Все это происходило в те времена, когда владельцы трассы не могли допустить небытия Нюрбургринга в этапах мировых первенств, и лишь поэтому началась коренная реконструкция кольца. Вновь созданный наблюдательный совет постановил построить новую, более короткую и более современную трассу. После напряженных переговоров и, не в последнюю очередь, благодаря общественному движению "Спасем Нюрбургринг" в 1981 году немцы начали строительство. Министр-президент федеральной земли Рейнланд-Пфальц собственноручно закладывал первый камень. Для проведения состязаний Grand Prix World Championship была модернизирована Южная петля (Зюденшляйфе – Suedenschleife), на которой до войны проводились Айфельские гонки (Eifel-Rennen). К маю 1984 года новая трасса для состязаний машин Ф-1 была готова. От старого кольца новое "переняло" только стартовую прямую. С 23 км длина круга сократилась до 4542 метров, а о количестве поворотов промолчим, но будет несправедливо не вспомнить о Нордшляйфе не кастрированной, где побеждали великие чемпионы Ф-1.
Это была самая сложная трасса в мире – 23х километровое кольцо (22810 метра) включало в себя 174 поворота:
89 - левых;
85 - правых;
03 - с радиусом 30 метров (Карусель);
11 - с радиусом от 30 до 45 метров;
25 - с радиусом от 45 до 50 метров;
самая длинная прямая Start-Ziel не превышала одного километра;
подъемы до 17';
спуски до 11';
наивысшая точка трассы - 629 метров (над у.м.);
низшая - 332 метра (над у.м.).
В гонке водителю болида Ф-1 приходилось переключать передачи более 1200 раз и не менее 900 раз тормозить. Победить на "Нордшляйфе" можно было только за счет мастерства и высокой надежности машины. За всю историю чемпионатов мира только одному гонщику удавалось победить здесь 3 раза подряд – гонщику, легендарному во всех смыслах слова – аргентинцу Хуану-Мануэлю Фанхио.
Однако, большая длина круга не позволяла обеспечить безопасность участников на всем его протяжении. К тому же трасса была мало-зрелищной – гоночные машины проносились мимо зрителя один раз в 9-10 минут, и большая часть борьбы на дистанции велась вне зоны видимости. Кроме того, многочисленные переломы профиля дороги напоминали трамплины, с которых автомобили делали эффектные, но опасные многометровые прыжки. За время проведения на Нюрбургринге автомобильных состязаний Северная петля стала местом гибели более двух десятков пилотов – достаточно вспомнить аргентинца Онофре Маримона, разбившегося здесь на тренировках перед Гран При Германии 1954 года, англичанина Питера Коллинза, погибшего в гонках 1958 года, голландского барона Година де Бофорта, потерпевшего смертельную катастрофу на тренировках перед этапом чемпионата мира 1964 года. Последней каплей, переполнившей чашу терпения гонщиков, стала тяжелая авария Ники Лауды, произошедшая в 1976 году на втором круге в повороте Wehrseifen, после возобновления ту гонку на McLaren Джеймс Хант проехал быстрее всех, это были последние 15 кругов в Ф-1 на Северной петле. После этого случая Нордшляйфе была признана крайне опасной для проведения гонок машин Ф-1, и розыгрыш Большого Приза Германии переместился на Хоккенхаймринг, под Франкфуртом-на-Майне.
Новый Нюрбургринг в Эйфельских горах.
Крис Никсон, побывавший на открытии нового Нюрбургринга, рассказывает как о самой трассе, так и о произошедших на ней интересных событиях, в том числе гонке на идентичных кузовных автомобилях Mercedes 190E, победил в которой Айртон Сенна.
Новый Нюрбургринг.
http://vfl.ru/fotos/c559cea92582396.html
Длина: 4 542 метра
Ширина: мин. 10 метров
Повороты: 14 (6 левосторонних и 8 правосторонних)
Прямые: 11, самая длинная – около 750 метров (старт/финиш)
Ограждения: 10 м каждый с левой и правой стороны прямых
Уклон: макс. 6,5%, свыше 3,14 км
Подъем: макс. 8,8%, свыше 2,26 км
Перепад высот: приблизительно 65 метров
Варианты трасс:
а) новая гоночная трасса длиной 4,5 км;
б) трасса для проведения Гран-при, укороченная кольцевыми дорогами между 1,0 и 2,6 км;
в) северная петля, связанная с трассой для проведения Гран-при. Длина 24,5 км;
г) северная петля, на которой не проводятся Гран-при, длиной приблиз. 20,8 км.
Вместимость: 120 000 сидячих и стоячих мест на трибунах.
Общая вместимость: 150 000 мест.
Боксы: 30 боксов, каждый на площади 30 кв. метров.
Стоянка: приблизительно 30 000 кв. метров парковочных мест.
