Они в 21 веке выиграли первые две гонки в разных командах.

08.07.2021 08:38

Гонку в Баку достаточно неожиданно выиграл Серхио Перес, защищающий цвета «Ред Булл». Относительно недавно, в декабре прошлого года, мексиканец уже стоял на высшей ступени подиума после гонки в Сахире. Тогда Серхио выступал в составе команды «Рэйсинг Пойнт», ныне именующейся «Астон Мартин». Таким образом, две первые победы в своей карьере Перес выиграл в составе двух разных команд. Такие случаи для Ф1 конечно же не редкость, но в последнее время всё-таки не очень часто встречаемое событие. Например, в 21-м веке это всего четвёртый случай, когда гонщик выигрывает свои первые два Гран-При в составе двух разных команд.

Предлагаю вспомнить героев трёх предыдущих подобных эпизодов, случившихся в 21-м веке.


Джанкарло Физикелла.


Вряд ли кто-то перед началом сезона 2003 года мог, будучи в здравом уме, всерьёз рассматривать Джанкарло Физикеллу в качестве реального претендента на победу хотя бы в одной из гонок. Команда «Джордан», за которую выступал в то время итальянец, пребывала в финансовом кризисе, что сказалось и на качестве разработки шасси и на поставщике двигателей (бюджетный «Форд Косворт»).

Однако в Бразилии случилось чудо, во многом обусловленное погодными условиями.

Уже в квалификации Джанкарло стал одним из немногих, сумевших проехать один из своих зачётных кругов по более-менее сухой трассе, что принесло ему фантастический для уровня «Джордан» старт с четвёртого ряда стартового поля.

Из-за непрекращающегося дождя старт гонки прошёл под пейскаром. Вскоре после начала гонки на командном мостике «Джордан» было принято решение, принёсшее в конечном итоге триумф команде и Джанкарло Физикелле. Пейскар всё ещё вёл за собой пелетон, когда после всего лишь пятого круга Физикеллу зазвали на пит-стоп для дозаправки. Стратеги команды рассчитали, что при продолжении гонки в невысоком дождевом темпе, она завершится по истечении двух часов без преодоления полной дистанции, следовательно, ранней дозаправки под завязку должно было хватить на остаток заезда.

И этот план сработал, несмотря на то, что из-за раннего пит-стопа, а также из-за раннего схода партнёра по команде Ральфа Фирмана, побывавшего на пит-стопе кругом позже, Джанкарло некоторое время был замыкающим в пелетоне. Причём в том, что план сработал, была немалая заслуга и самого гонщика. Меньше половины пелетона избежали аварий, повреждений техники при вылетах и потерь времени на разворотах на мокрой трассе. И Физикелла оказался в этом мастеровитом меньшинстве. Остальное сделала удачная стратегия. Итальянец поднимался всё выше и выше по протоколу, пока не возглавил гонку по истечении 54-х кругов дистанции, когда последний из остававшихся впереди конкурентов (Кими Райкконен из «МакЛарен») отправился на дозаправку. Почти в это же самое время попал в аварию Марк Уэббер («Ягуар-Форд Косворт»), а Фернандо Алонсо («Рено») не смог избежать столкновения с колесом, отлетевшим от машины австралийца, и в свою очередь разбил машину, получив при этом сильную встряску организма, из-за чего некоторое время не мог покинуть место аварии. Гонка была остановлена. Физикелла до момента остановки гонки успел закончить 55-й и уйти на 56-й круг. После принятия решения о прекращении гонки итальянец медленно проехал оставшуюся часть круга и завершил его одновременно с заездом в боксы. Причём двигатель на его машине успел перегреться вследствие невысокого темпа езды и загорелся уже при движении по пит-лейн.

Именно факт ухода на 56-й круг и его завершения, принёс Физикелле победу в этом Гран-При. Причём не сразу. Поначалу из-за неразберихи, царившей среди лиц ответственных за проведение гонки, последним завершённым кругом посчитали 55-й круг. По действующим и тогда и сейчас правилам итоговый протокол гонки в подобных случаях  формируется по тому порядку гонщиков, который был зафиксирован за два круга до остановки гонки. А после 53-го круга лидировал Кими Райкконен. Финн и поднялся на высшую ступень подиума, получил Большой Приз, прослушал национальный гимн, брызгался шампанским.

