Мы не будем рассказывать, как всё это начиналось. Не будем утомлять вас нудными статистическими выкладками. Мы расскажем, как это закончилось.
Это было в Австралии в 1993 году. На тот момент Ален Прост уже выиграл чемпионат мира и объявил о своем уходе из автоспорта. Айртон Сенна со следующего года должен занять его место в команде «Уильямс». Их отношения никогда не были хорошими, только взаимное уважение. И вот последний их Гран-при. Чего же ждали эти двое от этого события?
«Время для примирения потеряно», - уверял Ален Прост.
«Я весь сезон пытался дать ему понять, что хочу забыть прошлое. Я стремился протягивать ему руку в любой ситуации - не срабатывало. Он делал вид, что не понимает моего желания. Пусть мы не смогли найти дружбы - после Сенны я больше и не искал дружбы с партнерами по команде - но мы должны были найти настоящий мир. Теперь, когда я ухожу, я для него больше не соперник и не угроза.
Не думаю, что это правильный момент для разговора о мире».
Что мог ответить на это Сенна, у которого внутри все переворачивалось при упоминании Проста. Что мог сказать Сенна, который безмерно уважал француза, и только его считал своим настоящим соперником и конкурентом.
В субботу после квалификации он собрал в паддоке французских журналистов.
Сенна: «Между нами за последние шесть лет было много всякой чепухи. Мы оба - и Ален, и я - комментируя эти события в прессе, часто, мягко говоря, уходили в сторону от фактов. Но зачем без конца припоминать друг другу старое? Еще несколько лет назад нас было четверо претендентов на корону. Ушёл Пике, затем Мэнселл. Это ничего не поменяло.
Но теперь, когда уходит Ален - и я чувствую себя осиротевшим. Он оставляет после себя вакуум, который мне одному не заполнить»
На последнем Гран-при их словно прорвало, казалось, они хотели выразить друг другу свои настоящие эмоции, которые держали в себе на протяжении всей своей карьеры.
Прост: «Он очень сильно изменился под конец. Честно говоря, не думаю, что теперь он способен повторить то, что было между нами тогда на Сузуке, в 90-м. Когда двое закапывают топор войны, это, наверное, выглядит очень красиво. Со стороны - красиво. Но так мучительно, трудно! Мы больше не соперники. Станем ли мы друзьями? Посмотрим».
Сенна: «Мы встречались и работали в обстановке, совсем не содействующей установлению дружеских отношений. Разные ощущения приходили и уходили, но одно оставалось с нами всегда: мы гонщики, мы идем на риск, мы проходим через боль, мы жертвуем многим ради единственного удовольствие - быть первым! На этом пути мы отбрасываем в сторону людей, отказываемся от дружбы.
Но теперь, когда все закончилось, может, стоит попробовать взять новый старт? Давайте дадим вещам развиваться естественным образом».
7 ноября 1993 года - Гран-при Австралии. Последнее выступление за «Макларен» для одного, последняя гонка в карьере для другого. Часы, оставшиеся до старта, оказались для обоих невероятно тяжелыми. Джо Рамирес, менеджер «Макларена», который также был взволнован и постоянно подходил к Сенне перед стартом, рассказывает: «Да, мне было грустно. Я знал, что все это – в последний раз.
До старта оставалось около пяти минут. В этот момент оба неподвижно сидят в своих болидах, глаза устремлены только вперед.
Механики проверяют последние настройки, чтобы убедиться, что все в порядке. Эта простая и обычная операция повторялась сотни раз, но сейчас на это смотришь совсем по-другому.
В эти минуты ощущаешь некое особое родство со всей своей, в полном смысле этого слова, командой. Я обратил внимание, что глаза у Айртона как будто покраснели».
На старте Ален Прост не стал активно бороться с Сенной и пропустил соперника вперед и так выбрал свою позицию, что остальные пилоты попросту не могли подступиться к нему. Француз хотел, чтобы эту гонку, последнюю в его собственной карьере, выиграл именно Сенна.
Проблема заключалась лишь в том, что Дэймон Хилл боролся с великим бразильцем за второе место в чемпионате, и гонка в Австралии должна была определить окончательную расстановку пилотов в итоговом протоколе. Ален знал это. Он также знал, что на этой трассе «Уильямс» заметно превосходит «Макларен» и Дэймон непременно догонит бразильца.
Прост мастерски «убрал» навязчивого британца. В одном из поворотов Хилл, предпринял атаку на Алена, но опытный француз идеально выбрал траекторию. Дэймон задев машину Проста, развернулся на трассе. Теперь лидерству Сенны никто не угрожал.<
Все прошло как по маслу. Айртон Сенна лидировал всю гонку и довел ее до победного конца. «Мне постоянно приходилось сдерживать свои чувства, - говорит бразилец. - Эмоции готовы были выплеснуться наружу. Последние полчаса это давалось с трудом. Так хотелось сделать все как можно лучше и для команды, и для себя.Мне необходимо было выиграть гонку - вот почему я особенно нуждался в контроле над собой».
Это был день Айртона Сенны, день Рона Денниса и всех работников «Макларена». Они прощались со своей легендой. От мысли, что это последняя гонка, последняя победа Сенны за рулем «Макларена», во многих наворачивались слезы на глаза. Что чувствовал Рон Деннис в тот день? Это, наверное, сложно понять. Но, то, что он был одним из самых счастливых людей на Земле, это факт.
На подиуме, когда бразильцу вручили кубок за первое место, Ален Прост подал ему руку, что бы поздравить того. Бразилец, сжав ладонь француза, потянул его к себе на верхнюю ступень. Они обнялись. Впервые после Аделаиды-88, казалось, что там, на самом верху, им вдвоем совсем не тесно.
Так закончилась самая захватывающая история в «Формуле -1». В карьере одного эта была последняя гонка в карьере другого - последняя победа в жизни.