Вокруг света: Как работает логистика в Формуле 1

20.11.2017 17:04

 

Каждый этап Формулы 1 начинается не в пятницу и даже не в четверг. Уже во вторник на автодром прибывает все гоночное оборудование, а на финальных кругах гонки оно собирается в следующее путешествие. И даже маленький сбой в большом логистическом механизме может обернуться настоящим провалом во время Гран-при.

 
Логистика – это наука о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.


Этап первый: планирование


Все специалисты по тайм-менеджменту единогласны в том, что основой всех достижений является грамотное планирование. Точно так же и в Формуле 1: для того, чтобы удачно выступить на Гран-при, прежде всего, требуется составить детальный план по транспортировке всего необходимого. Этот процесс начинается уже в тот момент, когда FIA публикует официальный календарь на следующий сезон.

Специалисты просчитывают максимально короткий и удобный путь до места проведения каждого этапа, учитывая территориальные особенности, стоимость транспортировки, отдаленность аэропорта или морского порта от автодрома, необходимое количество грузовиков и упаковочных коробок, ориентировочное время доставки и многое-многое другое.

Поскольку практически все этапы повторяются в календаре ежегодно, то большая часть расчетов не занимает много времени. Однако в связи с изменением технического регламента или корректировками таможенного законодательства той или иной страны, эти вычисления регулярно совершенствуются.

 

Сдвоенные этапы всегда представлют повышенную сложность в логистическом плане для команд Формулы 1. Например, расстояние от Остина до Баку (в 2016 году Гран-при России и Гран-при США были сдвоенным этапом) составляет около 11,5 тысяч километров. Его, учитывая разницу в часовых поясах, командам пришлось преодолеть фактически за сутки. К тому же Формула 1 впервые в истории приезжала в Баку.

 

Приблизительно за две недели до старта этапа ответственные люди получают подробную информацию о том, какие новинки будут задействованы во время Гран-при. В этот момент вносятся финальные правки во все расчеты, и логистика переходит на новый уровень.

 

Этап второй: погрузка

Каждая команда в своем распоряжении имеет от 9 до 23 трейлеров. Их количество зависит от бюджета коллектива. К каждому грузовику прилагается список того, что необходимо погрузить именно сюда. Все трейлеры разделены по приоритетам. В первый — и самый главный из них — загружаются болиды, шасси, а также самое необходимое оборудование для обслуживания автомобилей. В случае форс-мажора в нем есть все для первоначальной работы на трассе. Другие трейлеры загружаются в соответствии со своей спецификацией. К каждому грузовику приставлен человек, отмечающий погрузку каждой детали и оборудования.

Благодаря такой скрупулезности, все находится на своем месте, а это обязательно для того, чтобы ничего не забыть. В случае, если какие-то детали все же останутся на базе команды, для их транспортировки понадобится отдельный чартер, что повлечет за собой дополнительные финансовые расходы.

 

Единый провайдер

В начале 2000-х руководители команд обратились к Берни Экклстоуну с возникшей проблемой. Она заключалась в том, что из сезона в сезон гонок в Европе становилось все меньше, а этапов за ее пределами – все больше. У команд начали возникать сложности с транспортировкой своего оборудования. Чтобы решить этот вопрос, FIA заключила контракт с DHL — одним из лидеров мирового логистического рынка. Эта компания должна была стать единым провайдером логистических услуг для всех команд.

В список обязанностей DHL входит и транспортировка телевизионного оборудования. Оно должно быть на автодроме за полторы недели до старта этапа. А вот доставкой покрышек и топлива занимаются их производители.

Тем не менее, на данный момент не все коллективы пользуются услугами компании DHL. Многие предпочитают самостоятельно транспортировать собственный груз.

 

Этап третий: транспортировка

В зависимости от места проведения Гран-при транспортировка проводится трейлерами, грузовыми самолетами, кораблями или несколькими способами одновременно. Если речь идет о европейских этапах, то используются исключительно грузовые автомобили. Если между Гран-при в календаре всего одна неделя, то трейлеры с оборудованием переезжают сразу из одной страны в другую. Если же между этапами перерыв в две недели, то грузовики возвращаются на базу. Таким образом, у команды есть приблизительно неделя на то, чтобы провести детальный анализ и внедрить какие-то новинки. Логистикой для европейских этапов команды занимаются самостоятельно.

Когда же речь идет о не европейских Гран-при, то транспортировка происходит по другой схеме. Изначально грузовые автомобили с командным оборудованием следуют до одного из двух координационных центров DHL. В зависимости от территориального расположения базы команды, ее трейлеры направляются в Лондон или Мюнхен. Там происходит погрузка багажа на борт самолета или сухогруза. Если команда самостоятельно занимается своей логистикой, то тогда трейлеры отправляются в ближайший порт или аэропорт.

