Хроника чемпионата Европы 1938 года. Часть третья.

21.08.2018 08:47

Часть третья: «Семейство Строллов и их партнёров» имеется в любой эпохе.


80 лет назад, 21 августа 1938 года, на автодроме Бремгартен состоялась гонка за Большой Приз Швейцарии. Также эта гонка являлась третьим зачётным этапом очередного чемпионата Европы среди автомобилей класса Гран-При.

Команда «Ауто Юнион» подошла к этой гонке в полном порядке с точки зрения технического обеспечения (впервые в сезоне для каждого гонщика подготовили автомобили образца 1938 года, плюс имелся резервный автомобиль актуальной спецификации), но в условиях сильнейшего давления на спортивное руководство команды со стороны кураторов из «СС». Недовольство вызывали и уровень техники и некоторые кадровые решения руководителей «Ауто Юнион». Но если быстро улучшить уровень техники одной только критикой сверху было невозможно, то в кадровых вопросах руководству команды пришлось идти на уступки.

Италия-38 ГП01

К решающей гонке сезона, с точки зрения навязывания конкуренции команде «Мерседес», команда «Ауто Юнион» впервые в году подошла во всеоружии технического обеспечения. В порядке удаления на кадре представлены актуальные автомобили 1938 года для Ханса Штука, Тацио Нуволари, Германа Мюллера и Кристиана Каутца (резервный автомобиль на фото не представлен). О формировании состава на гонку смотрите ниже по тексту.


Основные претензии были к увольнению Ханса Штука. Пока был жив Бернд Розенмайер, на увольнение Штука смотрели сквозь пальцы, хоть уже тогда многие кураторы считали, что огромный опыт этого гонщика важнее некоторого спада спортивной формы и даже некоторых дисциплинарных проступков указанного персонажа. Ставка же на молодых Германа Мюллера и Рудольфа Хассе уже после гибели Розенмайера, всё больше и больше начинала восприниматься как большая ошибка спортивных функционеров команды. Дополнительные козыри появились у заступников Штука после Гран-При Германии, когда Ханс был вынужденно возвращён в состав «Ауто Юнион» (по замыслу руководства только на одну эту гонку). Не отличившись, мягко говоря, скоростью в ходе практик, Ханс Штук гонку провёл так, как и подобает опытному гонщику, т.е. хладнокровно, умно и расчётливо, получив лучшую финишную позицию по отношению к партнёрам по команде. Давление на руководство команды с целью полноценного возвращения Штука в состав «Ауто Юнион» стало после этого абсолютным и завершилось полной победой кураторов. Ещё за неделю до Гран-При Швейцарии Рудольф Хассе защищал цвета команды в незачётной, но популярной гонке «Коппа Ацербо». А за несколько дней до старта третьего этапа чемпионата Европы было объявлено, что рецидив прежних травм не позволит Рудольфу исполнять свои обязанности до конца сезона и его на постоянной основе заменит Ханс Штук. Особенно обидно, наверное, было Рудольфу Хассе из-за того, что до конца сезона планировалось выступать в зачётных гонках чемпионата Европы четырьмя автомобилями (Тацио Нуволари, Ханс Штук и Герман Мюллер в трёх из них), т.е. места могло хватить всем, без всяких упоминаний о каких-либо рецидивах. Но тут я подхожу к той тому моменту, который поясняет название третьей части хроники.

Четвёртая машина была забронирована за Кристианом Каутцем. Даже речи не может вестись о том, что у этого гонщика не было никакого гонщицкого таланта. При отсутствии такового получить место даже резервного гонщика в одной из немецких команд было совершенно невозможно. И всё-таки по своему гонщицкому потенциалу Кристиан заметно уступал всем партнёрам по команде и крайне неохотно допускался руководством команды к участию в гонках. К тому же Каутц был не немцем, а швейцарцем. Но именно здесь и оказалась «зарыта собака». Кристиан был сыном одного из богатейших и влиятельнейших граждан Швейцарии. Практически вся верхушка Третьего Рейха вела свои финансовые дела при посредничестве этого человека. И в тот момент, когда использование неоптимального состава гонщиков уже вряд ли могло испортить и без того печальную картину общего провала «Ауто Юнион» в сезоне 1938 года, влиятельные кураторы команды решили поиграть в добрых покровителей и развернули мощное протекционное движение под девизом: «Больше гоночной практики молодому резервисту». Руководство «Ауто Юнион», уже прогнувшееся под требование вернуть Ханса Штука, не стало возражать и в этом вопросе.

