22.01.2018 15:04

В 1996 году 24-летний канадский новичок со знаменитой фамилией вихрем ворвался в гонки Гран При. Он пришел в Williams, у которой была лучшая машина на стартовой решетке, а в нем самом был импульс победного сезона в другом гоночном чемпионате.
Отработав по очень продуманной тестовой программе, он финишировал на подиуме в своем первом же Гран При, закончил сезон в 19 очках позади напарника и на следующий год стал чемпионом мира.

Жак Вильнев пересекает финишную черту на «Интерлагосе» в 1997 году
Фото: LAT Images
В 2017 году 18-летний канадский новичок со знаменитой фамилией, без сомнений, привлек внимание Ф1. Он пришел в Williams, у которой была пятая по скорости машина на стартовой решетке, а в нем самом был импульс убедительного победного сезона в другой категории.
Отработав по очень продуманной тестовой программе, он неудачно начал сезон, но вскоре оправился от этого, поднявшись на подиум уже в восьмой гонке, а сезон закончил всего в трех очках позади напарника.

Лэнс Стролл финиширует третьим в Баку в 2017 году
Фото: Steven Tee / LAT Images
Конечно, нелепо сравнивать разные эпохи – или предполагать, что Лэнс Стролл будет бороться за титул в Ф1 в 2018 году, как Жак Вильнев в 1997-м, – и все же между двумя этими канадскими гонщиками определенно есть общие черты.
Вильнев, впрочем, до сих пор практически никак не поддерживал или не хвалил своего соотечественника. Он чемпион мира и пользуется несомненным авторитетом, но разве не странно, что он высмеивает выступления Стролла при любой возможности?

Жак Вильнев, Sky Italia
Фото: Sutton Images
Смена пластинки
Сперва Вильнев довольно оптимистично высказывался о Стролле. После того, как Лэнс взял титул в европейской Ф3, он назвал Стролла «сверхбыстрым» с оговоркой: «Ф1 – это особенный зверь. Впервые в своей карьере он окажется не в самой лучшей машине и не в команде, где все организовано для его побед. Ему будет тяжело. Неизвестно, как он отреагирует. Он неплохо образован, у него подвешен язык, поэтому он может вырасти потрясающим спортсменом – или сломаться».
Но когда форма Стролла на предсезонных тестах и в первых гонках Ф1 оказалась неудачной, Вильнев стал последовательно жестко критиковать Лэнса. И даже после прекрасных выступлений в Монреале и Баку, где Стролл заработал свои первые очки и завоевал первый подиум, Вильнев не изменил точку зрения.

Лэнс Стролл празднует первые очки вместе с фанатами в Монреале
Фото: Glenn Dunbar / LAT Images
«Он не был быстр в Монреале, но многие столкнулись с проблемами, а он их избежал, добрался до очков, и это сняло с него давление, – говорил Жак. – В Баку это было видно. Пока все врезались друг в друга, он этого избегал. Да, ему повезло, но еще он был быстр, не наглупил и потому поднялся на подиум. Все правильно. Нужно оставаться реалистами. Этап в Монреале был полезен, и в Баку все было хорошо, но я не отказываюсь от того, что говорил раньше».
Он продолжил критиковать Стролла: «Он хорошо справился, но при этом он единственный пилот, кто проводит тесты между Гран При. Это уже слишком. У всяких денег должен быть предел.
Williams и Стролл обходят правила. По отношению к другим гонщикам это несправедливо, потому что только у него одного есть такие привилегии благодаря его деньгам».

Жак Вильнев в 1996 году
Фото: LAT Images
Теперь это выглядит немного забавно. В конце концов, перед своим уходом технический директор Williams Пэт Симмондс говорил, что тестовая программа Стролла была похожей на подготовку к дебюту самого Вильнева.
«В 1995 году Жак работал с Williams по очень узконаправленной программе, – говорил Симмондс. – Я знаю, что они специально ездили на большое количество трасс, куда в то время команды обычно не приезжали.
С настоящими тест-пилотами проводились тесты, которые, конечно, обеспечивали этим гонщикам определенный накат, но целью всегда было развивать машину, а не гонщиков.
Мы эту практику пересмотрели, и сейчас все стало более похоже на ту старую программу Вильнева по обучению гонщика».
Падди Лоу, технический директор Williams, Лэнс Стролл и его отец Лоренс Стролл
Фото: Sutton Images
Конкурентное преимущество
Стролл – не первый гонщик с привилегиями, и не последний. Это неотъемлемая часть автоспорта, и неважно, идет речь о современности или о прошлом. По большому счету, сам Вильнев тоже был таким. Его фамилия определенно придавала вес, когда дело касалось привлечения спонсоров и заключения сделок.
В 1994 году он перешел в CART при поддержке Forsythe/Green после третьего места в общем зачете чемпионата Toyota Atlantic. А два гонщика, которые финишировали впереди него в сезоне-1993, – канадцы Дэвид Эмпрингем и Клод Бурбон – не получили полных сезонов в CART.
Жак Вильнев
IndyCar Series
Вильнев серьезно преуспел в CART после того перехода. Но разве это не показатель того, что о потенциале Стролла судить слишком рано? Тем более, что мы видели вспышки подлинного потенциала Лэнса, вроде подиума в Баку или его перформанса в дождевой квалификации в Монце.
Несмотря на сложное начало предсезонных тестов, Стролл, по крайней мере, справился с тяжелым периодом в своем процессе обучения. Вильневу, разумеется, не нужно никому ничего доказывать, но было бы слишком соблазнительно вспомнить, что две последние его полноценные программы – в WRX и Формуле Е – начались плохо и закончились досрочно (его карьера в Формуле Е продлилась всего три уик-энда).
Жак Вильнев в Формуле Е
Фабиан Лужан/ASN Media
Сложности от Сироткина
Предстоящий сезон станет совершенно иным и для Стролла, и для Williams, учитывая уход Фелипе Массы и появление новичка Сергея Сироткина.
Вероятно, у россиянина будет много общего со Строллом – по крайней мере, в плане критики, с которой ему предстоит столкнуться. Скорее всего, он уже привык к этому, учитывая его первое появление на радарах Ф1 в 2013 году – внезапный контракт с Sauber и еще более внезапные новости о его раннем дебюте не встретили большого энтузиазма.
Сейчас у него иная репутация, однако сообщается, что он принесет деньги в бюджет команды. Кроме того, его воспринимают как гонщика, помешавшего героическому Роберту Кубице исполнить мечту и вернуться в Ф1. Все это не добавляет популярности Сироткину в глазах фанатов.

Лэнс Стролл и Сергей Сироткин
Фото: Williams
И хотя годичный опыт Стролла должен сделать его лидером команды в предстоящем сезоне, Сироткина это явно не пугает. Его потенциал был очевиден еще в начале его карьеры в Formula Abarth и Auto GP. Он дважды стал третьим по итогам чемпионата в GP2, что подтвердило его пригодность к Ф1 – а затем была работа в качестве резервиста Renault.
Французский автопроизводитель в итоге так и не предоставил ему место боевого гонщика. Однако команда, кажется, высоко ценила его, как в плане чистой скорости, так и в плане понимания машины – это плоды его инженерного образования. И он впечатлил Williams отличной работой, когда получил шанс сесть за руль FW40 в Абу-Даби.
Учитывая год опыта, Стролл должен опережать Сироткина и повести Williams за собой в следующем году. И если он победит очень одаренного россиянина, то должен получить признание.
Но сможет ли он это сделать? Или же неопытность Сироткина станет поводом для отказа Строллу в доверии? Возможно, об этом стоило бы спросить Вильнева.