Три сезона в аду

25.09.2017 13:30

В 2017 году закончится сотрудничество McLaren с Honda. За три совместных сезона альянс с громким именем стал синонимом проблем, неудач и постоянных технических сбоев. Motorsport.com вспоминает непростую трехлетнюю историю команды и моториста.

Для начала – просто цифры. Вот какие итоги у команды в каждом из трех сезонов с Honda, начиная с 2015 года (2017 год указан по итогам Гран При Сингапура).

 2015  Гран При  Финиши  Сходы  Финиши в очках  Лучшие финиши  Очки
 Ф. Алонсо        17         9           8               2                       5                11
 Д. Баттон         18         13         5               7                       6                16
 К. Магнуссен      1          0          1             0D                    NF                  0

 

 2016  Гран При  Финиши  Сходы  Финиши в очках  Лучшие финиши  Очки
 Ф. Алонсо      20          16         4        9                             5                  54
 Д. Баттон       21          15         6        7                             6                  1 
 С. Вандорн       1           1         0        1                             10                 21
 

 2017 Гран При  Финиши  Сходы  Финиши в очках  Лучшие финиши  Очки
 Ф. Алонсо     14       3              11        2                            6                 10
С. Вандорн    14       9                5        2                             7                7
 Д. Баттон       1       0                1        0D                         NF                0

----------------------------------------------------------------------------------------

Но цифры обычно рассказывают только часть истории. Разберем подробно главные этапы возрожденной McLaren-Honda, которая по-настоящему возродиться так и не смогла. 

Главные моменты в истории альянса McLaren-Honda: 

2013: подписание контракта с Honda

16 мая 2013 года слухи, ходившие уже долго время, подтвердились: Honda объявила о возвращении в Ф1 в качестве поставщика моторов для McLaren, которую тогда возглавлял Мартин Уитмарш.

2013: Honda возвращается в Ф1

На возрождение легендарного альянса конца восьмидесятых возлагали большие надежды. Повторение успехов Айртона Сенны и Алена Проста если и не ставилось целью, то подразумевалось всегда.

Фото: Райнер Шлегельмильх

При этом решение о возвращении в чемпионат было принято довольно поздно: Mercedes, Ferrari и Renault уже давно начали работу над новыми силовыми установками для регламента 2014 года. Поэтому дебют Honda был намечен лишь на 2015 год, а сезон-2014 McLaren должна была провести с Mercedes, с которой у команды установились не самые благожелательные отношения.


2013: увольнение Уитмарша

 

В это же время в McLaren все поменялось: Рон Деннис вернулся в команду и уволил Мартина Уитмарша, а вскоре назначил на пост гоночного директора команды Эрика Булье.

Фото: XPB Images


2014: первые тесты мотора Honda

Хотя в Ф1 и действуют жесткие ограничения на тесты даже для тех производителей, что не участвуют в гонках, Honda разрешили провести тесты в конце 2014 года, причем на двух разных трассах.

В Сильверстоуне Оливер Терви пилотировал MP4-29H, специально переделанную под моторы Honda. Англичанин проехал 100 км, чтобы проверить успешность интеграции мотора и шасси. А после финала сезона в Абу-Даби прошли более показательные тесты: и большую их часть тест-пилоту McLaren Стофелю Вандорну пришлось провести в боксах из-за электрических проблем.

Фото: XPB Images


2014: подписание контракта с Алонсо

На фоне этих неудач было объявлено о подписании контракта с Фернандо Алонсо, покинувшим Ferrari ради McLaren. Несмотря на неудачный совместный опыт в сезоне-2007, Рону Деннису все же удалось заполучить испанца. Он стал напарником Дженсон Баттон – Кевин Магнуссен на сезон-2015 остался без места.

Фото: McLaren


2015: презентация новой машины

29 января 2015 года была представлен McLaren-Honda MP4-30. Многие надеялись на возвращение к ливрее 1980-х годов, однака команда взяла на курс на преемственность в плане раскраски машины.

Фото: McLaren


2015: провальные тесты в Хересе

Практически сразу стало ясно, что дела у альянса McLaren-Honda плохи: из-за огромного количества проблем с силовой установкой команда проехала шесть кругов за первые два дня.

Фото: XPB Images

В последние два дня McLaren удалось достичь некоторого прогресса: команде смогла преодолеть 67 кругов. Однако времена на круге серьезно уступали соперникам, что обещало чрезвычайно трудный сезон.

