Супер Макс или Безумный Макс?

08.12.2021 22:24

 

Сражение претендентов на чемпионский титул Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона на Гран-при Саудовской Аравии в прошлое воскресенье оставило горький привкус. Впервые за весь сезон их дуэль омрачилась ярковыраженными неспортивными действиями – столкновения в Сильверстоуне и Монце, и контакт в Интерлагосе не идут ни в какое сравнение. Тут один из них осознанно перешел грань дозволенного, и не раз.

 

МАКС, МАКС, МАКС, СУПЕРМАКС

Всего одного поворота не хватило Максу Ферстаппену в конце квалификации в Саудовской Аравии, чтобы сотворить, возможно, один из самых ярких и шедевральных моментов последних лет в Формуле 1. Его быстрый круг в заключительной попытке, что и говорить, был завораживающим: лидер чемпионата буквально «облизывал» стены, особенно в эсках с 4-го по 12-й повороты и с 14-го по 18-й, которые проходятся на средней скорости под 250 км/ч, постоянно балансировал на грани. Было два опасных момента с касаниями стен, во 2-м и 13-м поворотах, что не помешало голландцу отыграть у обладателя промежуточного поула Льюиса Хэмилтона две десятых секунды на двух первых секторах. RB16B под его управления словно не летела по узкой и извилистой трассе, а танцевала.

Такой потрясающий пилотаж как нельзя лучше подчеркнул всю одарённость Ферстаппена, его бескомпромиссность и мегачутье автомобиля, присущее с малых лет. «Я тренировал чувство машины ещё в картинге. Отец менял настройки, но не говорил мне, что именно: я должен был сам понять это на трассе», – рассказал голландский гонщик в одном из интервью в начале 2021 года.

Да, рисковые танцы в итоге закончились всё-таки в стене - блокировка шин в последнем повороте и последующий удар о стену перечеркнули все надежды на поул-позицию, но тем не менее, общее впечатление, согласитесь, осталось неизгладимым.

Чего, увы, не скажешь, про перформанс пилота Red Bull Racing в воскресенье. В главный день гоночного уик-энда как никогда заметно проявилась другая его сторона – тёмная...

 

 

БЕЗУМНЫЙ МАКС

Кто знает, как развивались бы события в гонке в Джидде, не разбей Макс машину в квалификации и стартуй с поула. Может, он контролировал бы ход заезда, а, может, и всё равно бы постоянно находился под давлением со стороны Льюиса Хэмилтона, учитывая, что на пятничных тренировках на длинных сериях кругов проигрывал лидеру Mercedes чуть ли не секунду. Но факт в том, что на старт он вышел бы в более спокойном настроении – скажем так, менее взвинченным и разозленным. Что может быть хуже, чем разбить машину в один из решающих моментов чемпионата?

Ну и надо понимать, что Макс так воспитан. Вспомните многочисленные истории из его детства, как после аварий и вылетов в картинге суровый папа Йос то отказывался разговаривать с ним неделю, то оставлял на заправке по дороге домой, то прилюдно на картодроме мог дать по шлему. Мы не будем тут расписывать психологический портрет Макса, рассуждать о возможных комплексах из детства. Но очевидно, что такими «уроками» отец навсегда вбил ему в голову: ошибки недопустимы, ты должен побеждать и никак иначе.

Поэтому стоит ли удивляться, в какой бескомпромиссной и жесткой манере пилот Red Bull Racing провел гонку в Джидде. На рестарте на 15-м круге он нагло срезал первую шикану и вышел в лидеры, на втором протиснулся между отбойником, Льюисом Хэмилтон и Эстебаном Оконом, едва не спровоцировав тройное столкновение. Спустя 20 кругов, защищаясь от Хэмилтона, он опять срезал первую шикану и вытолкнул туда же своего соперника по чемпионату!

Знаете, в Mercedes, конечно, часто идеализируют семикратного чемпиона мира но тут он действительно показал себя молодцом, потому что если бы не отрулил в первом и втором случае, всё закончилось бы столкновением. И ведь Максу подобная развязка пошла бы только на пользу – в случае обоюдного схода он сохранил бы преимущество в восемь очков.

И вот тут мы подходим к главному и самому спорному эпизоду гонки в Джидде – столкновению на 37-м круге.

 

 

Карун Чандхок: «Посмотрев повтор столкновения, хочу сказать, что стюарды были правы, наказав Макса. Совершенно очевидно, что он отклонился (ошибочно) от гоночной траектории к середине трассы и неожиданно затормозил. Его последующий штраф не изменил его итоговой позиции, и это создает опасный прецедент для будущих гонок...»

ОПАСНАЯ ЧЕРТА

Вопрос на миллион: может ли гонщик чисто, без всяких ухищрений отдать по указанию сверху лидерство и, вероятно, победу и семь очков в чемпионате, если этого не гнушался вытолкнуть соперника и дважды срезал шикану, грубо нарушив правила? Тем более что повторное нарушение он допустил уже после того как ранее поплатился, потеряв два места. Если у него на уровне подсознания заложено «ни миллиметра свободного пространства конкуренту». Естественно, нет. Непонятно только, что именно Макс пытался проделать на торможении перед 26-м поворотом за 13 кругов до финиша. Зачем сбрасывать скорость с 300 до 110 км/ч ещё до зоны торможения и по сути вставать посреди трассы?

Вариант первый – оптимистичный: Ферстаппен хотел оказаться вторым в зоне детекции DRS, чтобы затем на стартовой прямой активировать крыло и обогнать Льюиса. Предположим, он понимал, что Хэмилтон откажется выйти вперед по этой же причине, и решил схитрить – резко затормозил, чтобы гонщик Mercedes не успел отреагировать и промчался мимо. Хэмилтон оказался не так прост и тоже притормозил, но, возможно, не ожидал, что оппонент продолжит давить на педаль тормоза и уткнулся к него. Претенденты на титул просто заигрались – вина, скажем так, 60 на 40, или 70 на 30. Макс виноват больше, потому что эта цепочка событий началась именнр с его действий.

Вариант второй – пессимистичный: гонщик Red Bull Racing подставился специально. Если бы Льюис снес себе переднее крыло или пробил бы колесо и оказался на финише ниже шестого места, то Макс при условии победы стал бы чемпионом досрочно. Не хочется, чтобы борьба за титул дошла до таких «грязных» приемов. И к счастью, доказательств в пользу этой версии нет. Тем не менее какой-то неприятный осадок остался, особенно в свете всех действий Ферстаппена в этой гонке.

 

«ДОСТОЙНЫЙ» НАСЛЕДНИК СЕННЫ И ШУМАХЕРА

Безусловно, Макс Ферстаппен – очень талантливый, харизматичный и быстрый пилот, который, возможно, выиграет не один титул при наличии конкурентоспособной машины. Но своим жёстким и бескомпромиссным поведением на треке он очень сильно напоминает Айртона Сенну и Михаэля Шумахера в их самых худших проявлениях. Голландец – наверное, первый гонщик за последние два десятилетия в Формуле 1, который ставит вопрос ребром: либо впереди я, либо никто.

Ох, как бы в Абу-Даби действительно не дошло до повторения Сузуки-1990, Аделаиды-1994 и Хереса-1997…

 


* Отредактировано автором 8.12.2021 в 22:25
19 Отзывов