Сравнение партнёров по команде, вместо статьи про каждого пилота в отдельности, выглядит более наглядным и интересным. Но «первый блин» получился о трёх пилотах, так почему бы не продолжить? Тем более, что один из них, хотя и не действующий в Ф-1, но для большинства наших болельщиков ближе, чем остальные. Потому, что он наш.
Пилоты Лотуса, Райкконен и Грожан… И Виталий Петров. Говорят, что Кими «намылился» в Ред Булл, так почему бы не рассмотреть Виталика, как кандидата на место Кими? Тем более, что резон для этого есть.
1. Скорость.
Прежде, чем говорить о «чистой скорости», просто необходимо обозначить предпочтения пилотов. Если Грожан лучше использует «недостаточный» баланс, причём Феттель говаривал, что Роман это делает наиболее радикальным образом из всех действующих пилотов, то Кими и Виталий - врождённые «избыточники».
Необходимое отступление: любому пилоту лучше всего подойдёт нейтральный болид. Такой, который теряет сцепление одновременно обеими осями. Его приятно пилотировать: «перебрал» со скоростью - отпусти немного газ, и болид сам погасит избыток скорости боковым скольжением, и уйдёт на внутренний радиус. Износ резины при этом равномерный, скорость - максимально возможная для данной конфигурации.
Вряд ли стоит объяснять, что к такому состоянию баланса все стремятся, но реальности оно бывает очень и очень нечасто.
Так вот, если говорить о (не люблю это полумифическое понятие) «чистой скорости» на нейтральном болиде, то эти пилоты очень близки. И вполне может быть, что Грожан нередко будет слегка быстрее и Кими, и Виталия. Но всё настолько близко, что о значительном преимуществе, превышающим погрешность измерения, говорить не приходится. Если освежить в памяти результаты совместных выступлений в GP2 Виталика и Романа, то при внимательном рассмотрении окажется, что существенной разницы между ними не было. Виталий был в чуть менее выгодном положении по причине того, что баланс того болида был с лёгким уклоном в сторону «недостатка», и больше подходил Роману.
Что касается Кими, то не стоит забывать, что в бытность его в Феррари, Фелиппе Масса одно время выглядел немного предпочтительнее финна, как раз тогда, когда болид так же имел лёгкий недостаток. Тогда пошли разговоры о потере Кими мотивации, но в реальности он просто не мог использовать свои сильные стороны, в отличие от Массы.
- скорость на одном быстром круге на "идеальном" болиде:
Смеха ради, поставлю Грожана на первое место, и это не будет сильно идти против истины:
Грожан 100
Петров 100
Райкконен 100
Впрочем, можно и наоборот…
- скорость на дистанции:
В этом компоненте Грожан никогда не был силён, а Райкконена поставлю первым за большими заслугами:
Райкконен 100
Петров 100
Грожан 97
- скорость в переменчивых условиях ("по мокрому"):
Роман не запомнился, как «регенмайстер», и хотя по стилю пилотирования он ближе всего к Баттону, по умению использовать себе во благо переменчивые погодные условия Роману до Дженса очень далеко. Представьте себе фразу: «Если пошел дождь - делай как Грожан.» Больше похоже на призыв к самоликвидации, не находите?
Виталика и Кими рискну приравнять, но «по былым заслугам» поставлю финна первым:
Райкконен 100
Петров 100
Грожан 97
2. Приспособляемость.
То, что Грожан не очень ладит с «избытком» - сложно оспорить. Об этом впрямую говорят инженеры Лотуса, намекая, что «Рома не виноват, это болид такой». Здесь всё понятно. Так же понятно, что и Кими, и Виталий запросто поспорят с любым пилотом при избыточной поворачиваемости. Причём по стилю, глядя на их онборды, этих пилотов можно отличить только по дизайну шлема. Очень похожий подход, вплоть до деталей. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что и настройки они выбирают практически идентичные. Возможно, в этом немалая доля «секрета» успешного возвращения Кими. Его так же не устраивали калибровки рулевого управления, как и Виталика, и только авторитет чемпиона мира позволил «сдвинуть с мёртвой точки» инженеров, заставив пересмотреть конструкцию. И то правда: Кубице рейка нравилась, Грожан тоже не выказывал недовольства… Ровно, как и Бруно. Но все эти пилоты очень сильные «недостаточники» (включая Бруно, я не шучу), и требования к рулевому у них совершенно иные, чем у Виталика и Кими. Не удивлюсь, если немного поработав с Кими, инженеры команды пересмотрели своё отношение к Петрову. По телеметрии гораздо лучше видна поразительная схожесть в стилях пилотирования Петрова и Райкконена. Впрочем, как и Кубицы с Грожаном, хотя и в меньшей степени.
