18.08.2017 04:53

Известный автоспортивный журналист Найджел Робак вспоминает самую жаркую в истории Больших Призов гонку – причем не в переносном, а в прямом смысле. Гонку, которой вообще не должно было быть, но без которой история Формулы 1 была бы неполной...
Сезон 1984 года прошел под знаком абсолютного доминирования McLaren-TAG . Ален Прост и Ники Лауда на двоих выиграли 12 гонок из 16. Тем удивительнее тот факт, что на Американском континенте пилоты команды из Уокинга не одержали ни одной победы, хотя гонок в то время за океаном было целых три, и прошли они всего в четырехнедельном интервале!

После успеха Нельсона Пике, выступавшего за Brabham-BMW, в Монреале и Детройте Кеке Росберг смог принести своей команде Williams-Honda неожиданный триумф в Далласе. Это был уникальный в своем роде этап, на повторение которого организаторы Больших Призов больше так и не решились. Техас в июле… Нет уж, увольте!
- Гран При в Далласе был приурочен к гонке NASCAR Firecracker 400, традиционно проходящей 4 июля. Я помню, как Ричард Петти, одержавший свою 200-ю и последнюю победу в NASCAR, собирался посетить этап Ф1 в Далласе. И если в Дайтоне в те дни было жарко, то что говорить о Далласе? Когда мы приземлились в аэропорту ближе к вечеру, было 35. Нас не покидало абсолютно стойкое ощущение, что над городом повесили тысячи сушилок для волос......
В отеле я встретил итальянского журналиста Пино Аллиеви, которому уже "посчастливилось" побывать на новом автодроме, и он лишь сказал: «Невероятно! Это как городская Спа-Франкоршам».
Мой приятель, конечно, немного преувеличил, но трасса, проложенная по дорогам парка в невзрачных окраинах города, оказалась действительно намного быстрее всех городских автодромов, которые я знал, тогда как на ней присутствовали характерные атрибуты уличных треков, включая слепые повороты и крошечные зоны безопасности. Понятно было одно – уик-энд легким не будет".
В четверг утром большинство гонщиков знакомились с трассой и практически в один голос сказали, что она на деле оказалась даже хуже, чем они ожидали.
«Единственный положительный момент заключается в том, что… Детройт теперь выглядит не таким уж и плохим», – так охарактеризовал техасский автодром Прост.

© autosport.com
Но не все были настроены столь пессимистично. Дерек Уорик, к примеру, высказался так: «Эта трасса чертовски опасна, но в плане конфигурации с ней все в порядке – она очень требовательная».
Однако большая часть пилотов все же остались недовольны тем, что увидели. На пресс-конференциях они сидели с угрюмыми лицами и почти не общались с прессой. Результатом стал заголовок местной газеты Dallas Times Herald: «В Формуле 1 стонут не только двигатели».
В субботу на квалификации угодил в серьезную аварию молодой пилот Tyrrell Мартин Брандл. После двух жестких ударов о бетонные отбойники британца увезли в больницу с переломами обеих ног – сезон для него был закончен.
Отголоски той травмы беспокоят его до сих пор.

Кеке Росберг довольно резко высказался в адрес руководства Больших Призов, намекнув им на то, что они нарушили собственное же правило – предварительно обкатывать новые трассы на младших категориях, чтобы проверить их пригодность.
«Стоит ли здесь проводить сразу гонки такого уровня? – задался вопросом чемпион мира 1982 года. – Конечно, нет. Но ведь мы все продажные люди, не так ли? Если нам дадут деньги, мы сделаем что угодно».
Как же современной Формуле 1 не хватает подобных высказываний…
Ошибка FIA стала еще более очевидной в пятницу днем, когда свежепостеленный асфальт начал попросту трескаться.
В то же время лучшие времена показали пилоты Lotus-Renault Найджел Мэнселл и Элио де Анджелис, и их секунды остались лучшими на протяжении всего уик-энда.
В субботу, когда условия ухудшились, гонщики Lotus даже не появлялись на трассе, а единственным пилотом, кому удалось улучшить собственное время, стал Уорик.

