В последнее время мир Формулы-1 разделился на два лагеря по отношению к продукции Шинников Пирелли. Одни их ругают за выпуск продукции сравнимой с «сырыми яйцами», другие хвалят за привнесение в гонки зрелищности и способности выполнить заказ. Но лишь некоторые копают глубже и вспоминают про FIA (управляющий орган по автомобильным гонкам), которая формирует этот заказ и по каким-то причинам пытается подменить термин «гонки» на термин «шоу». Хочется верить, что это происходит по причине неумения мыслить и нежелания долго искать альтернативные способы повышения зрелищности, а не из-за банальной заинтересованности в личном обогащении, прямом или косвенном.
Ещё в 2005 году после скандального ГП США в Индианаполисе любому здравомыслящему человеку было понятно, что с резиной лучше не мудрить, и только тогда она будет выполнять своё прямое предназначение – наибыстрейшим и наибезопаснейшим способом доставлять болид к финишу. Тогда у FIA «спорт» был основополагающим понятием, а «зрелищность» и «сокращение расходов» воспринимались как очень важные, но сопутствующие элементы.
Вот как Макс Мосли отвечал тогда на вопросы журналистов:
Вопрос: А не стоило ли просто забыть о регламенте, чтобы гарантировать шоу для болельщиков?
Макс Мосли: Этого нельзя делать, если вы хотите остаться в спорте. Формула 1 - такой вид спорта, которые привлекает внимание публики. Это вовсе не шоу, выдаваемое за спорт.
Вопрос: А не потому ли возникли все эти проблемы, что новый регламент диктует, что один комплект резины должен отработать и квалификацию, и гонку?
Макс Мосли: Нет. Для шинников не проблема сделать долговечные шины. Проблема - сделать быстрые долговечные шины. Эта задача требует компромисса между скоростью и надежностью.http://www.f1news.ru/interview/mosley/22-06-2005.shtml
И не подкопаешься )))
Сегодня уже никого не удивишь, что элементы «шоу» в Формуле-1 постепенно заменяют спортивную составляющую. Остаётся только один вопрос, почему Формула-1 в вопросе подхода к «резине» не желает быть похожей на остальные подразделения авто-СПОРТА и не даёт заказ на быстрые и долговечные спортивные шины.
Ещё в далёком 1999 году, Макс Мосли обнародовал предложение об использовании в Формуле-1 низкопрофильных шин, подобных тем, что применяются на большинстве спортивных машин (в том числе и в Индикаре). На собрании руководителей команд чемпионата мира Мосли заметил, что покрышки с высокими боковинами, используемые в современной Формуле-1, выглядят довольно старомодно. Боссы команд не стали спорить с президентом, однако позднее представитель федерации отметил, что пока “низкопрофильный проект” остается лишь “темой для обсуждения”. Технический анализ, проведенный инженерами некоторых команд, позволяет утверждать, что существенного влияния на поведение машины низкопрофильная резина не окажет, хотя более жесткие боковины повысят устойчивость автомобиля в скоростных поворотах, а небольшое уменьшение коэффициента лобового сопротивления приведет к незначительному увеличению скорости на прямых.
http://www.anton-lazarev.ru/shinyi-ot-mosli/
Существует и другое мнение, что при оставлении строго регламентированных размеров колёс болида Формулы-1, переход на низкопрофильные шины приведёт к потере среднего времени на круге, из-за более раннего срыва колеса в скольжение, в связи с уменьшением пятна контакта (в таких шинах более высокое давление), и по причине уменьшения высоты и жёсткости боковины. Конечно анализ, проведенный инженерами некоторых команд и «другое мнение» - довольно мощное прикрытие, чтобы не производить глубокие исследования по этому вопросу и остаться белой вороной в мире больших скоростей, даже не смотря на то, что и те и другие «предсказатели» обещают увеличение числа обгонов при переходе на «низкий профиль».
