Летучий бразилец - Волшебник Сенна !

13.05.2013 19:12

Огромный супериндустриальный город Сан-Паулу часто называют “локомотивом, который тянет всю Бразилию”. Что ж, попав на шумную и дымную авениду Ипиранга, зажатую между слепыми стенами многоэтажных автогаражей неподалеку от театра-варьете “Сантана”, можете считать, что вы очутились на платформе перрона, от которого вот-вот должен отойти этот самый гигант-локомотив. В нескольких шагах отсюда находится родительский дом Айртона Сенны да Силвы, одного из лучших на сегодня гонщиков формулы 1, ставший теперь его холостяцкой квартирой. Кажется, однако, отнюдь не надолго.

Айртон заметил взгляд, который, войдя, я бросил на фотографию красивой черноволосой девушки, стоящую на журнальном столике в холле, и улыбнулся: “Моя невеста Адриане… Это вы справлялись обо мне у моей матери?” Действительно, чуть раньше я побывал совсем в другом квартале Сан-Паулу – зеленой и нарядной Канта-рейре и спрашивал о Сенне у донны Нейде. Дело было в самый канун нынешнего, 39-го по счету чемпионата мира, и мать гонщика, оберегая покой сына, сразу заявила, что приехавший отдохнуть домой Айртон не намерен сейчас тратить время на беседы с журналистами. Даже если кого-то из них занесло в командировку из-за океана, из (подумать только!) далекой Москвы. Впрочем, как раз это обстоятельство в конце концов сделало донну Нейде более уступчивой: на прощание она все-таки сообщила мне адрес сына.

Короткая биографическая справка. Айртон Сенна родился в Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Рост 176 см, вес 66 кг. Чемпион Южной Америки по картингу в 1977 и 1978 годах. Двукратный серебряный призер первенства мира по картингу в 1979 и 1980 годах. Чемпион Англии 1981 года по кольцевым гонкам формулы “Форд”. Чемпион Европы и Англии 1982 года в гонках формулы “Форд-2000″. Чемпион Англии 1983 года в гонках формулы 3. В чемпионатах мира по кольцевым автогонкам в классе машин формулы 1 принимает участие с 1984 года. С тех пор по настоящий момент одержал 13 побед в розыгрышах различных Гран-при. В ходе семидесяти шести гонок на протяжении более трех тысяч километров его болид находился впереди машин соперников.

Из ныне выступающих пилотов-звезд формулы 1 только трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, двукратный чемпион Ален Прост и серебряный призер прошлогоднего первенства Найджел Мэнселл являются обладателями еще более впечатляющего “послужного” списка. С той, однако, разницей, что все они провели на трассах формулы 1 вдвое больше времени, нежели Айртон Сенна. Добавим, что в прошлом сезоне вплоть до четырнадцатого этапа – до гонки в высокогорном Мехико Сенна сохранял шанс стать чемпионом мира, что уже само по себе явилось одной из главных сенсаций первенства. В чемпионате этого года он вместе с французом Аленом Простом был главным претендентом на заветный титул.

- Айртон, в каком возрасте вы впервые оказались за рулем?
- Мне было тогда неполных четыре года. Правда, речь шла, конечно, не об автомобиле, а о карте. Его изготовили механики в маленькой автомастерской моего отца, приспособив в качестве двигателя мотор от старой газонокосилки.

- И с тех самых пор вы ни разу не изменили своему изначальному увлечению : я имею в виду занятия чем-либо помимо гонок – футболом, музыкой?
- Кто Бразилии не играет в футбол? С детства я верный и преданный поклонник сан-паульского клуба “Коринтианс”. Не могу сказать, что увлекался музыкой, а вот читать очень люблю, особенно вещи, вышедшие из-под пера Ж. Амаду. Обожаю кино. Постоянное хобби водные лыжи.

- Не могли бы вы назвать средний балл успеваемости, который некогда имел в старших классах Сенна-школьник?
- Именно средний – в школе я не был, мягко говоря, лучшим учеником.

- Тогда в детстве и юности, гоняясь на картах, какую главную цель вы преследовали – просто участвовать в состязаниях или обязательно добиться победы?
- И тогда, и потом, выступая в Европе в гонках формулы “Форд”, формулы “Форд-2000″, формулы 3, стремился только к победе. Когда-то, разбирая до последнего винтика и вновь собирая мотор моего карта, тщательно готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль “МакЛарена” и по традиции бормоча про себя строчки из “Отче наш”, мысленно настраиваю себя на борьбу за каждый метр сизого асфальта.