2015: трудности на тестах продолжаются

На вторых тестах в Барселоне ситуация не сильно улучшилась – за четыре дня McLaren проехала всего 124 круга (вдвое меньше, чем Force India).

Фото: XPB Images


2015: странная авария Алонсо на тестах

Вдобавок ко всем неприятностям Фернандо Алонсо в четвертый день тестов попал в странную аварию, разбив машину в третьем повороте – ходили слухи, что причиной потери управления стал удар током, однако в McLaren-Honda это не подтвердили. Официальной причиной аварии был назван порыв ветра.

Фото: XPB Images


2015: Магнуссен заменяет Алонсо в Австралии

Врачи диагностировали у Фернандо сотрясение мозга и на первом этапе сезона в Австралии его заменил Кевин Магнуссен.


2015: кошмарное начало сезона

Магнуссен не сумел даже стартовать: его двигатель отказал уже на установочном круге. Баттон сумел финишировать 11-м, однако скорость McLaren не выдерживала никакой критики.

Фото: XPB Images

2015: двойной сход в Малайзии

Кошмар продолжился на «Сепанге»: на машине Баттона пропала мощность, а у Алонсо отказала система ERS. Как итог – двойной сход.

2016: Гран При Монако и первые очки

McLaren впервые удалось попасть в топ-10 лишь в Монте-Карло, где Баттон финишировал восьмым.

Фото: XPB Images


2015: сложный уик-энд в Канаде

Однако уже на следующем этапе в Монреале McLaren вновь сошла обеими машинами: на этот раз из-за проблем с выхлопной системой. Двойной сход случился и через две недели в Шпильберге.

Фото: McLaren


2015: успех в Венгрии

На этапе в Сильверстоуне Алонсо набрал первое очко в сезоне, а на сумбурном Гран При Венгрии положил в копилку McLaren еще десять, финишировав пятым. Причем на «Хунгароринге» очки набрал и Баттон (девятое место) – так альянс McLaren-Honda впервые в новейшей истории набрал очки обеими машинами.

Фото: McLaren


2015: Алонсо стыдит Honda в Японии

На Гран При Японии испанца обгоняли все, кому не лень, и бедный Фернандо не выдержал. «Мотор GP2!», – прямо заявил раздраженный Алонсо в радиоэфире – и это на «Сузуке», принадлежащей Honda.


2015: последняя относительно успешная гонка

Последние очки в провальном сезоне McLaren набрала в дождевой гонке в Остине, где Баттон сумел финишировать шестым.

Фото: XPB Images


2015: последний сход в году

Гран При Мексики закончился для Алонсо уже на первом круге: отказала силовая установка. Этот сход стал для испанца восьмым в полном разочарований сезоне.

2015: Алонсо превращается в мем

На «Интерлагосе» Алонсо и Баттону предсказуемо ничего не удалось добиться, зато пилоты McLaren неплохо повеселились. Сначала оба залезли на подиум, где сделали фото на память, а после очередной поломки в квалификации Алонсо сел в шезлонг рядом с трассой и решил позагорать. Разумеется, испанец моментально превратился в героя мемов.

Фото: XPB Images


2015: провальный сезон

В итоге команда заняла в Кубке конструкторов лишь девятое место, что стало для McLaren худшим результатом с 1980 года. Всего 27 очков позволили опередить лишь безнадежную Manor.

Межсезонье: отставка Ясухисы Араи

Руководитель автоспортивного подразделения Honda Ясухиса Араи был отправлен в отставку по итогам сезона-2015. Официально – из-за достижения пенсионного возраста, но по факту никто не сомневался, что главной причиной стали катастрофические результаты японской компании.

Фото: XPB Images


2016: презентация MP4-31

Межсезонье в McLaren провели довольно тихо и 21 февраля представили новую машину. В Honda же пересмотрели некоторые аспекты конструкции своего мотора и обещали добиться прогресса. Пилотами команды остались Алонсо и Баттон.

Фото: McLaren


2016: проблемы на тестах

Однако проблемы у McLaren начались с первого же дня предсезонных испытаний, когда на трассе в Барселоне на машине Баттона сломался датчик. Второй день прошел без особых проблем, а вот третий ознаменовался отказом гидравлики. Четвертый же вовсе оказался потерян: проблемы с давлением в системе охлаждения мотора не позволили Алонсо проехать больше трех кругов.


2016: надежда на прогресс после вторых тестов

Однако вторая серия тестов прошла лучше. Проблемы возникли лишь в первый день, но даже тогда Алонсо успел проехать 93 круга. Оставшиеся три дня прошли гладко, а команда намотала 121, 116 и 121 круг – вполне неплохой результат на фоне катастрофы 2015 года.

