20.04.2019 23:45

После квалификации в Шанхае Макс Ферстаппен был в ярости, поскольку считал, что несколько его соперников нарушили неписанное правило Формулы 1 и опередили его, хотя он готовился к своей решающей попытке в финальной сессии. По словам гонщика Red Bull Racing, в тот момент он старался придерживаться этого правила и не обгонял других, но другие-то его обгоняли, и в итоге он не успел вовремя начать быстрый круг.
Не все гонщики и не все эксперты были готовы с ним согласиться, в частности, Льюис Хэмилтон в социальных сетях дал понять, что такого правила нет.

Так существует ли этикет среди пилотов в Формуле-1?
Ведущие F1 Digital Уилл Бакстон и Лоуренс Барретто взвесили все "За" и "Против"...
Уилл Бакстон говорит ... НЕТ
Есть ли в автоспорте место вежливым манерам и этикету? Должна ли быть гармония между гонщиками, должны ли они ладить друг с другом? Надо ли вводить какие-то ограничения того, что гонщику дозволено?…
Речь не идёт о том, чтобы врезаться в другую машину, выезжать за пределы трассы, смещаться в зоне торможения или нарушать множество других стандартных норм, предусмотренных правилами. Это другая тема.
Мы же говорим исключительно о моральной стороне дела. О договорённостях, обязательствах, о взаимопонимании, скреплённом рукопожатием.
Как много в истории спорта было примеров того, что всё это нарушалось и нарушается. Вспомним Проста и Арну, Вильнёва и Пирони, Сенну и Проста, Алонсо и Хэмилтона, Феттеля и Уэббера, Хэмилтона и Росберга.
В Малайзии в 2013 году произошёл неоднозначный случай, вошедший в историю как Multi 21: Феттель ждал, пока Уэббер переключит двигатель в режим пониженной мощности, и только тогда обогнал напарника по Red Bull Racing.
Дело не в сомнительной моральной стороне действий Феттеля: он тогда увидел возможность и пошёл в атаку. Да, он нарушил своё слово. Проигнорировал то, что считается нормой этикета. До него такое бывало столько раз, что и не сосчитать, и не меньше таких случаев произойдёт в будущем. Ведь если этикет и вежливые манеры заставляют тебя снять ногу с газа хотя бы на мгновение, ты проиграл.
Всем великим чемпионам присуще качество, которое я для себя определяю как своего рода стервозность. По-моему, это способность никогда не позволять своей правой ноге дрогнуть. Делать то, что не дерзнут другие, причём делать без каких-либо колебаний или угрызений совести. Воспользоваться любой возможностью отыграть позицию, хоть реальной, хоть чисто теоретической.
Потому что, как однажды сказал Айртон Сенна: «Если ты не готов использовать представившуюся возможность, значит, ты больше не гонщик».

Лоуренс Барретто говорит ... ДА
На мой взгляд, этикет имеет место не только в Ф1, но и во всех видах спорта. Это, возможно, чаще встречается в таких видах спорта, как езда на велосипеде и футбол. Например, в «Тур де Франс», если лидер столкнется со зрителем, его соперники остановятся и будут ждать его. А в футболе, когда игрок потенциально серьезно травмирован, другая команда не будет думать о том, чтобы забить - игроки выбьют мяч за пределы поля, чтобы остановить игру.
В Ф1 много неписаных правил. Это уважение между пилотами. Мы увидели последний пример этого в финальной части квалификации Гран-при Китая. Как это часто бывает, перед финальной попыткой пилоты пытаются обеспечить себе чистый воздух. Однако на этот раз некоторые пилоты рисковали не успеть уйти на быстрый круг, если не поторопятся. Себастьян Феттель был одним из них и быстро прошел медленного Ферстаппена. И он был не единственным. Феттелю и двум Рено удалось вовремя пересечь черту, но Ферстаппену этого не удалось, так что неудивительно, что он был в ярости.
Обычно этот момент квалификации пилоты стараются выдрежать дистанцию и не обгоняют, поскольку все они хотят пройти чистый круг. Там есть уважение. Но обстоятельства в этом случае были другими. Если бы Феттель и два Рено не нажали на газ, они бы пропустили последнюю попытку, так как мы можете обвинить их в том, что они сделали что-то не так? Если бы Ферстаппен не был так ужасно медленен в шпильке, он бы тоже это сделал. И если бы он поменялся с обогнавшими его пилотами местами, а ему бы сказали по радио, что нужно срочно ускорится, он бы не стал раздумывать дважды.

Неписанные правила и этикет существуют как пример уважения между пилотами, и в большинстве случаев это работает в их пользу. Но существуют определенные ситуации, когда совершенно очевидно, что пилоты игнорируют эти правила и делают все возможное просто чтобы выполнить работу. Квалификация в Китае была одним из таких случаев. Чего не хотят пилоты, так это большего количества правил и последующих штрафов. Они вечно жалуются на то, что в любом случае слишком много правил, и они просто хотят, чтобы им было позволено гоняться. Все они достаточно разумны, чтобы понять, когда соблюдение этикета требуется, а когда этикет не к месту. Так что я верю, что он будет продолжать существовать в Формуле-1, и независимо от того, признают они сейчас это или нет, гонщики в любом случае предпочли бы, чтобы эта джентельменская составляющая гонок оставалась неизменной всегда.