- Айртон, авторитет бразильских гонщиков в формуле 1 последние годы растет буквально на глазах. Оказали на вас какое-либо влияние примеры соотечественников – двукратного в прошлом чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди и продолжающего выступать в гонках трехкратного чемпиона Нельсона Пике?
- Наверное, хотя и не прямое. Ведь какого-либо непосредственного участия в том, как складывалась моя судьба гонщика, никто из них не принимал.

- Но кумиры среди сильнейших пилотов формулы 1 или, как их называют в Бразилии, идолы у вас были?
- Были и есть. Это – шотландец Джекки Стюарт и австриец Ники Лауда.

- Ален Прост?
- Замечательный, выдающийся гонщик, лучший, безусловно, сейчас в “цирке”. Теперь мы выступаем в одной команде “МакЛарен”, где, к слову, оба – и Прост, и я считаемся первыми номерами. Ален – умелый, опытный, классный партнер и опаснейший соперник на любой трассе.

Здесь есть смысл ненадолго отвлечься и привести высказывание Алена Проста, характеризующее Сенну как бы изнутри их маленького коллектива коллег-соперников. После того, как на пятом, канадском этапе недавно закончившегося мирового первенства Сенна выиграл у Проста, француз сказал: “Айртон – самый быстрый и самый профессиональный коллега по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул… Нет, если кто-то хочет победить Сенну должен всецело посвятить себя спорту”.

- Мир формулы 1 – тугой клубок самых различных интересов, чаяний, дивидендов, драм, успехов и трагедий… Скажите Айртон, есть ли у вас в нем настоящие друзья, враги?
- Вы правы, заметив насчет клубка, сплетенного порой, как мне представляется, из обнаженных нервных волокон. Вы, конечно, вольны предполагать, что в этом мирке у меня есть и друзья, и недоброжелатели – как в реальной жизни, ведь это и есть моя настоящая жизнь. Но я никогда не отвечаю определенно на подобные вопросы.

- Простите, просто мне рассказывали, как в прошлом году во время гонок на Большой приз Венгрии руководство команды “Лотос”, за которую вы тогда выступали, официально объявило, что более не нуждается в услугах Сенны-пилота…
- Тогда на “Хунгароринге” разобиженным деятелям “Лотоса” явно не хватило такта: я ведь, как должно, заблаговременно сам поставил в известность руководителей фирмы о том, что в следующем сезоне намерен пересесть за руль “МакЛарена”.

- Чем все-таки было обусловлено то ваше решение: ведь хорошо известно, что с самого вашего появления на трассах формулы 1 и “МакЛарен”, и “Уильямс”, и тот же “Лотос” стремились заполучить вас в состав своей команды?
- Все объяснялось условиями предложенного мне контракта. О равных во всем правах с Простом в рядах “МакЛарена” я уже сказал, но главным было не это. Принципиально важным, решающим мотивом, продиктовавшим мой выбор, была машина, на которой я гоняюсь сейчас. Видите ли, до сих пор лишь в 1985 году, выступая на болиде “Лотоса” с мотором “Рено”, был в какой-то мере удовлетворен их техническими характеристиками. Но мощный двигатель обладал в то же время роковым для меня недостатком: он был чрезмерно “прожорливым”. Я отлично принимал старт, лидировал во многих гонках, но не дотягивал до финиша. Три года я убил на то, чтобы свести “Лотос” с производящей замечательные моторы японской фирмой “Хонда”. На то, чтобы в конце концов превратить свою команду из просто участницы чемпионата мира в соискательницу главной награды. Как же долго и старательно я пытался плыть против течения!

- Да, но ведь был у вас и беспрецедентный успех: в прошлом году на самой сложной из существующих в мире трасс – в Монако ведомый вами “Лотос-99Т”, оснащенный так называемой активной подвеской колес, управляемой компьютером, одержал столь нашумевшую победу…
- Ох, уж эта подвеска! Представьте, что в течение почти двух часов напряженнейшей гонки, проходящей в основном по городским улицам, каждые две секунды вы переключаете передачи, выжимаете сцепление, меняете подачу газа, тормозите, манипулируете рулем, следите за давлением турбонагнетателя. И все это время непрерывно контролируете работу компьютера, управляющего подвеской колес. Нет, мой теперешний быстроходный “МакЛарен МП4/4 Хонда” оснащен менее замысловатой подвеской, что меня больше устраивает.

- Последний вопрос, Айртон. Если бы в вашей судьбе не было формулы 1, то кем бы вы мечтали стать?
- Скорее всего, летчиком-истребителем. Эти люди в силу обстоятельств обязаны постоянно действовать на сверхзвуковых скоростях – такая работа мне по душе.

Интервью - декабрь 1988 года
4 Отзыва