Справка: Плюсы низкопрофильной резины
Низкопрофильные шины появились, потому что современные автомобили стали быстрее и мощнее. Такой машине требуются более эффективные тормоза и лучшее сцепление с дорогой. Размеры тормозного диска ограничены размерами обода колеса. Просто увеличить диаметр обода без изменения наружного диаметра шины нельзя – в ней окажется недостаточно воздуха. Поэтому вслед за уменьшением профиля идет увеличение ширины покрышки, вследствие чего увеличивается пятно контакта с поверхностью.
Низкопрофильная резина предназначена для быстроходных автомобилей. Даже рисунок протектора у таких шин часто напоминает таковой на гоночных автомобилях. «Тонкие» покрышки отличаются от стандартных не только высокими скоростными характеристиками, но и лучшим сцеплением с дорогой, особенно при «активном» прохождении поворотов и виражей за счет достаточно мягкого каркаса шины. Меньшая раскачка, более высокая степень сопротивления боковому уводу и, как следствие, лучшая устойчивость и управляемость автомобиля – вот преимущества низкого профиля. Да и при торможении такой тип шины предпочтительнее. http://carcapital.ru/node/17506
В 2010 году компания Michelin представила организаторам и участникам чемпионата мира свое видение шинного будущего Формулы 1, в котором было бы интересно поработать французам. Это предложения обсуждались на совещании членов Ассоциации команд FOTA с участием представителей FIA и FOM
«У нас есть три условия, касающихся соперничества, технологии и бережного отношения к окружающей среде, – заявил спикер спортивного отделения Michelin Алессандро Барлоцци. – Чемпионат должен быть открыт для всех шинных компаний; используемые технологии должны работать на обычных автомобилистов; шины должны быть более износоустойчивыми».
Все эти условия в настоящее время противоречат практике, принятой в Формуле Четыре года назад FIA приняла решение, что здесь нужен только один поставщик шин, с тем, чтобы свойства резины можно было держать под контролем. Michelin отказалась от участия в объявленном тогда тендере, объяснив это тем, что в отсутствие конкуренции Формула 1 им не интересна.
Выполнение двух других условий, по мнению французских шинников, должно привести к существенному снижению затрат на производство гоночной резины, поскольку это позволит максимально приблизить технологии, применяемые в спорте, к массовому производству. Более того, это поможет объединить в одно целое гоночные программы Michelin в GT и Формуле 1. Вот почему прозвучало предложение увеличить посадочный диаметр колесных дисков с нынешних 13 до 18 дюймов. У Michelin уже есть такая резина, разработанная для «Ле-Мана», которая, по словам Барлоцци, обладает на 20% более высокой износоустойчивостью. http://quto.ru/journal/sport/1846/
Интересно, а в этом случае FIA проводила исследования в перспективности такого перехода на «низкий профиль». А вдруг обещанная экономия в производстве снизила бы затраты команд, да ещё и при возможности свободного выбора поставщика, во имя прогресса. А при наличии конкуренции шинников, со временем, обязательно появилась бы и интрига на трассе. Ведь все хотят быть лучше и быстрее, и нет предела совершенству. В целом за Французов высказалось большинство команд пелетона, ведь мишленовцы заломившие было за сезон с команд по пять миллионов евро, в ходе переговоров сбавили цену до полутора миллионов, правда быстрый переход на 18 дюймов команды не поддержали, в связи с огромными затратами по переделке болидов в случае этого перехода. Так может быть разумнее и последовательнее для FIA был бы сначала переход на «спортивную резину» близкую к массовому производству, а лишь потом на двигатели по тем же причинам. Раз уж команды и там и там были не в восторге от «революции».
Но тендер выиграли Пирелли, которые в 2010 году, также склонялись к переходу на «низкий профиль»:
"Такие шины для нас гораздо интереснее, потому что это гораздо ближе к дорожным покрышкам, чем нынешние 13-дюймовые, - пояснил Марио Изола (руководитель гоночных программ Pirelli). - Сейчас их никто не использует, даже на маленьких машинах устанавливают 14- или 15-дюймовую резину. Хотя, даже 18-дюймовая покрышка Формулы-1 не будет похожа на обычную шину".