Если говорить о способности Кими и Виталика сохранять скорость при недостаточной поворачиваемости, то я бы выше поставил Виталика, и вот почему.
О способности Кими ездить при «недостатке» можно судить по совместным выступлениям с Массой и Грожаном. В принципе, можно вспомнить и Култхарда, который, как признавал Мартин Брандл (а он очень хорошо понимает пилотирование при «недостатке»), с Дженсом очень схож. Но болид Мак Ларена благоволил скорее Кими, чем Дэвиду, поэтому корректнее сравнивать по «недостаточному» болиду. В общем, Кими в неблагоприятных условиях немного, но отставал и от Фелиппе, и от Грожана.
Виталий в Катерхэме тоже поначалу «попал под» Ковалайнена, начало сезона 2012 помнят все. Но концовка сезона была уже однозначно за Виталиком. При этом нужно учитывать, что во первых, Хэйкки один из сильнейших «недостаточных» пилотов, а во вторых, врождённая недостаточная поворачиваемость Катера и в конце сезона никуда не делась. То есть Виталий смог адаптировать свой стиль таким образом, что успешно противостоял «великому недостаточнику» в его же команде. Это дорогого стоит.
- способность адаптироваться к недостаточной поворачиваемости:
Грожан 100
Петров 100
Райкконен 97
- способность адаптироваться к избыточной поворачиваемости:
Райкконен 100
Петров 100
Грожан 96
3. Обратная связь
Что бы там не говорили, но успешный сезон 2012 в Лотусе говорит о том, что Виталик, мягко говоря, не испортил болид своей обратной связью. Впрочем ни Кими, ни Роман никогда не считались великими настройщиками, поэтому я, пожалуй, поставлю на первое место Виталика:
Петров 99
Райкконен 98
Грожан 97
4. Психологическая устойчивость.
Тут всё понятно:
Райкконен 100
Петров 100
Грожан 96
5. Надёжность.
Здесь тоже и Кими, и Виталик выглядят несколько выигрышнее:
Райкконен 100
Петров 100
Грожан 96
6. Агрессивность.
Кими предпочтительнее, Грожан пока откровенно "бережет сохранность лица":
Райкконен 100
Петров 99
Грожан 96
7. Умение обгонять.
Кими весьма разумный пилот, я бы сказал - сбалансированный. Виталик тоже неплох. Роман, если оставить за скобками его «способности Гастелло», в принципе не хуже. Поэтому - поровну:
Райкконен 99
Петров 99
Грожан 99
8. Умение сохранять резину.
Пожалуй, Кими здесь лидер, Грожан второй, но разница не велика, баллы пусть будут одинаковые:
Райкконен 99
Грожан 99
Петров 99
9. Умение стартовать.
Новый пункт, на который мне резонно указали старшие товарищи. Против Романа опять играет постоянная оглядка на осторожность, хотя назвать его плохим стартёром нельзя. Кими хладнокровен, и откровенно хорош, но поставлю ка я на первое место Виталика… Все помнят его дождевой «Need for Speed»:
Петров 100
Райкконен 100
Грожан 99
10. "Медийность".
В этом пункте у Кими нет конкурентов. Кто предпочтительнее, Роман, или Виталик? Роман - действующий пилот, Виталик - нет. Поэтому:
Райкконен 100
Грожан 96
Петров 95
P.S. Я абсолютно уверен, что в случае ухода Кими в Ред Булл Виталик будет являться просто подарком для команды. Мало того, что не придётся привыкать у новому пилоту, но и наработки 2013-го года для Кими можно будет смело использовать Петрову. Плюс ко всему, немаленькая зарплата обернётся не самым маленьким (уж для Лотуса - без сомнений желающие найдутся) «спонсорским пакетом».
Мечты?
Да, но…