Хуан Мануэль Фанхио, Манфред фон Браухич, Фил Хилл, Джеймс Хант, Пьеро Таруффи, Карлос Ройтеманн, Стирлинг Мосс, Герман Ланг, Джек Брэбэм, Туло де Граффенрид, Ники Лауда, Денни Хьюм, Карл Клинг, Джоди Шектер, Пауль Пич и Джон Сертис – все эти гонщики выиграли по крайней мере по одной гонке на легендарном старом Нюрбургринге, – начиная с победы Манфреда фон Браухича в гонке «Айфель» в 1934 году, ровно 50 лет назад (3 июня 1934 года). И все они (а также другие знаменитые гонщики) принимали участие в официальном открытии нового Нюрбургринга протяженностью 4.5 километров в прошлое воскресенье.
Тем, кто хранит нежные воспоминания о старом 22-километровом кольце (создавшем так много репутаций и не создавшем – несколько) и надеется, что новой трассе удалось сохранить кое-какие характеристики настоящего Нюрбургринга, лучше всего остаться дома. Новая трасса – это блестяще исполненный, ультрасовременный проект, который, когда разрешатся все небольшие проблемы, без сомнений обеспечит превосходное зрелище для аудитории до 150 тысяч человек в комфортных и безопасных условиях.
Старые машины в новых боксах – часть волшебного шоу, предложенного Нюрбургрингом.
http://vfl.ru/fotos/9da8e1992582398.html
Однако с точки зрения, по крайней мере, одного гонщика, новая трасса «невероятно скучна и полностью лишена сюрпризов». Современные гонщики могут полагать, что на таких скоростях, на которых идут их машины, они достаточно заняты и без дополнительных неожиданностей, но таково мнение одного из величайших покорителей Нюрбургринга – Стирлинга Мосса. «Это чудесная трасса, – продолжает он, – но все повороты имеют постоянный радиус, и нет ни одного из тех замечательных спусков и подъемов, которыми так отличалось старое кольцо. Хотя я уверен, что на трассе безопасно, как дома, я считаю, что она стала очень скучной».
Фил Хилл, еще один король Нюрбургринга, говорит более или менее, но то же самое; с другой стороны, теперь Фил не стал бы выступать даже на старом кольце, предпочитая помнить его таким, каким оно было до «косметического ремонта» 1970 года. Что думают о трассе современные гонщики «Формулы-1», я даже не могу сказать, потому что так и не смог найти для разговора ни одного из них!
Открытие трассы превратилось в настоящий праздник, где нашлось место и параду автомобилей, и марширующим, и мотоциклетной акробатике, и прыжкам с парашютом. К сожалению, погода в Эйфеле была отвратительной, и хотя сильного дождя не было, кольцо неизменно оставалось мокрым, а ветер – ледяным!
На новой трассе со старой трибуной – ветераны Porsche, Auto Union, Mercedes и ATS.
http://vfl.ru/fotos/49a3c30c2582397.html
Была и гонка, организованная компанией Mercedes-Benz, которая ранее на этой же неделе представила прессе на Нюрбургринге свой новый 16-клапанный седан модели 190. Двадцать подобных автомобилей были собраны и отданы в распоряжение самых лучших в мире гонщиков ради 12 стремительных кругов – и в надежде, что гонка не превратится в виртуальную игру под названием Destruction Derby! В числе асов, управлявших этими болидами, были современные гонщики, как Лауда, Уотсон, Росберг, Прост, Лаффит, де Анжелис и Сенна, не совсем современные, как Хант и Шектер, и древние пилоты (да простят они такое выражение), как Мосс, Брэбэм, Хилл, Хьюм, Сертис и Херманн.
Первую на новом кольце показательную гонку, в которой участвовали звезды автоспорта на идентичных спорткарах Mercedes 190E, выиграл Айртон Сенна. (на фото он лидирует)
http://vfl.ru/fotos/35c605db2582400.html
Все вели себя прилично, по крайней мере, один круг, но затем обнаружилось, что S-образный поворот после прямой пит-лейна намного интереснее срезать, а не огибать! Некоторые усвоили эту уловку, у некоторых это получилось случайно, а кое у кого – якобы случайно. Всё было превосходно, а технических неувязок было на удивление мало.
Сначала лидировал Ройтеманн, затем, Алан Джонс, вынужденный сойти после трех кругов. После этого вызов принял Айртон Сенна, захватив лидерство, которое он сохранял до самого конца, несмотря на серьезные атаки Лауды, Уотсона и Шектера. К несчастью, все машины были серого и черного цветов, доминировавших в природе в этот пасмурный день: время от времени, казалось, автомобили растворялись во мгле. Однако же, благодаря серьезному промаху Mercedes (эта компания, если бы ее не сдерживали, могла бы вернуть нас к плохим временам автоспорта), на всех машинах значились крупные, хорошо читаемые номера. Несколько хуже было то обстоятельство, что имя каждого гонщика было написано большими буквами на боку его машины, так что зрители могли сразу определить, кто именно находится за рулем этого автомобиля. Несомненно, что FOCA должна поставить на этой практике крест, немедленно и безжалостно, до того, как зрители решат, что тот же сервис им обязаны предоставить и в «Формуле-1», – идея что надо!
