Мороз и тесты - день ужасный. И светофор мигает красным...

28.02.2018 14:54

 

В среду командам Формулы 1 приходится из-за снега терять один тестовый день. Логично было бы перенести заезды на другую дату, однако такой шаг невозможен сразу по нескольким причинам.

Из-за снегопада, который ночью обрушился на Барселону и ее окрестности, начало тестового дня отложили на неопределенный срок. Зная о возможности такого развития событий из прогнозов погоды, некоторые команды пробовали сыграть на опережение и еще во вторник пытались договориться о переносе заездов на другой день (речь шла о понедельнике), но эти усилия ни к чему не привели. 

Ситуация осложнялась тем, что автодром «Каталунья» был заранее арендован командами для проведения съемочных дней, но отыскать свободную дату было все же возможно. Теперь этот шанс упущен, и компенсировать потерянное время уже не получится.

Спортивный регламент FIA гласит: «График тестов должен быть сформирован в течение 21 дня после публикации официального календаря чемпионата. Изменения после этой даты в него можно вносить только по согласию всех команд».

По инсайдерской информации, как минимум две команды на этот раз выступили против переноса тестового дня. «Williams и Ferrari уже ответили отрицательно, так что этого не случится», – рассказал источник в паддоке. 

Изменение графика обещает командам дополнительные проблемы с логистикой – в частности, переносить тестовый день на понедельник непрактично, потому что у членов персонала, которые перемещаются по Европе во время тестов, забронированы рейсы.

Кроме того, в правилах FIA есть специальная оговорка, не позволяющая проводить предсезонные тесты на протяжении пяти или более дней подряд. Так как вторая сессия запланирована на 6-9 марта, проведение дополнительного дня в понедельник 5 марта нарушает правила.

«Две серии тестов, открытые для всех участников и состоящие не более чем из четырех дней подряд, проводятся между 1 февраля и за десять дней до старта первого Гран-при чемпионата», – гласит соответствующий пункт регламента.

Таким образом, попытка перенести заезды на понедельник потребовала бы подключения юридического департамента FIA, который должен бы проверить такое решение на возможные последствия от нарушения собственных же правил. 

Наконец, любые переносы возможны были бы только в том случае, если бы это решение было принято заранее. Сейчас, хотя на трассе никто не работает, формально считается, что тестовый день идет.

 

Гоночный директор McLaren Эрик Булье высказал недовольство тем, что первая серия зимних тестов испорчена непогодой – и предлагает в будущем проводить тесты в Бахрейне, что предлагалось ранее, но не было одобрено.

Эрик Булье: «График тестов определён регламентом, согласован с командами и FIA. Чтобы перенести или добавить какой-то день, нужно единодушное согласие команд, но вчера по крайней мере две команды отказались менять даты.

 
Очевидно, что мы тратим деньги впустую. Продолжительность тестов сократили до восьми дней для экономии средств, но эти восемь дней мы должны полноценно работать, чтобы добиться необходимой надёжности и решить возникшие проблемы к началу сезона. Мы тратим на это деньги, арендуем трассу на две недели – у нас должна быть определённая свобода выбора дней в этот период. Мы знаем, что в воскресенье погода улучшится, но нет – из-за чьих-то эгоистичных интересов [имеются ввиду Williams и Ferrari] мы не можем работать в этот день.

Понятно, что за несколько месяцев невозможно предсказать погоду, но мы знаем, что в Бахрейне в это время года погода хорошая – и этот вариант обсуждался. Тогда его отклонили по экономическим причинам, но теперь мы должны серьёзно его рассмотреть. К тому же, Бахрейн на полпути в Австралию, можно попытаться сэкономить на логистике, чтобы компенсировать расходы.

Мы готовы выезжать на трассу в любых условиях, даже под сильным дождём, но когда идёт снег, а медицинский вертолёт не может взлететь, нам просто не разрешают покидать боксы».

 

 

Холод на тестах - это действительно большая проблема?

В чем главная сложность тестов в низкую температуру?

Самая главная сложность – полученные результаты не являются репрезентативными и их очень сложно использовать. 

Вопрос охлаждения машин Ф1 стоит очень остро, рабочий диапазон здесь всегда весьма узок. И вы должны оперировать в нем – скажем, поддерживать температуру воды в системе охлаждения на уровне 120 градусов (это возможно, если давление в системе составляет около двух атмосфер). Причем делать это надо и когда окружающий воздух прогрет до 0 градусов, и при 35. 