 

Для транспортировки груза всех команд Формулы 1 необходимо 5 самолетов

 

При выборе вида транспорта учитывается скорость доставки оборудования на место проведения Гран-при. Поэтому то, что необходимо доставить самолетом, отправляется за 7–9 дней до начала Гран-при, а кораблем – за 4–6 недель. Традиционно самыми последними в путь отправляют болиды. Таким образом, инженеры команд имеют максимум времени для работы с гоночными автомобилями.

 

От этапа к этапу команды самолетами перевозят 28–30 тонн самого необходимого груза. Морским транспортом за год перевозится около 900 тонн груза.

 

Когда Гран-при за пределами Европы следуют один за другим, то команды сами решают — возвращать ли на базу основную часть багажа перед следующим этапом или сразу переезжать в новую страну. Все зависит от технического состояния болидов, бюджета коллектива и его потребностей. Чаще всего команды выбирают более экономный вариант и напрямую переезжают из страны в страну.


Команды тщательно скрывают свои двигатели от посторонних глаз. Поэтому в аэропортах силовые установки не допускаются к рентгеновскому контролю. За это они обязаны пробыть в карантине до двух суток.

 

В целях экономии

Представители команд признаются, что предпочитают перевозку водным видом транспорта, поскольку это намного дешевле, чем воздушными суднами. Однако есть часть груза, которая транспортируется исключительно самолетами. И поскольку за вес необходимо платить, то многие коллективы переходят на оборудование из более легких материалов.

Команды с большим бюджетом имеют несколько одинаковых комплектов запчастей и оборудования. Они почти одновременно отправляются в страны, которые будут принимать первые Гран-при сезона. Если равняться на календарь 2016 года, то это Австралия, Китай и Бахрейн. Далее два комплекта возвращаются на базу, а один переезжает в ту не европейскую страну, куда Формула 1 приедет в средине чемпионата (в 2016 году это была Канада). Ближе к завершению чемпионата все комплекты вновь отправились в разные страны – Сингапур, Малайзию, Японию и далее по календарю. Таким образом, груз транспортируется по воде, что существенно экономит финансы. Некоторые команды этот груз даже не возвращают на базу, и он круглогодично путешествует по миру: вначале в Австралию, затем в страны Америки и Азии, снова в Австралию и так по кругу.

Также, опираясь на собственный бюджет, команды сами решают — перевозить ли с собой столы, стулья, кухонные плиты, еду, воду или договариваться с местными компаниями о поставках всего необходимого.


Этап четвертый: разгрузка

Во вторник, за два дня до старта свободных заездов, все оборудование команд должно находиться на автодроме. В этот момент начинается заключительный этап логистики: разгрузка и монтаж. Для обустройства рабочего места команды необходимо около 10 часов. Однако эта цифра сильно варьируется в зависимости от количества персонала и сложности моторхоума каждого коллектива.

 

Моторхоумы

Особое место в вопросе логистики занимает транспортировка моторхоума – передвижного офиса команды. Когда этапы проходят за пределами Европы, команды пользуются стационарными помещениями автодромов, которые они снимают в аренду. В европейский период чемпионата команды возят за собой моторхоумы.

 

Они обустраиваются прямо на автодроме из трех-семи специальных грузовиков. Внутри таких мобильных офисов находятся комнаты пилотов, кабинет руководителя команды, медицинский кабинет, дополнительные офисы, гостевая зона и другие необходимые помещения.

Ранее размеры и оснащение моторхоумов напрямую зависело от благосостояния команды. Например, поначалу в Masrussia использовали лишь пару грузовиков, трейлеры которых и были моторхоумом команды. В настоящее время все команды используют сложные сборные конструкции, которые, тем не менее, базируются на основании все тех же грузовиков. Собираются данные конструкции от 6 до 35 частов непрерывной работы, в зависимости от сложности.

 

 

Снова в путь

Пока пилоты завершают свои последние круги в гонке, вдали от зрительских глаз уже начинается подготовка к следующему этапу. Сотрудники команды постепенно собирают и пакуют то, что точно уже не пригодится в этом Гран-при. Сборы продолжаются и после финиша гонки и в среднем занимают 6–8 часов. Над этим работает около 40–50 человек. Представители команд шутят, что они так быстро упаковывают багаж, чтобы не возвращаться на автодром в понедельник, когда там не будет зрителей. Для них это – невыносимо грустно. На самом деле такая скорость просто необходима для бесперебойной работы логистической машины. И разбирая боксы на автодроме, где только несколько часов назад лилось победное шампанское, команды уже готовятся к следующему Гран-при.

 


* Отредактировано автором 20.11.2017 в 17:06
0 Отзывов