Как видите, есть в 30-х годах прошлого века пусть не абсолютно прямые, но весьма непрозрачные аналогии с нынешним семейством Строллов. Разве что в настоящее время содействие Строллу-старшему в продвижении карьеры его сына оказывают финансовые партнёры, в то время как 80 лет назад бонзы Третьего Рейха скорее являлись финансовыми клиентами влиятельного швейцарца по фамилии Каутц.

Италия-38 ГП02

На приведённых фотографиях вы можете увидеть главных фигурантов кадровых перестановок в команде «Ауто Юнион». На кадре слева Рудольф Хассе (в очках) и Ханс Штук, которым, начиная с Гран-При Швейцарии, уже не находилось мест в команде одновременно, и более молодому Хассе пришлось уйти из основного состава. На кадре справа парадная фотография Кристиана Каутца. Есть одно крупное отличие ситуации с этим гонщиком от ситуации с Лэнсом Строллом. Если сейчас Стролл-старший вряд ли серьёзно беспокоится о жизни и здоровьи своего сына, то в 30-е годы прошлого века у продвижения Каутца-младшего в основной состав «Ауто Юнион» была и оборотная сторона: многократно возрастающий реальный риск для жизни, который, впрочем, мог, по мнению семейства, не превышать рост репутационных дивидендов.


Что же касается команды «Мерседес», то там был полный порядок с составом (проверенная четвёрка гонщиков: Рудольф Караччиола, Манфред фон Браухич, Герман Ланг, Ричард Симэн) и приятный «бардак» с техникой.

Италия-38 ГП03

На приведённом фото, сделанном в дни гоночного уикенда в Швейцарии в 1938 году, нет разве что Германа Ланга. Зато остальные легенды довоенных «Серебряных стрел» в наличии. Слева направо в первом ряду: легендарный конструктор команды Рудольф Уленхаут, гонщики Манфред фон Браухич, Рудольф Караччиола, Ричард Симэн, технический директор команды Макс Зайлер - один из первых немцев, кому удавалось выиграть значимые европейские гонки на немецкой технике ещё в начале 20-х годов прошлого века и руководитель команды Альфред Нойбауэр.


В распоряжении команды было две спецификации шасси: штатная, использовавшаяся на Гран-При Германии, и экспериментальная, испытанная в двух весьма престижных гонках того времени «Коппа Чиано» и «Коппа Ацербо», состоявшихся в промежутке между Гран-При Германии и Гран-При Швейцарии. Кроме того, в тех же «Коппа Чиано» и «Коппа Ацербо» были испытаны тормозные колодки увеличенного размера, потребовавшие использования 22-дюймовых колёс вместо штатных 19-дюймовых.

При подготовке к швейцарской гонке руководство команды решило учесть мнения и желания всех своих гонщиков, а они на удивление разошлись между собой.

Рудольфу Караччиоле безусловно понравились экспериментальная спецификация шасси с увеличенными тормозными колодками. Победитель Гран-При Германии Ричард Симэн предпочёл штатную спецификацию шасси, но так же положительно отнёсся к увеличенным тормозным колодкам. Герман Ланг выбрал для себя экспериментальную спецификацию шасси, но с применением стандартных тормозных колодок под 19-дюймовые колёса. А Манфред фон Браухич вообще предпочёл воздержаться от использования экспериментальных элементов. И только из-за того, что по причинам технического характера Лангу пришлось стартовать в Гран-При в запасном автомобиле, имевшем штатную спецификацию шасси и стандартные тормозные колодки, хотя бы у двух гонщиков «Мерседес» (Ланга и фон Браухича) техника в гонке оказалась одинаковой.