Невозможно повлиять на окружающие условия. Вы просто работаете в ту погоду, какая есть. А значит, в Барселоне командам приходится перекрывать часть радиаторов, чтобы избежать избыточного охлаждения. Но это, в свою очередь, сказывается на аэродинамике. Кроме того, в прохладную погоду потоки в принципе обтекают машину иначе, как снаружи корпуса, так и внутри.

Чем еще неприятны столь экстремальные условия?

В холоде машина работает иначе. Все, что расположено близко к земле, очень чувствительно в этом отношении. Воздух менее плотный, а потому диффузор, например, на холоде «запечатывается» гораздо раньше. Применительно к дорожному просвету разница может составлять до 5 мм.

Эти машины таковы, что вам нужно вывести их в идеальный диапазон, причем желательно делать это при максимальной нагрузке на систему охлаждения. Важно понять характеристики и влияние температуры на них.

Команды очень опытны, потому будут экспериментировать с моментом «запечатывания» и все равно многое поймут. Но в этот раз, в отличие от прошлых лет, температура куда сильнее отличается от той, что будет по ходу сезона. Впрочем, все в равных условиях, и никто не получит преимущества. 

Да и вообще, никто не знает, какими будут условия через месяц в Австралии. Там частенько случается так, что за один день словно сменяются все четыре времени года.

 

 

Как снег и холодный дождь сказываются на состоянии трассы?

Асфальт становится другим. Здесь его уложили совсем недавно, и никто не знает, как он поведет себя. В понедельник пилоты смогли накатать какой-то слой резины, но за ночь все вернулось в исходное состояние.

Чем вообще занимаются команды на второй день зимних тестов?

Если накануне вышло проехать большую дистанцию, у вас обычно уже есть определенная уверенность в том, что все системы вроде гидравлики или охлаждения работают штатно. Если нет – вам предстоит заниматься теми неполадками, которые проявили себя.

На понимание работы машины влияет множество небольших факторов. Например, температурный датчик в гидравлической системе отказывается считывать данные при большом нагреве. И тогда вы видите, что машина в первый день вся облеплена наклейками-стикерами, которые позволяют убедиться, что нужная температура все же достигается. Вам важно лишь знать разницу с той точкой, где стоит датчик, а остальное не имеет значения.

Если ситуация у вас под контролем, на второй день можно приступать к работе с настройками.

Каким может быть график, если все штатно?

Утром можно заняться работой с аэродинамикой, получить данные по тем вопросам, которые возникли по итогам анализа первого дня, и сделать какие-то выводы. Чуть позже многие наверняка начнут атаковать на время, работать с настройками, чтобы лучше понимать, как машина реагирует на изменения. 

По ходу уик-эндов Гран-при у вас ограничено время, потому важно знать, как именно добиться от машины, которая демонстрирует определенные характеристики, улучшения. Устранить проблему несложно, но не факт, что это добавит скорости. Вам же надо понимать, как одновременно избавиться от проблемы и поехать быстрее.

На тестах можно экспериментировать. Нагрузить переднее крыло до такой степени, что автомобиль будет реагировать очень остро – настолько, что управлять им станет сложно. По ходу уик-эндов тратить время на подобные проверки – значит идти на риск. А знать подобные вещи надо.

 

Несмотря на холод, третий день тестов все-таки стартовал

Спустя три часа после запланированного начала тестов Формулы 1, которые были отложены из-за снега, на пит-лейне «Каталуньи» зажглись зеленые огни светофора.

В 12:00 по местному времени дирекция автодрома объявила, что команды могут выезжать на трассу. Температура в районе автодрома выросла, и снег, который шел еще с ночи, превратился в дождь. Впрочем, после этого на трассу все равно никто не выехал – условия все еще не подходящие для тестов. Более того, спустя час после открытия трассы, в боксах по-прежнему нет никакого движения - никто даже не пытается запустить моторы. Температура воздуха 1,7°C, а трассы - всего 3,9°C.

Объявлено, что команды могут работать без перерыва на обед до 18:00 по местному времени – или 20:00 мск. Тем не менее, по паддоку ходят слухи, что в Red Bull и Ferrari решили сегодня отказаться от выезда на трассу. Впрочем, условия на трассе таковы, что вполне вероятен такой сценарий, что ни одна машина так и не покинет боксы.

 

По материалам

   


* Отредактировано автором 28.2.2018 в 15:11
3 Отзыва