Фото: XPB Images


2016: ужасная авария Алонсо в Мельбурне

Первый уик-энд сезона прошел без механических проблем, хотя и не принес очков: Баттон стал 14-м, а Алонсо попал во впечатляющую аварию, врезавшись сзади в машину Эстебана Гутьерреса. Врачи запретили ему участие в следующем этапе в Бахрейне, где Фернандо заменил Стоффель Вандорн.

Фото: Sutton Motorsport Images


2016: успешный дебют Вандорна

В третьей тренировке на машине Стоффеля возникла утечка масла, но в гонке бельгиец избежал неприятностей и финишировал десятым, принеся McLaren первое очко в сезоне. А Баттон гонку закончить не смог из-за отказа ERS.

Фото: XPB Images


2016: Алонсо сходит в домашней гонке

В Китае у McLaren ничего не получилось, в России – напротив, удалось набрать очки обеими машинами. Однако в Испании команду вновь ожидало разочарование: любимец местной публики Алонсо, пробившийся в Q3, сошел из-за очередной поломки двигателя. Баттон занял девятую позицию.

Фото: XPB Images


2016: успех в Монако

На трассе в Монте-Карло, где мощность двигателя не важна, McLaren снова показала, что могла бороться за большее, если бы не Honda. Алонсо стал пятым, Баттон – девятым, а McLaren-Honda впервые набрала очки в трех гонках подряд.

Фото: XPB Images


2016: канадские страдания

Но на Гран При Канады у McLaren снова возникли проблемы с надежностью. Баттону пришлось менять мотор, а у Алонсо возникли неполадки с гидравликой. Уже в гонке Баттона снова подвел двигатель.

Фото: McLaren


2016: проблемы Алонсо в Баку и Шпильберге

В Баку неприятности с мотором начались на машине Алонсо еще в тренировках. В гонке же испанец сошел из-за отказа коробки передач за девять кругов до финиша. Через две недели в Шпильберге Фернандо снова не увидел клетчатый флаг – на этот раз причиной стала работа ERS.

Фото: McLaren


2016: удивительная квалификация Баттона в Австрии

В Шпильберге Баттон сенсационно квалифицировался пятым, а с учетом штрафов на стартовой решетке начинал гонку с третьего места. Гонку англичанин завершил на высокой шестой позиции, что стало для него лучшим результатом в сезоне.

Фото: XPB Images


2016: седьмое место в Венгрии

Перед второй тренировкой на машине Алонсо пришлось сменить двигатель, но это не помешало испанцу стать седьмым в гонке. А вот Баттон, занимавший восьмое место, пал жертвой утечки масла.

Фото: McLaren


2016: прорыв Алонсо в очки в Бельгии

В Спа Фернандо получил штраф в 60 позиций за лишние компоненты мотора, но при старте с последней позиции прорвался в гонке до седьмого места. Баттон же попал в аварию на первом круге.

Фото: XPB Images


2016: уход Баттона

Перед Гран При Италии стало известно, что в сезоне-2017 Дженсона Баттона в команде заменит Стоффель Вандорн – чемпион GP2 сезона-2016. При этом англичанин решил остаться в команде в роли резервиста.

Фото: McLaren


2016: прогресс в надежности

В целом во второй части сезона у McLaren было всего три схода в гонках, и все три – на счету Баттона, причем ни один из них не был связан с моторами Honda. Хотя по ходу свободных практик неполадки с силовыми установками иногда возникали.


2016: неплохая концовка сезона

Форма McLaren начала внушать оптимизм: Алонсо удалось набрать 30 очков, а в Остине и вовсе удивить многих финишем на пятом месте. Благодаря относительным успехам во второй половине сезона McLaren опередила нескольких соперников (в частности, Toro Rosso) и заняла шестое место в Кубке конструкторов – на фоне провального сезона-2015 это выглядело приличным шагом вперед.

Фото: McLaren


2016: смена власти

Однако для McLaren такие результаты нельзя назвать успешными. Оргвыводы последовали ближе к концу сезона: главные акционеры команды отстранили от власти Рона Денниса, а новым руководителем уокингцев стал американский специалист по маркетингу Зак Браун.

Фото: XPB Images


2017: новые цвета

Довольно быстро стало понятно, что Браун намерен многое изменить в команде – по меньшей мере, это касалось ее имиджа. McLaren избавилась от индекса MP4 в названии новой машины, а также вернулась к исторической оранжевой ливрее. 24 февраля команда с помпой представила новую машину, получившую название MCL32.

