Магия Монако…

22.05.2013 18:43

Гран При Монако – одно из самых престижных соревнований спортивного календаря: эта уникальная гонка проходит на трассе, к которой вполне подходит эпитет «магическая»…

В чем же состоит магия Монако? Все начинается с того момента, как ваш автомобиль выныривает из туннеля со стороны Франции и оказывается в другом мире, где маняще сверкает Средиземное море, и хочется верить, что этот блеск действительно сулит золото: вас ждут пять дней удивительной сказки, после чего вы вернетесь в повседневную реальность.

Здесь удивляет всё: тротуары, круглый год окрашенные в характерную красно-белую гамму в знак признания героизма гонщиков, которым предстоит пронестись по этим улицам, или сотни светофоров, которые демонтируются и убираются в дни, когда в Монте-Карло приезжает цирк Формулы 1.

Вы почувствуете магию, если побываете на скалистом горном склоне позади дворца Гримальди. Пусть элита развлекается на яхтах, а их владельцы сравнивают размеры и длину своих судов, но Гран При Монако – все равно народная гонка. Болельщики приезжают сюда тысячами, десантируясь на территории Княжества со всем его подчеркнутым аристократизмом и заражая окружающих своей страстью к автоспорту. Настоящие энтузиасты смотрят любимую гонку со склонов близлежащих гор.

С утра четверга магия Монако отдается оглушительным эхом, когда гоночные моторы взревут в узком ущелье между стенами домов: во время гоночного уик-энда эти звуки сигнализируют о начале очередного дня.

Разумеется, во всем ощущается привкус опасности. Каждый метр трассы или отбойника может рассказать свою историю… К этому уличному кольцу гонщики относятся с уважением – напускная бравада здесь неуместна. Невероятное зрелище откроется тому, кому доведется стоять с внешней стороны бассейна: вы увидите, как машины перелетают через поребрики, приземляясь в считанных дюймах от барьера, при этом вписываясь в поворот, после чего резина оставляет на асфальте черные отметины. Через мгновение они уже исчезнут из вида… Но и этого мгновения порой бывает достаточно, чтобы превратить случайного зрителя в страстного гоночного болельщика.

Но магия Монако обманывала даже величайших гонщиков. На этой трассе ошибались все – и дорого за это платили. Быстрый круг по этому городскому кольцу не поддается научным расчетам, да и телеметрия отражает далеко не всё – здесь важны ощущения. Избежать контактов с барьерами невозможно, но машины должны лишь слегка чиркать по ним: гонщик одновременно должен относиться к отбойникам по-дружески и при этом опасаться, как врагов. Таких испытаний, которые ждут пилотов здесь, нет ни на одной другой трассе Формулы 1.

Любые неровности трассы, кочки, ямки или волны, сразу сказываются на уровне прижимной силы, и гонщику приходится постоянно бороться с машиной, словно с живым существом. И, разумеется, Монако – это головная боль для инженеров, которые стараются выжать максимум прижима, применяя при этом по-настоящему творческий подход.


А еще там есть туннель, сквозь который машины проносятся с оглушительным грохотом. Особенно эта какофония поражает на первом круге, когда все атакуют с предельной агрессией, стараясь отыграть позиции и руководствуясь больше инстинктами, чем здравым смыслом.

Секреты Монако удалось раскрыть Айртону Сенне, ведь именно ему принадлежит рекорд, который до сих пор не побит: на счету бразильца шесть побед на этой трассе, причем пять из них были одержаны подряд – с 1989-го по 1993-й. Обыкновенное чудо.

Только в Монако каждый пилот привозит смокинг – на тот случай, если ему повезет в гоночной рулетке и тогда придется посетить Бал Победы. Только здесь нет подиума, но зато Князь Альбер лично вручает победителю добытый трофей, а вечером после финиша угощает за свой счет всю его команду.


Именно в Монако обитают души великих гонщиков прошлого. Casino, Tabac, туннель – легко представить, как Тацио Нуволари обсуждает секреты каждого поворота трассы с Айртоном Сенной или Хуаном Мануэлем Фанхио, а к этой дискуссии по некой астральной связи может подключиться и Михаэль Шумахер. В Монако прошлое не покрывается пылью, сама история присутствует здесь буквально везде, ее можно ощущать и осязать…

Одной из наиболее показательных стала квалификация Гран-при Монако в 1988 году.
Сенна, уже завоевав первое место на старте (все остальные гонщики, которые могли бы опередить его, уже проехали положенное количество кругов), продолжал ехать, улучшая и улучшая время на круге, и, в конце концов, более чем на две секунды опередил всех, включая Алена Проста, выступавшего на такой же машине. Потом Сенна рассказывал, что оказался как бы в другом измерении. «Как будто я оказался в тоннеле — не только в тоннеле под отелем, а вся трасса была для меня тоннелем. Я был уже далеко за известными пределами, но на каждом круге мог найти возможность идти ещё быстрее. Потом меня как будто что-то ударило, я очнулся и понял, что нахожусь совсем не в той атмосфере, в которой обычно находится человек. Я медленно доехал до боксов и больше никуда не ходил в тот день. Это испугало меня, потому что было за гранью разумного понимания», — вспоминал он.[8]

Гонка после этой квалификации также получилась не совсем обычной. Сенна сразу захватил лидерство и стал отрываться, не дав остальным практически никаких шансов. Но за 11 кругов до финиша, когда Сенна опережал шедшего вторым Проста более чем на 50 секунд, его машина врезалась в рельс безопасности в повороте «Портье». Никаких видимых причин для этого не было — машина была в порядке, и никого из других гонщиков не было поблизости. Сенна не пострадал и, покинув машину, не стал даже идти в боксы, а пошёл домой (он жил в Монако, и его дом был неподалёку от места аварии). После окончания гонки в течение нескольких часов никто не мог его найти, поднялся переполох. Потом Сенна объяснял репортёрам: «Я посмотрел остаток гонки по телевизору, принял душ и лёг спать, поскольку гонка была
трудной, и я очень устал. Я не понимаю, отчего все так разволновались».

Главный механик McLaren Нейл Трандл пролил свет на один из самых известных инцидентов в карьере Айртона Сенны. 15 мая 1988 года бразилец лидировал в Гран При Монако, но за 11 кругов до финиша разбил машину о защитный барьер в Portier. Айртон очень эмоционально отреагировал на эту аварию, говорят она в некоторой степени изменила отношение к гонкам, но тогда все считали, что ее причиной была ошибка пилота, это же написано во всех официальных протоколах Гран При.

В интервью для F1Racing Нейл Трандл заявил о том, что авария произошло из-за медленного прокола шины, а вовсе не из-за ошибки пилота...

Нейл Трандл: "Дело не в ошибке Сенны. Мы подозревали, что с одной из задних шин проблема - медленный прокол, машина с трудом держалась на трассе, но Айртон все же удерживал ее, отказываясь от незапланированного пит-стопа".

* Отредактировано автором 22.5.2013 в 18:56
4 Отзыва