Red Bull проигрывает Mercedes в понимании машины?

18.10.2021 08:52

 

Борьба Mercedes и Red Bull в последние годы строилась на использовании двух разных орудий: немецкая команда строила лучшие в Формуле 1 силовые установки, австрийская отвечала лучшей аэродинамикой. 

В 2021-м Red Bull удалось сместить баланс: новый двигатель Honda оказался заметно лучше прошлых, и не уступал чемпионскому. Благодаря этому в первой половине сезона Red Bull стал доминирующий силой и проигрывал Гран-при только из-за собственных проблем, а никак не по чистой скорости. Однако перед летним отпуском положение дел изменилось. 

Начиная с Гран-при Венгрии Mercedes был быстрее соперников на пяти этапах из шести, уступив только в Зандфорте. Причем происходило это, несмотря на продолжающиеся апгрейды болида Red Bull. А может и благодаря ним.

 

Слишком переменчивый Red Bull

Последнее важное обновление австрийцы привезли на Гран-при России. Это было новое переднее крыло, от которого ждали улучшения скорости. Но не вышло. Дело в том, что болид RB16B крайне капризен в настройках. Спросите у Чеко Переса – ему никак не удается совпасть с машиной. 

Рабочее окно у австрийской машины крайне узкое и любое изменение условий или конфигурации требует большой работы над балансом. Например, в Турции, которая по конфигурации Red Bull вполне подходила, оказалось достаточно неожиданно высокого держака, чтобы выбить команду из колеи.

Более того, Хельмут Марко признал, что скорость машин Alpha Tauri в Турции оказалась даже выше, чем скорость машин старшей команды: «Они просто попали в настройки. Если не учитывать разницу между гонщиками, можно сказать, что в Турции машины AlphaTauri были быстрее – в особых условиях на этой трассе».

Оказавшись вне зоны комфорта, Red Bull нужно потратить пару тренировок и поработать ночью, чтобы выправить ситуацию. Mercedes, в свою очередь, таких проблем лишена. Её машина, возможно, потенциально и уступает Red Bull по аэродинамике, зато намного, намного  стабильнее. И в случае каких-либо перемен не требует резкой перенастройки.

Вдобавок, на четырёх из шести последних Гран-при в тот или иной момент начинал лить дождь. В переменчивых условиях у Red Bull просто не было времени досконально разобраться с балансом. Поражения – как следствие.

В итоге, в Red Bull были вынуждены остаться в Стамбуле и провести незапланированные тесты в рамках "съёмочного" дня - команде катастрофически не хватает понимания машины в поисках причины недостатка скорости, и они усадили за руль Элбона в поисках ответов. 

На чем же сконцентрировались инженеры RBR по ходу прошедших тестов? Часть времени они уделили работе с подвеской – не секрет, что покрытие в Остине, где команды сразятся уже в эти выходные, кочковатое, и недавний этап MotoGP подтвердил это. 

Но самое главное – машина Элбона получила совсем не такую аэродинамическую конфигурацию, что была у Ферстаппена с Пересом на Гран-при. Она включала «облегченное» заднее крыло с ощутимым подъемом плоскости к торцевым пластинам и сами пластины без диагональных бортиков с S-образных прорезей. 

В воскресенье Макс Ферстаппен был самым медленным в точке замера максимальной скорости, разогнавшись только до 297,1 км/ч. У  Валттери Боттаса этот показатель несравнимо выше - 307,6 км/ч (в обоих случаях машины показали эту максималку без посторонней помощи, т.е. слип-стрима и открытого крыла DRS).

Именно эта разница сейчас вызывает в Милтон-Кинсе наибольшую озабоченность. И именно поэтому Алексу Элбону потребовалось проехать 100 километров по «Стамбул-парку» на демонстрационных шинах в формате съемочного дня, когда не было никаких съемок.

 

Ньюи не смог помочь

И вот тут у многих возник вопрос: почему же Red Bull, который обычно хорошо прогрессирует по ходу сезона, пока не может ничем ответить?

Отчасти ответ дал советник «Быков» Хульмут Марко. В интервью телеканалу Sky он признался, что их главный конструктор Эдриан Ньюи попал в аварию на велосипеде и пока выбыл из борьбы.

«Мы лидируем в общем зачете, но конечно для нас он [Ньюи] является важнейшей персоной, – сказал Марко о Ньюи. – И мы поначалу не знали насколько серьезна его травма.

Нельзя сказать, что он полностью в порядке сейчас. Но он готов продолжать свою работу, и он полностью осознает все трудности, с которыми мы столкнулись в настройках болидов в Турции. На этой неделе у него будет встреча с Максом Ферстаппеном на нашей базе, где они обсудят дальнейшую эволюцию шасси».

 

Разве дело не в моторе? 

В Red Bull правда, не стремятся соглашаться, что все дело в капризах RB16B. По данным австрийцев, после Сильверстоуна Mercedes сделал свои моторы намного мощнее. В Турции немецкие машины на прямых без DRS ехали быстрее, чем Red Bull с DRS.

 

 

В Милтон-Кинс заподозрили было соперников в работе с серыми зонами регламента. Но их запрос по поводу возможного нарушения в FIA отклонили, не найдя ему подтверждений, а после быки и сами отказались от этой мысли. По крайней мере на словах.

«Не думаю, что Mercedes сделали что-то нелегальное, – признал Хельмут Марко после Гран-при Турции. – Но со времен Сильверстоуна происходит что-то для нас непонятное. Теперь нам остаётся выяснить, почему они внезапно стали такими быстрыми. Это просто двигатель или что-то еще? Мы должны работать день и ночь, чтобы раскрыть секрет, а потом как можно быстрее начать противостоять им. Всё зависит от нас самих.

