25.08.2017 17:52


Гонка в Сильверстоуне оказалась испорчена для Ferrari из-за проблем с резиной на последних кругах. Удалось ли команде сделать выводы, чтобы избежать повторения подобного развития событий в Спа, где нагрузка на шины также очень высока? Слово Франко Нуньесу и Джонатану Ноблу.
Пришло время Спа. Формула 1 выходит с летних каникул – и ее вновь ждет быстрая трасса. Первую половину чемпионата завершил этап в Венгрии, который принес Ferrari первую с Монако двойную победу, и двухдневные тесты на той же трассе «Хунгароринг»
Теперь чемпионат отправляется на быструю трассу. В Сильверстоуне, где скорости тоже высоки, рекорд круга в гонке был улучшен по сравнению с 2016 годом почти на пять секунд. Новые машины едут даже быстрее, чем ожидалось – ведь прибавка должна была составить пять секунд, но в сравнении с Гран При Испании 2015-го!
На 36 км/ч быстрее
Замеры, произведенные по ходу британского Гран При в повороте Copse, зафиксировали не просто рост скорости, но колоссальную разницу в нагрузке. Машины достигали на апексе отметки 298 км/ч, тогда как всего годом ранее разгонялись только до 262 км/ч.
При этом, боковая нагрузка на переднюю резину достигала отметки в 1500 кг. А это значит, что прибавка здесь оказалась даже больше, чем в чистой скорости: в 2016-м нагрузка составляла только 1100 кг.
Удалось ли разобраться в проблемах SF70H с резиной?
В Сильверстоуне у обоих пилотов Скудерии не выдержала левая передняя шина. Совместное исследование специалистов команды и представителей Pirelli ответило на вопрос о причинах случившегося.
Теперь важно сделать верные выводы. При этом следует помнить, что на том этапе Ferrari заметно уступала Mercedes, потому инженеры пошли на ряд рискованных решений в стремлении настичь главного соперника.
Злые языки сразу начали говорить, что история в Сильверстоуне стала следствием выбора предельных углов развала колес (минус 3,25 градуса спереди и минус 2 сзади) и давления в них (22,5 фунта на кв. дюйм спереди и 20,5 сзади).
Это привело к максимально быстрому износу резины, но было единственным средством угнаться за Mercedes, которые на британской трассе имели ощутимое преимущество в скорости.
В итоге рабочая поверхность сликов на алых машинах просто протерлась насквозь. По сути, у Кими даже не было прокола – просто вся резина, какая была, оказалась израсходована.
Предельные значения параметров опасны именно тем, что могут приводить к ситуациям, когда все, казалось бы, складывается успешно, но внезапно возникает проблема. Ситуация выходит из-под контроля куда стремительнее, чем в случае более консервативного выбора.
Маркионне предпочитает рисковать
Нынешний год вообще проходит для Скудерии под знаком смелых решений. Это принципиальный выбор президента Ferrari Серджио Маркионне, который захотел действовать, «не заботясь о последствиях» в стремлении скинуть Mercedes с вершины после трех лет безоговорочного доминирования.
Резкая смена философии коснулась, в том числе, нового технического директора Маттии Бинотто и его сотрудников.
Потому всем интересно, повторятся ли британские проблемы на предстоящем Гран При в Спа, где шины испытывают высокую нагрузку в многочисленных быстрых поворотах, прежде всего «Красной воде» и «Радийоне».

Выбор составов и настроек
Ситуация усугубляется тем, что в Сильверстоуне использовались шины Medium, Soft и SuperSoft, тогда как в предстоящие выходные Pirelli предложит командам составы на одну ступень мягче. Прогноз погоды не обещает особенной жары, но будет сухо и солнечно, что дополнительно повысит нагрузку на резину.
Все это повышает риск при использовании экстремальных настроек. Кроме того, на арденнском кольце нельзя беречь резину ценой снижения уровня прижимной силы. Разгон к главным обгонным точкам – «Автобусной остановке» и «Ле-Комб» – проходит через быстрые виражи, и без должного прижима борьба с соперниками может стать сложным делом.
Почти три тонны
Если опираться на данные из Сильверстоуна (1200 кг вертикальной нагрузки на передней оси) и прописанное в правилах распределение массы машины Ф1 (45% спереди и 55% сзади), то получается, что даже в первом приближении общая аэродинамическая эффективность автомобилей Ф1 такова, что прижимная сила вдавливает их в асфальт с вертикальным усилием, равным 2700 кг.
Это невероятная цифра, ведь собственный вес машины вчетверо меньше. В реальности величина наверняка даже больше, так как прижимная сила генерируется в значительной степени диффузором, который находится сзади. К тому же, после Сильверстоуна команды усовершенствовали свои шасси.
Не случайно на тестах в Венгрии Ferrari испытывала новые решения в подвеске, призванные хотя бы в какой-то степени разгрузить резину.
В итоге, на Гран-при Бельгии Скудерия привезла модернизированную переднюю подвеску, призванную повысить эффективность алой машины скоростной трассе в Спа, и еще несколько новинок.