Но к началу следующей гонки ошибка была исправлена. На специальной церемонии Кими Райкконен передал заветный Большой Приз Джанкарло Физикелле. На тот момент и у финна и у итальянца стало поровну побед в гонках: по одной.

Две победы за разные команды 01

Церемония передачи Большого Приза Бразилии 2003 года от Кими Райкконена Джанкарло Физикелле. Радуются все участники события.


Сезон 2005 года Джанкарло Физикелла провёл в «Рено». Предсезонные тесты вселяли оптимизм, позиционируя технику «Рено» в качестве потенциального лидера грядущего сезона. Но внутри команды несомненный приоритет был у Фернандо Алонсо.

Тем не менее, в первой гонке сезона в Австралии на помощь Физикелле вновь пришёл дождь, как и в предыдущем эпизоде. Итальянец оказался единственным гонщиком, обладающим сильной техникой, кто смог провести решающую квалификационную попытку на относительно сухой трассе. В результате, на счету Джанкарло оказался поул, а сильный и амбициозный напарник попал в середину стартовой решётки.

В гонке (уже не дождевой) Физикелла реализовал потенциал техники «Рено» и закономерно победил. А Фернандо Алонсо пробился только на третье место, чем, возможно, помог избежать искушения для Флавио Бриаторре поменять своих гонщиков местами в обеспечение «более правильного» дубля.

Две победы за разные команды 02

После второй своей победы в Гран-При Ф1 Джанкарло Физикелла впервые принял участие как победитель в официальной церемонии награждения призёров гонки. 


Вот так Джанкарло Физикелла открыл для 21-го века список гонщиков Ф1, сумевших победить в двух первых своих гонках в составе двух разных команд.

Всего же на счету Джанкарло оказалось три победы в Гран-При Ф1. Последнюю свою победу он так же получило в составе «Рено» в 2006 году и в том же году установил своё высшее достижение в Личном зачёте (ЛЗ): 4-е место по итогам сезона.

 

Дженсон Баттон.


Вообще-то Дженсон Баттон находится в рассматриваемом перечне гонщиков в несколько условном положении. Потому что, по большому счёту команду он не менял. Но вот сама команда прошла процесс смены владельца, названия, поставщика двигателя, источника финансирования… По формальному признаку Дженсон имеет право быть героем текущего материала.


Как и в рассмотренных выше эпизодах, связанных с Джанкарло Физикеллой, первой победе Дженсона Баттона в Ф1 помог дождь, а также достаточное количество сопутствующих обстоятельств. Случилась эта победа Дженсона в 2006 году в Венгрии в составе «Хонда».

Четвёртое место Дженсона Баттона в квалификации к Гран-При Венгрии превратилось в 14-е место на стартовом поле после вынужденной замены японского движка, взорвавшегося в ходе третьей тренировки. Для такой трассы как «Хунгароринг» это был тот ещё подарок.