Сегодня Пирелли такой переход уже не интересен. Кажется ребята поняли, что одно лишь моделирование к успеху не приведёт, а отсутствие тестов и тестового болида убивает желание искать на свой зад приключения. К тому же всем известна политика чиновников контролирующих и руководящих Формулой: "успех наш, а неудачи из-за вас". Поэтому в интервью 2012 года Пол Хембри (руководитель Pirelli motorsport) уже не рвётся в бой.
Вопрос: В 2014-м вы планируете переход на колёсные диски с большим диаметром?
Пол Хембри: Боюсь, если в Формуле 1 будут использоваться 18-дюймовые диски, нам окажется негде размещать свой логотип (смеётся). Проблема осталась прежней – как произвести этот переход? Нельзя просто изменить габариты шин, ведь речь идёт о профессиональном спорте (да неужели! Прим. автора)))) – нужны тесты и машина, на которой эти тесты можно провести.
Вопрос: С регламентом на моторы определённость уже есть, сейчас идёт обсуждение будущего регламента на шасси, а в конструкции шин планируются какие-то изменения?
Пол Хембри: На сегодняшний день мы не получали никаких запросов со стороны команд. Сами мы не требуем перемен, но в истории Формулы 1 внешний вид машин менялся не раз, возможно, в будущем потребуются другие шины.
Вопрос: Колёсные диски с диаметром в 18 дюймов – это максимум для Формулы 1?
Пол Хембри: 18, 19, возможно – 20, хотя это уже чересчур. Решиться на такие перемены очень непросто, пока рано об этом говорить. Не стоит устраивать перемены ради самих перемен, иначе это может плохо кончиться.
Вопрос: Но многие серии используют шины с гораздо большим диаметром колёсных дисков, чем в Формуле 1…
Пол Хембри: Да, это так, но машины этих серий не столь эффективны, не обеспечивают столь высокую прижимную силу, к примеру, в повороте Eau Rouge. Если такая задача будет поставлена, мы займёмся её решением – теоретически это возможно, но я уже говорил – в этом случае нам понадобится машина, на которой можно было бы тестировать такую резину. Впрочем, пока никто не обращался к нам с такой идеей, а мы не форсируем эту тему. http://www.topof.ru/news/2012/06/pol-khembri-ob-izmenenii-razmera-kolyosnykh-diskov-v-formule-1
Или вот ещё:
А почему Формула-1 до сих пор не перешла на низкопрофильные покрышки, а ездит на 13-дюймовых «пухликах»? «Если такой переход и произойдет, то лишь по маркетинговым соображениям», — говорят в Pirelli. И разработка новых шин здесь не самая большая сложность. Болидам потребуются совершенно иные подвески, ведь изменятся характеристики демпфирования шин. Серьезной проблемой станет проезд поребриков. А главное — в низкопрофильных покрышках для F1 нет особого смысла. Недостатка в мощности композитных тормозов, упрятанных в 13-дюймовые колеса, нет. Тогда зачем городить огород?
Например, чтобы унифицировать покрышки для «формул» и спортпрототи-пов, сэкономив на этом. «Нет, условия работы покрышек в F1 и длинных гонках слишком разные. Там упор делается на выносливость, а Формула-1 — это спринтерская гонка. (гонка рассчитанная на четыре круга?))))) Прим. автора.)
http://roshina.su/index.php?option=com_content&task=view&id=84&Itemid=70
Как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься.
Обидно, что «Пирелли» стала заложницей чиновников и руководителей от автоспорта, которые по каким-то причинам буквально за несколько лет произвели полную переориентацию своих взглядов от спортивной до увеселительной составляющей. И всё это ради нас с вами. Ведь если опрос показал, что 94% болельщиков хотят видеть больше обгонов, то это, как бы, развязывает руки дельцам в поисках любых путей….. обогащения )))))))))