Сенна вышел настоящим победителем, обогнав Лауду почти на 2,5 секунды; Ройтеманн пришел третьим, Росберг был четвертым и Уотсон – пятым. Последним, завершившим все 12 кругов, стал Ганс Херманн, отставший от лидера почти на 2 минуты. Его медлительность позже объяснила фрау Херманн, рассказавшая, что обожаемый супруг надеется купить эту машину после гонки и поэтому хотел держать ее подальше от пелотона и сохранить в хорошем состоянии!
Как раз незадолго до того, как был завершен круг возвращения в боксы, на трассе появилась процессия автомобилей Mercedes-Benz, среди которых были три легендарных машины, участвовавшие в довоенных Гран-при. Ими управляли не кто иные, как Герман Ланг (1939 год; объем двигателя 3 литра), Манфред фон Браухич (1937 год; 5,6 литров) и Рудольф Уленхаут (1939 год, Триполи; 1,5 литра). Вид этих прекрасных машин был, одним словом, сенсационным. А этот шум! Получасом ранее они прогревались в гараже Mercedes на пит-лейне, и все в пределах 20 ярдов вынуждены были заткнуть уши – даже Уленхаут. Я говорю это к тому, что, как он выразился, «я почти глухой, но все-таки чувствую боль!»
Ранее в тот же день на обозрение был выставлен квартет немецких машин – участниц Гран-при, а именно: Mercedes (1954 год), Porsche (1962 год), ATS (1984 год) и потрясающий Auto Union V-16 из Немецкого музея в Мюнхене. Их появление было профинансировано одним немецким журналом, настолько тупым, что на каждой машине оказался громадный флагшток с рекламным флажком. Они сделали три круга, и всем, кому хотелось снять автомобили, пришлось фотографировать и флаги. Один круг был бы уместен, но три – это было глупо и ненужно.
Итак, новый Нюрбургринг был открыт с соблюдением всех приличий, даже несмотря на то, что график был сорван начисто из-за ветра и дождя. Больше всего благодарностей заслужил Daimler-Benz, собравший в одном месте самых выдающихся гонщиков за последние 50 лет. В дополнение к упомянутым присутствовали Рене Дрейфус, Ганс Гайер и Джон Фитч, а также сыновья двух наиболее известных персон из Auto Union, – Бернд Роземайер-младший и Кристоф Эберан-Эберхорст наблюдали за процессом из VIP-ложи Аudi над боксами.
И хотя организация мероприятия была не из лучших, устроители должны быть удовлетворены результатами: по официальным данным, шоу, несмотря на погоду, посетили более 100 тысяч человек! Если так много людей приходят ради гонки кузовных автомобилей, нескольких парадов и пары маршей, то сколько же их придет на Гран-при Европы 7 октября?
Нюрбургринг умер. Да здравствует Нюрбургринг!
Итоговый протокол. Нюрбургринг (Германия), 12 мая, Кубок Mercedes-Benz, 12 кругов – 54 504 км:
1. Айртон Сенна. 26 мин. 57,78 сек., 121,286 км/ч;
2. Ники Лауда. 26 мин. 59,16 сек.;
3. Карлос Ройтеманн. 27 мин. 01,47 сек.;
4. Кеке Росберг. 27 мин. 01,98 сек.;
5. Джон Уотсон. 27 мин. 02,25 сек.;
6. Дэнни Хьюм. 27 мин. 04,13 сек.;
7. Джоди Шектер. 27 мин. 04,90 сек.;
8. Джек Брэбем. 27 мин. 11,25 сек.;
9. Клаус Людвиг. 27 мин. 16,27 сек.;
10. Джеймс Хант. 27 мин. 17,46 сек.;
11. Джон Сёртис. 27 мин. 23,17 сек.;
12. Фил Хилл. 27 мин. 29,84 сек.;
13. Манфред Шурти. 27 мин. 34,78 сек.;
14. Стирлинг Мосс. 27 мин. 35,43 сек.;
15. Ален Прост. 27 мин. 37,12 сек.;
16. Удо Шутц. 27 мин. 45,91 сек.;
17. Жак Лаффит. 27 мин. 48,89 сек.;
18. Ганс Херманн. 28 мин. 34,88 сек.;
19. Элио де Анджелис. 10 кругов.
Лучший круг: Джоди Шектер, 2 мин. 12,50 сек., 123,405 км/ч (первый рекорд).
Сход: Алан Джонс, 3 круга. Все на машинах Mercedes 190E.
Протокол гонки.
http://vfl.ru/fotos/e90b28562582404.html
Крис Никсон («Autosport», 17.05.1984 года).
Литературный перевод с английского smart_stone.
Еще фото того уик-энда:
Старт гонки.
http://vfl.ru/fotos/3e0405c22582399.html
За рулем Сенна.
http://vfl.ru/fotos/225380fd2582401.html
http://vfl.ru/fotos/2f990be62582402.html
Награждение победителя.
http://vfl.ru/fotos/282c0b9e2582403.html