19.11.2017 15:13


«Это двигатель GP2!» – эта всем известная фраза Фернандо Алонсо, похоже, не утратила актуальности и в 2017 году. В истории чемпионата Honda RA617H V6 вполне стал если не самым плохим, то наверняка одним из худших. Именно о таких моторах этот материал, и в этом списке вы найдете такие имена как Subaru, Alfa Romeo и даже Porsche.
1. BRM P75 H16 2998 cc, 1966-1968 годы

Этот двигатель можно охарактеризовать одной фразой - «оторви и выбрось». Сторонники этого мотора заявляли, что это был амбициозный проект, который просто не довели до ума. Его критики утверждали, что он был слишком тяжелым, недостаточно мощным и больше похожим на якорь, который сдерживал болид. Изюминка двигателя – два восьмицилиндровых двигателя по 1,5 литра, расположенных под углом 180 градусов, с двумя коленчатыми валами, соединенными между собой. На максимальных оборотах мотор едва не разлетался, как стекло. Но с этим двигателем произошло чудо – он стоял на Lotus 43, на котором Джим Кларк выиграл Гран-при США-1966.
2. Hart 415T L4 1496 cc, 1981-1986 годы

В начале 1980-х в эру турбодвигателей, когда балом правили такие гиганты как Renault, Ferrari и BMW, мелким мотористам было тяжело что-то предложить. Представьте себе появление в пелотоне болида с мотором скромного производителя Брайана Харта. Англичанин появился в Формуле 1 вместе командой Toleman, которой он поставлял свое детище еще в Формуле 2. 415T был маломощным, хрупким и с многочисленными проблемами турбины, поэтому первый год стал абсолютно провальным. Но и тут не обошлось без чуда, и звали это чудо - Айртон Сенна. Тогда он едва не выиграл Гран-при Монако-1984.
3. Zakspeed 1500/4, 1985-1988 годы

Команда Эриха Заковски Zakspeed дебютировала в Формуле 1 не только с собственным шасси, но и попробовала построить собственный мотор. Результат - всего два очка за три года. Болиды команды часто дымили и заливали маслом трассу. В 1989 году на болиды Zakspeed установили Yamaha…
4. Alfa Romeo 415T 1500cc, 1987 год

В 1985 году Alfa Romeo закрыла свою команду. Итальянские мотористы продолжили снабжать команду Osella двигателями 890T и разрабатывали для Ligier мотор 415T. За несколько недель до старта сезона пилот команды Рене Арну раскритиковал детище Джанни Тонти. Итальянцы, казалось, только и ждали повода для разрыва контракта. Реакция концерна Fiat, который только-только купил Alfa Romeo, не заставила себя долго ждать. Ligier пропустил первый этап и в спешном порядке адаптировал болид под силовые установки Megatron.
5. Yamaha OX88 V8 3500 cc, 1989 год

В 1989 году в чемпионате дебютировала Yamaha и предложила свой 3,5-литровый 75-градусный V8. Японские мотористы анонсировали 600-сильный двигатель с 11 000 оборотами в минуту. Но в итоге осталось ощущение незавершенного проекта, чему способствовали ограниченность бюджета и технических ресурсов. Берндт Шнайдер за рулем Zakspeed прошел предквалификацию всего два раза, но так ни разу не финишировал.
6. Subaru 1235 F12 3500 cc, 1990 год

Идеи покойного главного конструктора команды A-T-S Карло Кити в последние годы его участия в Формуле 1 очень часто были неудачными. Самой эксцентричной из них был 3,5-литровый 12-цилиндровый рядный двигатель Motori Moderni, получивший громкое имя Subaru. В 1990 году это громадное творение использовали в команде Coloni. Руководству команды хватило восьми Гран-при без единого старта, чтобы поменять его на моторы Ford.
7. Life F35 W12 3493, 1990 год

Пожалуй, большей мерзости, которую создатели по ошибке назвали "мотором", в нашем рейтинге нет. Разработанный бывшим сотрудником Ferrari Франко Рокки 3,5-литровый двигатель W12 был абсурдным "заводом" по переработке топлива и не мог проехать более двух кругов, не сгорев. Команда вытерпела 12 проваленных предквалификаций, чтобы установить двигатели производства Judd.
8. Judd GV V10 3496 cc, 1991-1992 годы

Талантливые мотористы Judd заслуживали лучшего в Формуле 1. Но если восьмицилиндровые предшественники были причастны к подиумам команд, то V10 – это совсем другая история. Только Scuderia Italia однажды смогла воспользоваться удачным стечением обстоятельств, когда Джей-Джей Лехто поднялся на подиум в Имоле-1991. Годом позже Judd присоединился к провалу Brabham и Андреа Moda и покинул чемпионат.
9. Ilmor LH V10 3498 cc, 1991 год

Как известно, в прошлом году Марио Иллиен сотрудничал с Renault по улучшению французских силовых установок. Совсем недавно это партнерство прекратилось. Компания Ilmor Engineering, созданная им, известна сотрудничеством с Mercedes. Но прежде она участвовала в чемпионате самостоятельно. Дебютный мотор лишь несколько раз набрал очки в тридцати двух Гран-при.
10. Porsche V12 3499 cc, 1991 год

После успешного сотрудничества в середине 1980-х с McLaren в 1991 году под брендом TAG немецкий автогигант решил вернуться в Формулу 1 с атмосферным 3,5-литровым 80-градусным двигателем V12. Возвращение вместе с Footwork с треском провалилось. Он весил 190 килограмм, что как минимум на 30 килограмм превышало аналоги соперников, и выдавал 680 лошадиных сил при 13 000 оборотов в минуту. С самого начала он страдал неполадками в системе подачи масла, а на некоторых треках взрывался уже после первого круга по трассе. Единственный положительный момент – когда все работало исправно, мотор издавал изумительный звук. После шести этапов руководство Footwork не выдержало и установило силовые установки Ford.
11. Peugeot A20 V10 2998 cc, 2000 год

Последний двигатель Peugeot в Ф1 стал настоящей катастрофой и был установлен на столь же катастрофичный болид – Prost AP03. Это привело к вражде между командой и мотористами. Дело даже дошло до протеста во время Гран-при Франции. После окончания сезона компания Peugeot ушла из чемпионата, чуть более чем через год развалилась и команда.