В практиках отличился Ричард Симэн, который более чем на две секунды оказался быстрее своих партнёров по команде Германа Ланга и Рудольфа Караччиолы и получил право стартовать с поул-позишн. Ханс Штук, воодушевлённый своим полноценным возвращением в «Ауто Юнион», стал лидером своей команды в практиках и даже смог показать время лучшее, чем у Манфреда фон Браухича на «Мерседес». Штук затмил своим выступлением самого Тацио Нуволари, который на швейцарской трассе выглядел весьма неубедительно, если брать в расчёт только гонщиков на немецкой технике, из которых он опередил только Кристиана Каутца. Сам же Каутц сумел дополнительно «отличиться». По итогам практик он показал время хуже, чем у Жана-Пьера Вимилля, защищавшего цвета команды «Альфа-Ромео», причём проиграл больше секунды. Это был первый случай в сезоне, когда хоть один итальянский автомобиль смог квалифицироваться выше хоть одного немецкого автомобиля.

Практики прошли при хорошей погоде. А в день гонки незадолго до старта пошёл дождь, который потом только усиливался и усиливался по ходу состязания.

Всего в Гран-При Швейцарии приняли участие 20 гонщиков, использовавших помимо немецкой техники автомобили марок «Альфа-Ромео», «Мазерати» и «Деляж», но все значимые события в гонке произошли только при участии гонщиков «Мерседес» и «Ауто Юнион».

На мокрой трассе Ланг сильно пробуксовал на старте, потеряв несколько позиций и заблокировав за собой всех, кто стартовал с нечётных рядов посередине трассы (нечётные ряды состояли из трёх стартовых позиций), включая Тацио Нуволари.

Швейцария-38 ГП04

21 августа 1938 года. Старт Гран-При Швейцарии. Неудачно стартовавший Герман Ланг оставил свободное место между Рудольфом Караччиолой (справа на кадре) и Ричардом Симэном (впереди всех прочих на левой части кадра). На фото хорошо просматриваются внешние отличия «Мерседес» Караччиоллы от автомобилей его партнёров по команде (на кадре составили чёткую диагональ через всю ширину трассы, чуть правее от попавшего в кадр фотографа).


Ричард Симэн захватил лидерство и начал делать «гонку своей жизни», а воодушевлённый Ханс Штук захватил второе место, после чего начал стремительно отставать от Симэна, но упорно сопротивляться насевшему на него Рудольфу Караччиоле. Это было то, чего так долго ждали в 1938 году все любители автоспорта: гонщики «Ауто Юнион» и «Мерседес» вели активную борьбу на трассе за высокую текущую позицию в протоколе гонки! Конечно, растянуться на всю гонку это удовольствие не имело никаких шансов. Спустя четыре круга Ханс капитулировал перед Рудольфом.

Швейцария-38 ГП05

В 1938 году было очень мало эпизодов борьбы гонщиков на трассе, которые были впоследствии признаны эпическими и заслужили право быть запечатлёнными на холсте. Но борьба Ханса Штука («Ауто Юнион», стартовый номер «8») и Рудольфа Караччиолы («Мерседес», стартовый номер «12») на первых кругах дождевого Гран-При Швейцарии 1938 года оказалась одним их таких эпизодов. На представленной картине Карло Деманда, запечатлён тот момент, когда Рудольф наконец сломил сопротивление Ханса.