Сама гонка стала первым за 20 лет дождевым Гран-При Венгрии. Дождь пошёл незадолго до старта гонки. Прорыв Дженсона с 14-го до четвёртого места к седьмому кругу оказался достаточно бледным событием на фоне прорывов из середины пелетона двух претендентов на чемпионский титул (Фернандо Алонсо («Рено») и Михаэль Шумахер («Феррари») получили по две секунды штрафа к своим квалификационным результатам за блокировку соперника и обгон под желтыми флагами для испанца, а также за обгон под красными флагами для немца). Шумахер некоторое время возглавлял прорыв чемпионов, а потом в эпическом противостоянии уступил позицию своему главному сопернику (это был обмен четвёртой и пятой позицией). Но затем дождевые шины «Бриджстоун» на «Феррари» Шумахера стали деградировать, так что Дженсон Баттон (на шинах «Мишлен») к моменту своего выхода на четвёртое место оказался впереди немца. Алонсо продолжал быть героем гонки и выйдя в лидеры принялся наращивать отрыв, не имея достойных конкурентов. А Баттон отчасти из-за ошибок соперников, отчасти за счёт собственных усилий вышел на второе место. Тут же очень удачно на трассе появился пейс-кар (из-за аварии «МакЛарен» Кими Райкконена) и всё преимущество испанца испарилось. После возобновления гонки в штатном режиме Дженсон прессинговал Фернандо, но был вынужден заехать на более ранний пит-стоп. Это могло бы поставить крест на шансах британца на первую победу в Гран-При, но когда испанец в свою очередь заехал на пит-стоп ему плохо прикрутили гайку на одном из колёс, что привело к аварии сразу после возвращения на трассу. После этого гонщиком, представляющим угрозу лидерству и вероятной победе Дженсона Баттона, мог бы стать Михаэль Шумахер. У немца было много негативных приключений в этой гонке, но пейс-кар помог все последствия этих приключений полностью компенсировать. Михаэль вышел на второе место позади Дженсона. Псевдослики «Бриджстоун» были более конкурентоспособны по отношению к «Мишлен», чем дождевые шины, а техника «Феррари» превосходила технику «Хонда»… Но всё это имело значение, если бы Михаэль ехал на псевдосликах. Увы, стратеги «Феррари» решили, что лучшим решением будет применение на данном этапе гонки промежуточного типа шин. И испортили немцу гонку. А уже потом Шумахер и вовсе сам себе всё разрушил, поломав свою машину об «БМВ-Заубер» Ника Хайдфельда. Ну а Дженсон Баттон, уверенно контролируя ситуацию, доехал до финиша и выиграл гонку.

Две победы за разные команды 03

Победить в 2006 году не выступая в составе «Рено» или «Феррари»… Да ещё в Венгрии, стартуя с 14-го места на стартовом поле… Да ещё без предыдущего опыта побед в гонках Ф1… Дженсон Баттон смог.


Прошли ещё два сезона 2007 и 2008 годов. Дженсон продолжал оставаться гонщиком «Хонда». И даже партнёр по команде у него был всё это время один и тот же: Рубенс Баррикелло. А потом «Хонда» свернула свою программу в Ф1. На всё хозяйство «Хонда», кроме движков одноимённой марки, нашёлся покупатель. В преддверии возвращения в Ф1 заводской команды «Мерседес» высоким руководством концерна было принято решение провести один промежуточный сезон 2009 года в качестве частной команды с клиентским движком «Мерседес». Руководителем обновлённой команды Ф1 стал Росс Браун, имя которого появилось и в официальном названии команды. Гонщицкий состав на этот промежуточный год решили не менять. Гонщики «Хонда» автоматически получили статус гонщиков «Браун-Мерседес».

И в первой же гонке нового сезона Дженсон Баттон оказался за рулём лучшей на тот момент машины пелетона. Благодаря движку «Мерседес» и внедрённому в конструкцию болида двойному диффузору.

Поул и уверенная победа в гонке, полностью контролируемой Дженсоном от старта до финиша, стали трамплином, с которого британец завоевал в конце сезона свой единственный чемпионский титул, даже несмотря на то, что техническое лидерство по ходу сезона постепенно перешло к команде «Ред Булл».

Две победы за разные команды 04

Первая гонка команды «Браун-Мерседес» в Гран-При Ф1. Первая победа. Первый дубль. Первый шаг к первым титулам в Личном и Конструкторском зачётах. С Дженсоном Баттоном на первом плане.


Вот так, сменив команду ничего для себя не изменив, Дженсон Баттон формально стал вторым гонщиком в 21-м веке, который две свои первые победы в Гран-При одержал в составе двух разных команд. По итогам сезона 2009 года у Дженсона имелся чемпионский титул и уже семь побед в гонках. Карьера Дженсона в Ф1 продолжалась ещё долго, но основные постчемпионские достижения состоялись в течение трёх последующих сезонов: ещё восемь побед в Гран-При (суммарно 15 выигранных гонок Ф1) и вице-чемпионский титул в 2011 году.