Новый амортизатор и аэродинамика Ferrari
Команде из Маранелло пока не удается угнаться за своими главными соперниками из Mercedes на быстрых трассах, подтверждением чему стал недавний уик-энд в Сильверстоуне.
Но после двойного успеха в Венгрии, значительно улучшившего положение Ferrari в Кубке конструкторов, ей очень важно не потерять набранный темп. Потому в Спа на SF70H появилось несколько новинок, самой примечательной из которых является новый элемент в передней подвеске.
Фотоснимки, сделанные нашим техническим экспертом Джорджо Пиолой в четверг, наглядно иллюстрируют суть изменений.
По нашей информации, команда впервые работала с такой конфигурацией на тестах в Будапеште, где стремилась разобраться с вопросами дорожного просвета и склонения шасси вперед.
На заглавном фото заметки отлично виден новый горизонтальный элемент. Кроме того, традиционные пружины стали крупнее и получили другой шаг витков. Также в области переднего фланца установлены многочисленные датчики, которые будут собирать информацию о работе обновлений по ходу тренировочных сессий.

По всей видимости, главная цель инженеров состояла в более тщательном контроле за положением передней части машины. В Спа это позволит снизить лобовое сопротивление на длинных прямых, не уменьшая эффективности в поворотах.
Также на бельгийским этапе обновления получил аэродинамический пакет SF70H. Изменения коснулись переднего антикрыла и днища.

Крыло и его торцевая пластина получили иной профиль, лучше соответствующий особенностям скоростной трассы.
В задней части иными стали отверстия в днище перед колесами. Вместо семи прорезей, которые мы видели в Венгрии, Ferrari оставила всего шесть, но добавила к ним своего рода «ручку», похожую на ту, что в Mercedes используют с Гран-при Испании.

По словам Себастьяна Феттеля, в команде очень надеются, что вся проделанная работа позволит не допустить такого отставания от Mercedes, как на британском этапе.
«Если бы нам надо было вновь выступать в Сильверстоуне, мы бы выглядели куда лучше, – сказал он. – Тогда нам не удалось хорошо провести уик-энд.
Это правда, Mercedes очень сильна там. И факт в том, что здесь картина будет похожей, так что наша задача проста и понятна. Думаю, мы можем только отыгрывать.
Исходя из того, сколь быстры они были в Сильверстоуне и на других похожих трассах, на этом этапе их вновь можно назвать фаворитами. Но мы не собираемся отсиживаться за ними и намерены атаковать».
Пятница ответов пока не дала
Себастьян Феттель показал пятое время во второй тренировке в Бельгии, почти полсекунды уступив Льюису Хэмилтону. Лидер чемпионата мира отметил, что пока недоволен скоростью машины.
«Я не вполне доволен, – сказал пилот на вечернем медиа-брифинге. – Дождь позволил нам поберечь ресурс техники, но наша цель, конечно же, не в этом.
В целом машина в порядке, нам просто нужно собрать все вместе».
Он добавил: «Просто сегодня я справился с работой не лучшим образом, не нашел того ритма, который искал. Я знаю, что могу быть быстрее. Что касается машины – со сцеплением порядок, но нужно найти верный баланс. В некоторых местах задние колоса слишком скользили. Но это можно исправить, просто пилотируя иначе. Завтра все будет в порядке».
Феттель также сказал, что фаворитом в Спа, по его мнению, является Mercedes, но пообещал не сдаваться без борьбы.
«Сложно оценивать расстановку сил по пятнице, ведь к субботе все сделают шаг вперед, – сказал он. – Если мы шагнем так, как обычно, то будем близки к ним. Mercedes остается фаворитом, но мы здесь для того, чтобы сразиться с ними.
Они очень сильны. Всякий раз, выезжая на трассу, они показывали хорошую скорость. Это длинная трасса, и здесь важно собрать все воедино. Пока мы не нашли верный ритм на коротких сериях. С длинными все немного лучше. Нам просто нужно сделать все правильно, и тогда все должно быть хорошо».
Напарник Себастьяна, Кими Райкконен, согласен: «Пожалуй, мы ближе, чем все остальные думают. Сегодня только пятница, поэтому мы продолжаем работать так же, как на любой другой тренировке, и постепенно прогрессируем. Посмотрим, как всё сложится завтра. Конечно, мы можем ехать быстрее, но и соперники – тоже».
И даже руководитель Серебряных Стрел Тото Вольфф признал, что не ждет беззаговорочного доминирования Mercedes в этот уик-энд:
«По-моему, они быстрее, чем это видно по результатам. Мы были действительно быстры, когда на машине Льюиса стояли самые мягкие шины, но Феттель прекрасно провёл длинную серию кругов, и его темп был лучше, чем у остальных гонщиков. Так что я сомневаюсь, что в Ferrari выложили все карты».
Единственное, что смущает во всей этой истории, это темп Льюиса Хэмилтона. Если напарник Льюиса, Валттери Боттас, оказался в итоге примерно там, где и ожидалось, то темп Хэмилтона на резине Soft просто обескураживал. Да, перед самым дождем на составе UltraSoft во второй практике он оказался ненамного и быстрей лучшей из машин Ferrari - между ними оказалось в итоге всего четверть секунды, хотя конечно первые капли дождя уже начали падать на асфальт, что не могло не привести к потере времени. Но тем не менее, машины Ferrari на резине Soft и близко не смогли подобраться к временам трехкратного чемпиона. Все это наводит на определенные размышления.
Смогут ли чемпионы мира сделать в субботу еще один шаг вперед и уверенно опередить своих соперников на подходящей им трассе, особенно в лице столь быстрого здесь Хэмилтона, или же подопечные Арривабене смогут быть достаточно конкурентными на трассе Mercedes, мы узнаем уже совсем скоро.


По материалам