Если разница в производительности останется такой же, как в Стамбуле, у нас возникнут большие проблемы. Из шести оставшихся трасс нам на руку могут сыграть только Мексика и Сан-Паулу, потому что они находятся на большой высоте. Все остальные треки будут раздольем для Mercedes».

По словам некоторых источников, Red Bull могут попробовать сменить шасси Макса Ферстаппена раньше планируемого - настолько ужасной была проблема голландца с недостаточной поворачиваемостью в Стамбуле.

«Макс постоянно жаловался на недостаточную поворачиваемость и мы ничего не сможем с этим поделать. Но мы будем продолжать бороться. Возможно нам придётся сменить ему шасси, но посмотрим. Одно радует - насколько спокойно Макс справляется с ситуацией», – резюмировал австриец.

В самом Mercedes утверждают, что моторы остались такими же, как в начале сезона. Однако, возросшая скорость Williams и McLaren начиная с Венгрии намекает, что все-таки немецкие двигатели стали выдавать больше мощности.

 

 

Логичной разгадкой кажется то, что Mercedes просто выкрутил ручку мощности на максимум. Это косвенно подтверждает то, что и у заводской команды, и у клиентских начались некоторые проблемы с надёжностью моторов. Чем больше из двигателя выжимают – тем сильнее он нагружается. Однако инженер Mercedes в разговоре с Auto Motor und Sport заверил, что калибровку силовых установок не меняли.

Значит ли это, что жалобы Red Bull бессмысленны? Нет, даже если австрийская команда не права в своих подозрениях. Ведь позлить соперника – тоже метод воздействия.

 

Так кто же выиграет?

Как после Гран -при Турции разумно отметил Кими Райкконен, чемпионом станет тот, кто наберет больше очков. Тут к словам финна трудно что-то прибавить.

На данный момент кажется, что в Mercedes действительно стали выжимать из силовых установок весь ресурс, чтобы ответить на вызов Red Bull. Приведет ли это к необходимости ещё одной замены мотора и еще одному штрафу? Пока никто не знает. В теории, Льюис Хэмилтон проехал 15 Гран-при с тремя моторами, а на четвёртый приходится сразу семь этапов. 

Но здесь стоит сделать оговорку - старые моторы ещё не на нулевом ресурсе, и их тоже можно использовать. В частности, нынешняя специфика использования силовых установок такова, что в начале сезона все уик-энды полностью проводятся на одном и том же моторе. Но, начиная с первой замены, последующие моторы уже не используются по пятницам, что несомненно сберегает ресурс новых установок и позволяет пройти большее количество Гран-при. 

Каждый этап требует от производителя силовых установок уникальной картографии. На каких-то Гран При можно подобраться поближе к пределу, на других надо проявить осторожность. Ведь на четвертом моторе Хэмилтону предстоит проехать семь гонок, а Ферстаппену и вовсе восемь. 

Да, на тренировках еще можно использовать старые моторы. Но от потери мощности силовой установки в процессе ее старения никуда не деться. Говорят, что движки Honda и Renault теряют по 40 л.с. к концу своего рабочего цикла, а Mercedes решила поставить Хэмилтону четвертый мотор после того, как третий потерял 22 л.с.

Игра ведется тонкая: надо выбирать наибольшую возможную мощность без того, чтобы дойти до необходимости ставить на машину пятый мотор. И если Mercedes с этим может справиться, то по Red Bull сомнений больше.

Максу надо защищать свое лидерство в Остине, который на бумаге лучше подходит Mercedes. Но даже если после трёх американских этапов Макс останется лидером сезона, установку пятого мотора на его болид исключать нельзя. И придётся стратегически выбирать место для этой замены, ведь она точно не произойдёт на последнем этапе в Абу-Даби. 

 

В настоящее время Хэмилтон и Ферстаппен имеют по три полноценных рабочих силовых установки. Макс получил полностью новую СУ взамен потерянной в Сильверстоуне, а Хэмилтон получил новый двигатель взамен потерянного в Нидерландах (там накрылся масляный насос). По количеству рабочих элементов в составе СУ небольшое преимущество есть у Макса, но по большому счёту основная нагрузка, равно как и потеря мощности со временем, ложится на двигатель внутреннего сгорания, а вот тут у соперников за титул почти полный паритет - разве что Макс начал использовать новый двигатель на этап раньше Льюиса.

Что до расклада сил на предстоящих этапах, то тут роль сыграет целый комплекс факторов. По мнению Хельмута Марко, его команда будет фаворитом только на высокогорных этапах в Мехико и Сан-Пауло, где разреженный воздух съест преимущество Mercedes в лошадиных силах (правда с одной оговоркой: если основываться на данных прошлых лет, где у RB был совсем другой мотор - предыдущая "большая" версия турбины Honda позволяла получать это самое преимущество. Но в этом году Honda уменьшила размер турбины, что может сказаться на раскладе сил на этих высокогорных этапах).

Что касается грядущего Остине, то и тут Red Bull должны быть вполне боеспособной единицей – правда если попадут в настройки. Пока на австрийской машине сказывается любая смена внешних условий, и предсказать заранее их скорость практически невозможно. 

Что ж, тем удивительнее будет развязка сезона!

  

По материалам


* Отредактировано автором 18.10.2021 в 08:53
16 Отзывов