Себастьян Феттель.


В 2008 году Себастьян Феттель, молодой и перспективный выпускник гонщицкой академии «Ред Булл», защищал цвета команды «Торо Россо», являвшейся своеобразным фарм-клубом для главной команды империи энергетических напитков. Точно так же, как и в случае с Джанкарло Физикеллой, мало кто перед началом сезона мог предположить, что Себастьян выиграет хотя бы одну из гонок. Вопреки существующему в настоящее время мнению некоторых историков Ф1, «Торо Россо» вовсе не была в тот год сильнее «Ред Булл», при том что и главная команда империи имела статус завзятого середняка и не более того. Более высоким нежели «Ред Булл» положением в итоговом зачёте Кубка конструкторов 2008 года «Торо Россо» оказалась обязана только лишь тому единичному эпизоду, который и будет сейчас рассмотрен в отчётном материале.

Какой бы вторичный статус не имела итальянская команда, но к домашнему Гран-При она традиционно готовилась особенно тщательно, подготовив специальный пакет обновлений именно под характеристики трассы в Монце. При подготовке этого пакета не была обделена вниманием и возможность проведения Гран-При в дождевом формате. И всё сложилось для «Торо Россо» самым благоприятным образом. Сочетание конкретной конфигурации трассы, мокрого асфальта во время практически всех официальных заездов в рамках гоночного уикенда, удачных собственных дождевых настроек и проблем с таковыми настройками у лучших команд пелетона кратковременно сделали небольшую итальянскую команду грозной силой. Противостоять «Торо Россо», точнее её лидеру Себастьяну Феттелю, могли в этот гоночный уикенд разве что гонщики «МакЛарен». Но лучший из них, то бишь, Льюис Хэмилтон неудачно провёл ключевой заезд уикенда (второй сегмент квалификации) и из-за низкой стартовой позиции лишился возможности побороться за победу. А Хейкки Ковалайнен квалификационную и гоночную дуэли Себастьяну Феттелю проиграл. На руку немцу пришлось и то, что старт гонки из-за чрезвычайно сложных погодных условий был дан за машиной безопасности. А потом единственным соперником Себастьяна остался только километраж дистанции, который надо было проехать по мокрой трассе без ошибок. Гонщик «Торо Россо» справился с этим «соперником» и заслуженно взял свой первый Большой Приз.

Две победы за разные команды 05

Сезон 2009 года Себастьян Феттель провёл уже в составе «Ред Булл» - главной команде империи энергетических напитков. В этот год команда «Ред Булл» впервые заявила о себе как о топовом конструкторском коллективе.

Первые две гонки Себастьян Феттель себе подпортил. Сначала в стартовом Гран-При сезона при защите второго места от атаки Роберта Кубицы («БМВ-Заубер») Себастьян стал виновником столкновения с поляком, которое закончилось обоюдным сходом. А на вторую гонку Феттель получил штраф в минус десять позиций на стартовом поле в качестве наказания за вышеуказанный инцидент с Кубицей, что очень негативно сказалось на результате немца, учитывая, что гонка была дождевой и остановленной до истечения полной её дистанции. А вот на третьем этапе в Китае «Ред Булл» впервые продемонстрировал техническое преимущество над всеми остальными соперниками, включая команду «Браун-Мерседес». Если бы не быстрый круг Фернандо Алонсо («Рено») с практически пустыми баками (это было время дозаправок в гонках, а вот после третьего сегмента квалификации дозаправка топливом была запрещена, поэтому уже в третьем сегменте начиналась битва стратегий с различным уровнем топлива в баках болидов), гонщики «Ред Булл» взяли бы весь первый ряд стартового поля, а так испанец отправил Марка Уэббера во второй ряд за спину Себастьяну Феттелю.

Гонка в отличие от квалификации была дождевой. Немец уверенно возглавил гонку после старта и в дальнейшем полностью контролировал ход заезда, одержав свою вторую победу в Гран-При с уверенным отрывом от партнёра по команде и набрав в личную копилку немало неофициальных баллов в борьбе за внутрикомандные приоритеты.