Фото: LAT Images


2017: и снова бедовые тесты

В Honda полностью пересмотрели архитектуру своей силовой установки – это казалось рискованным шагом еще до тестов. А уже в ходе испытаний стало ясно, что надежность McLaren-Honda не выдерживает никакой критики. Проблемы с ДВС и масляным баком испортили команде первые дни, и в итоге McLaren намотала наименьший километраж среди всех команд в ходе первых предсезонных тестов.

Фото: LAT Images


2017: провальное начало сезона

Количество проблем в первых Гран При сезона было просто неисчислимым, причем далеко не все они были связаны с силовой установкой. Алонсо и Вандорн сталкивались с самыми разными неприятностями и не заработали очков в Австралии, Китае, Бахрейне и России.


2017: соглашение Sauber с Honda

В это время стало известно, что Honda с благословения McLaren договорились о сотрудничестве на 2018 год с Sauber: программа моториста в Ф1 должна была увеличиться до двух команд.


2017: напряжение между McLaren и Honda усиливается

Однако продолжающиеся проблемы заставили McLaren задуматься о «разводе». Команда попыталась получить на 2018 год двигатели Mercedes (безуспешно), а Honda на фоне этого наконец обратилась за сторонней помощью к Ilmor.

Фото: Эндрю Хан / LAT Images


2017: Алонсо пропускает Гран При Монако

Для болельщиков со всего мира решение Фернандо Алонсо пропустить Гран При Монако ради участия в Indy 500 стало подарком, а для Honda – ясным напоминанием, что в Ф1 от нее уже ничего не ждут. Тем не менее, в Индианаполисе испанец выступал на машине с мотором Honda – который и сломался в гонке.


2017: сход Алонсо в Канаде

После возвращения в Ф1 в Канаде Алонсо шел на десятом месте и готовился заработать одно очко, но за три круга до финиша сошел из-за падения давления масла в двигателе.

Фото: Sutton Motorsport Images


2017: новая версия мотора и первые в году очки

Обновленный двигатель наконец принес Алонсо первые очки в Баку – на восьмой гонке сезона.


2017: Sauber расторгает соглашение с Honda

Спустя несколько месяцев после замены Мониши Кальтенборн на Фредерика Вассера в качестве руководителя Sauber, швейцарская команда разорвала соглашение с Honda. Вместо этого коллектив из Хинвила усилил свое сотрудничество с Ferrari.


2017: первые в сезоне двойные очки

В Венгрии McLaren впервые в сезоне очки принесли оба пилота: Алонсо благодаря шестому месту, а Вандорн – десятому. Но на следующей гонке Фернандо сошел с дистанции из-за проблем с мотором, которых Honda в итоге не обнаружила. Слухи о расставании к тому моменту уже шли полным ходом.

Фото: Гленн Данбар / LAT Images


2017: McLaren ищет дружбы с Renault

Не имея возможности получить двигатели Mercedes или Ferrari, McLaren обратилась к единственной оставшейся возможности – Renault. Только смена поставщика мотора могла уговорить Алонсо продлить контракт с командой. Однако французы не хотели расширять свою программу в Ф1, и McLaren начала многоуровневые переговоры с Red Bull и Toro Rosso.

Фото: LAT Images


2017: Honda продолжает работать над обновлениями

Пока велись переговоры, Honda ничего не оставалось, кроме как продолжать доработку мотора и постепенно внедрять обновления, жертвуя позициями на старте. В Италии команда снова получила штрафы на решетке – в седьмой раз за сезон.

2017: регресс даже на фоне 2015 года

Но старания японцев меркли на фоне статистики. Перед Гран При Сингапура у команды было 11 очков. В сухих цифрах положение McLaren-Honda оказалось хуже, чем в 2016 году (48 очков) и даже чем в 2015-м (17 очков) на том же этапе сезона. После начала консультаций с Ilmor у Honda наметились небольшие улучшения, но было слишком поздно.

Фото: Гленн Данбар / LAT Images

2017: McLaren и Honda объявили о разрыве контракта

12 сентября 2017 года Motorsport.com стало известно, что McLaren и Honda договорились разорвать контракт. Это произошло благодаря тому, что Renault согласилась отдать японцам своего клиента Toro Rosso, а сама подписала контракт на поставки моторов McLaren в 2018 году. 15 сентября все стороны сообщили об этой сделке официально – в новейшей истории McLaren-Honda была поставлена точка.

Источник 

 

6 Отзывов