км/ч, а боковая перегрузка составит 5,4 g. На этом участке будет зона DRS.

Поворот 11
Из-за переделки предыдущего участка вход в среднескоростную «эску» должен стать главным местом для обгонов. Поворот расширили на 3 метра с внутренней (левой) стороны, усилив его профиль, то есть наклон полотна внутрь. Как и в случае с третьим поворотом, это расширит число возможных траекторий и должно способствовать обгонам.

Поворот 13
90-градусный правый поворот тоже стал шире и получил чуть измененную геометрию, чтобы здесь стало сложнее удерживать позицию.

 

 

Пит-лейн
Гаражный переулок расширили на два метра за счет небольшого газона, которые прежде отделял его от трассы. Ожидается, что после этого FIA одобрит повышение скорости на участке вдоль боксов с 60 до 80 км/ч. Это даст командам больше тактических возможностей. 

Асфальтовое покрытие
Покрытие трассы заменили на всем протяжении круга. Сделать это, говоря откровенно, стоило бы уже давно. Оригинальный асфальт был уложен в 1995-м – и на протяжении 27 лет выдерживал обычное уличное движение, для которого Альберт-парк открыт 51 неделю в году. 

Смогут ли изменения сделать гонки интереснее?

Первый поворот едва ли станет обгонным местом, но расширение позволит уйти от единственной траектории и даст возможность лучше подготовить атаку на торможении перед третьим поворотом. Опередить там соперника станет проще еще и потому, что сам третий стал шире и получил профиль. 

О потере старой «эски» 9/10 едва ли кто-то станет жалеть. Там изредка случались атаки, но спрямление этого участка обещает сделать по-настоящему интересным следующий, 11-й поворот.  

Гонщики будут разгоняться все время после выхода из шестого, а потом их ждет торможение в новой расширенной зоне в конце дуги у озера. Это должно быть интересно. 

Расширение пит-лейна и повышение скорости там, в свою очередь, сократят общее время пит-стопа и расширят тактические возможности. 

 

 

Четыре (!) зоны DRS

Чтобы сделать гонку еще интереснее, FIA решила использовать по ходу Гран-при четыре зоны DRS – на одну больше, чем прежде. Никогда ещё на одной трассе зон не было так много. Дополнительная появилась именно в районе переделанной «эски» перед 11-м поворотом. Остальные находятся перед первым, третьим и 13-м. 

Примечательно, что хоть зон будет и четыре, точек замера отрыва решено использовать всего две. Каждая из них отвечает за два участка, где можно открывать крыло. На практике это означает, что мы больше не увидим таких историй, как в Бахрейне и Джидде. Так гонщик, уступив позицию в одной зоне DRS, имел возможность отыграться в следующей – это было наглядно видно на примере дуэлей Макса Ферстаппена с Шарлем Леклером. 

Теперь же из-за особенности конфигурации с одной точкой замера возможность открывать крыло дважды будет у одного и того же гонщика, что заметно осложнит контратаки 

В завершение стоит отметить, что после реконструкции трассы в Альберт-парке ее повороты были перенумерованы. Первые восемь сохранили прежнюю нумерацию, а вот дальше все стало по-новому. В материале все повороты названы в соответствии с прежней схемой. 

 

Все изменения призваны сделать гонки должны стать ярче.

Такова теория. А вот оправдаются ли эти ожидания на практике – станет ясно уже через несколько дней.

 

По материалам


* Отредактировано автором 6.4.2022 в 21:14
6 Отзывов