Две победы за разные команды 06

Первая победа команды «Ред Булл-Рено» в Гран-При Ф1. Первый дубль.  С Себастьяном Феттелем на первом плане. Увы, на фоне «Браун-Мерседес» это был шаг лишь к первым вице-чемпионским титулам в Личном и Конструкторском зачётах. Для начала.


Себастьяну Феттелю удалось двумя своими первыми победами в Гран-При принести сразу двум конструкторским коллективам первые победы в их истории. До последнего времени Себастьян был крайним гонщиком, которому удавалось выиграть в 21-м веке две первые гонки в составе двух разных команд.

На данный момент все основные достижения немца остались в прошлом, однако, достижения эти внушают уважение: 53 победы в Гран-При и четыре чемпионских титула, взятых подряд.


Серхио Перес.


Теперь к вышеперечисленным гонщикам присоединился и Серхио Перес. Обе его победы в Гран-При Ф1 – события совсем недавние и во многом предопределившиеся благоприятными для мексиканского гонщика стечениями обстоятельств. Хотя и заслуга самого Переса в этих победах, безусловно, тоже есть.

Начало прошлогодней гонки в Сахире оказалось для мексиканца, выступающего за «Рэйсинг Пойнт», на редкость неудачным и одновременно стало первым кирпичиком в основании будущего успеха. Мало радости закончить первый круг на последнем месте из-за разворота вследствие неправомерных действий Шарля Леклера («Феррари»). Однако этот инцидент исключил из гонки не только менее везучего Леклера, но ещё в качестве дополнительного бонуса вывел из игры Макса Ферстаппена («Ред Булл»), неудачно увернувшегося от столкнувшихся монегаска и мексиканца. После всего случившегося Перес в конкретных условиях на конкретной трассе стал, по сути, третьей силой пелетона после гонщиков «Мерседес» Вальтери Боттаса и Джорджа Рассела, подменявшего заболевшего ковидом-19 Льюиса Хэмилтона. И в соответствии со своим новым статусом мексиканец с позиции силы пробился с последнего на третье место в гонке. Ну а дальше пришло время великих ляпов гоночной бригады «Мерседес» во время плановых пит-стопов своих гонщиков, усугубившихся неприятностью в виде медленного прокола у Боттаса, после чего Пересу, как третьей силе, уже не оставалось ничего другого как выиграть гонку.

Две победы за разные команды 07

Если хочется украсить свою первую победу в Гран-При Ф1 особенно красивыми и эффектными фото, то побеждать надо непременно в Сахире. Серхио Перес так и сделал.


Да и в этом году во Франции Серхио Перес, теперь уже гонщик «Ред Булл», по сути, также оказался третьим по силе гонщиком пелетона, вышедшим на первый план после взрыва шины на болиде Макса Ферстаппена, а также после случайного нажатия Льюисом Хэмилтоном «волшебной кнопки», включившей на его автомобиле в реальных гоночных условиях специфический тормозной баланс, предназначенный для прогрева шин на медленных кругах.

Две победы за разные команды 08

На фото Серхио Перес радуется своей пока крайней победе в Гран-При Ф1. Все предыдущие герои текущего материала двумя победами не ограничились.


Чем дальше вглубь 21-го века забиралась летопись чемпионатов мира в классе Ф1, тем более значимыми становились достижения гонщиков, оказавшихся героями настоящего материала. Конечно, это вовсе не означает, что теперь Серхио Перес выиграет гонок и титулов больше, чем есть сейчас у Себастьяна Феттеля… Всё-таки мексиканец уже возрастной гонщик, да и по реальному статусу совершенно не ровня партнёру по команде Максу Ферстаппену. Но вполне осуществимым выглядит такое развитие событий, при котором Серхио Перес сможет ещё хоть в какой-то степени улучшить статистику личных достижений по итогам отдельных гонок Ф1, хотя бы один раз стать призёром чемпионата мира Ф1 и, таким образом, затмить из всех упомянутых статистических предшественников хотя бы Джанкарло Физикеллу.


Автор материала: ROMAN grosjean (июль 2021 года).

3 Отзыва