С этого момента вопрос с двумя первыми призёрами гонки был решён. Но не вопрос с победителем гонки! Команда предпочла не вмешиваться какими бы то ни было указаниями в борьбу Симэна и Караччиолы. И в результате родился один из самых легендарных эпизодов дождевых гонок. Уверенно контролирующий ход гонки Симэн в условиях усиливающегося дождя догнал две круговых машины, едущих друг за другом. На этом уверенное продвижение британца застопорилось, сменившись ожиданием удобного момента для двойного обгона. А для Рудольфа Караччиолы ни дождь, ни теперь уже три машины, едущие друг за другом, не оказались какими бы то ни было препятствиями. Он подъехал, всех за один раз обогнал и уехал вперёд. Дождь продолжал усиливаться и для всё большего числа гонщиков это становилось неодолимой проблемой, а Рудольф Караччиола, даже потеряв по ходу гонки защитный козырёк на своей машине (его просто сорвало на повороте!), как ни в чём не бывало довёл свою машину до финиша, управляя ею настолько ровно и уверенно, что это казалось просто невероятным в таких тяжёлых условиях. Вот так была добыта Рудольфом Караччиолой победа в Гран-При Швейцарии. Ричард Симэн прибыл к финишу почти на полминуты позже, но, тем не менее, был окончательно признан всем автоспортивным миром как один из элитных водителей своего времени. Но это я немного забежал вперёд. А в тот момент, когда Караччиола только-только захватил лидерство в гонке, гонщики «Ауто Юнион» удерживали за собой места с третьего по пятое (Штук, Мюллер, Каутц). Едущий шестым Манфред фон Браухич был явно не в своей тарелке в дождевых условиях и не оказывал никакого давления на трио конкурентов. Ещё же один «Мерседес» был уже явно вне игры. Некоторое время назад Герман Ланг получил удар в очки камнем, выскочившим из-под колеса впередиидущей машины, из-за чего его глаза оказались запорошены осколками разбитого стекла. Герман медленно добрался до финиша и передал свою машину резервному гонщику Вальтеру Баумену. В отчётный момент времени Баумен был далеко позади, уступая целой группе гонщиков не на немецкой технике. Казалось, что в такой ситуации ни о какой победе «Мерседес» в формате «первое-второе-третье места» не может идти и речи. Но едущий третьим Ханс Штук в условиях усиливающего дождя стал допускать всё больше и больше брака в управлении своей машиной, а когда его начало крутить по трассе, поехал в боксы проверять тормоза, после чего перестал быть реальным претендентом на призовое место. Машина Кристиана Каутца сломалась, не дожидаясь аварии, в которую вполне мог бы попасть молодой и малоопытный гонщик. А унаследовавший третье место Герман Мюллер, при очередном усилении дождя за несколько кругов до финиша вылетел с трассы прямо на дерево. В результате машину разорвало на две части, но гонщик так удачно был выброшен из кабины, что избежал даже более-менее сильных ушибов. Таким вот образом, третье место в гонке досталось никуда не спешащему и отставшему от своих партнёров по команде на целый круг Манфреду фон Браухичу. Ханс Штук вновь стал лучшим из всех гонщиков «Ауто Юнион», но теперь только на четвёртом месте и с отставанием в два круга от победителя гонки. А довершил картину разгрома второй немецкой команды Тацио Нуволари. На его «Ауто Юнион» по ходу гонки возникла утечка масла, из-за чего итальянец был вынужден несколько раз посетить боксы и до финиша добрался лишь на девятом месте в четырёх кругах позади лидеров. Из всей немецкой техники, добравшейся до финиша, он смог опередить только Вальтера Баумена, у которого тоже не обошлось без внепланового визита в боксы из-за проблем с техникой.

Швейцария-38 ГП06

Главные герои Гран-При Швейцарии 1938 года. На кадре сверху Рудольф Караччиола, не имевший конкуренции в ходе дождевой гонки. На кадре снизу Ричард Симэн, не имевший конкуренции в ходе сухих практик (фото с практики).


О положении в Личном зачёте по итогам предпоследнего этапа чемпионата Европы.

Рудольф Караччиола получил одно очко за выигранную гонку после засчитанных ему двух вторых мест на предыдущих этапах и продолжил возглавлять Личный Зачёт с результатом 5 очков.

Манфред фон Браухич, получивший шикарный подарок от «Ауто Юнион» в виде 3 очков за 3-е место, с 9 очками продолжил занимать 2-е место в зачёте, проигрывая Караччиоле уже 4 балла.

Ричард Симэн получил 2 очка за второе место и с общим результатом в 11 очков переместился на 3-е место в зачёте.

Герман Ланг, благодаря тому, что Вальтер Баумен на его машине преодолел отметку в три четверти дистанции, получил 4 очка и с суммарными 12 очками находился на 4-м месте в зачёте.

Лучший из гонщиков «Ауто Юнион» Ханс Штук тоже получил 4 очка за 4-е место в гонке и в сумме имел 15 очков и 5-е место в зачёте.

Рудольфу Караччиоле для получения титула чемпиона Европы было достаточно преодолеть больше трёх четвертей дистанции заключительной гонки чемпионата в Монце. Полученное в протоколе гонки место при этом уже не играло бы для Рудольфа никакой роли. Поломка автомобиля Караччиолы на более ранних этапах гонки могла оставить какие-либо шансы Манфреду фон Браухичу или Ричарду Симэну.

Таким образом, вопрос определения чемпиона Европы превратился сугубо во внутреннее дело «Мерседес». Провал команды «Ауто Юнион» в сезоне 1938 года стал свершившимся фактом.


Автор хроники: ROMAN grosjean (август 2018 года)

2 Отзыва