© autosport.com
Вместе с Renault на втором ряду стартового поля расположился Рене Арну на Ferrari, следом за которым разместились пилоты McLaren Лауда и Прост, Toleman Айртона Сенны и Williams Росберга.
Было заметно, что Кеке находился в приподнятом настроении. Его шасси FW09 – последнее в ряду Williams без использования карбонового монокока – обладало повышенной гибкостью, что вкупе с переключателем режимов мощности турбомотора Honda давало финну шведского происхождения невероятное преимущество в подобных условиях.
Сам же Росберг не стал проявлять излишнего оптимизма перед заездом, сказав: «Здесь всё будет так же, как и везде. Но у нас есть определенные шансы, ведь это будет лотерея».
Со стороны организаторов было бы разумно отменить субботний 50-круговой заезд серии Can-Am, но они этого почему-то не сделали, в результате чего тяжелые спорткары превратили свежее дорожное полотно в гору щебня.
В попытке избежать пиковой жары было решено перенести старт гонки на 11 утра, а разминку – на 7. Дабы подчеркнуть "правильность" решения организаторов, Жак Лаффит пришел на утреннюю тренировку в пижаме, чем вызвал общий смех. Но не такой продолжительный, поскольку обстановка была довольно напряженной.
Работники трассы начали проводить ремонт дорожного покрытия, а Лауда предположил, что к началу гонки они все равно ничего не успеют сделать.
Разминка была отменена, чтобы позволить цементу высохнуть, но в условиях такой дикой жары надеяться на это было верхом оптимизма. Во время прогулки по трассе мы с менеджером Renault Жаном Сажом попробовали покрытие на прочность и… вырвали руками кусок трассы…
Влажность в Далласе была невероятная, но единственным, на кого, похоже, не действовали погодные катаклизмы, был Росберг. Тогда как его коллеги прятались под зонтами с ледяными пакетами и всячески старались показать, что гонку проводить не следует, Кеке удобно разлегся на командном мостике со спущенным комбинезоном и сигаретой в руке.

© autosport.com
«Гоняться в подобных условиях – это настоящее безумие, – философски заметил он, – но гонка все равно состоится. Посмотрите, к нам в гости пришли 90 тысяч болельщиков, и еще в 28 странах зрители ждут телетрансляцию. А где, кстати, наши бравые парни из FIA, не знаете? Я их тут вроде не видел – жарковато для них, да?»
В результате после трех кругов акклиматизационного режима гонщики выстроились на стартовой решетке и устроили настоящее шоу – вопреки всем ожиданиям!
Это была одна из лучших гонок сезона.
С главной трибуны свистели и кричали, но у людей на пит-лейн лица были нервными. Чья чаша весов перевесит: Гудьир или Мишлен, Lotus, Williams или McLaren?
Разрешая интригу, как-то вдруг потерял сцепление своих Гудьиров "С" с дорогой Найджел Мэнселл. Как было позже установлено, передние шины англичанина были под более высокой температурой, нежели у Williams`а Росберга (лучшее сцепление спереди у Lotus`а Дюкаружа?) Мэнселл замедлился, а на 39-м круге поехал за новой резиной.
Таким образом Ален Прост стал вторым и сразу же стал бороться за лидерство.
Росберг начал терять резину. Ален Прост прошел Williams на 49-м круге и финн ничего не мог поделать, McLaren имел намного лучшее сцепление с дорогой.
Однако, обойдя Росберга, француз Прост зацепил ограждение трассы и сошел.
За десять круов до финиша Росберг снова шел впереди, а за ним Арну.
Лауда шел третьим, но его ждал сход,
( В следующем сезоне, выиграв напоследок Гран-при Нидерландов при старте с десятого места, Лауда объявил об окончательном завершении карьеры гонщика)
Де Анжелис шел четвертым, Лаффит, подтверждая боеготовность Williams`а пятым.
После остановки в боксах у Найджела Мэнселла возникли проблемы с тормозами и коробкой передач, но он все же шел на пятое место. Однако на выходе из последнего поворота он остановился с окончательно вышедшей из строя коробкой. Невероятно, учитывая нагрузки двухчасовой гонки.
Найджел выскочил из кокпита и начал толкать машину к финишной черте, в надежде выжать хоть что-то из гонки, которую он мог бы выиграть. Протолкав Lotus около 10 метров он, не сняв шлем, рухнул рядом с машиной.
Внутри комментаторских кабин были слышны крики поддержки. Один комментатор из Северной Америки, мира, знающего лишь 200-мильные скорости "Инди", бейсбол и футбольную лигу, повернулся к другому и сказал: "Знаешь, что мы только что узнали?
Оказывается гонщики Формулы-1 мужики с характером."
Многие гонщики в тот день проявили себя лучшим образом – взять того же Арну, откатившегося на старте назад из-за перебоев в работе двигателя, а затем прорвавшегося на вторую строчку.
И все же главным шедевром того жаркого во всех отношениях этапа стала потрясающая победа Росберга после того, как 13 его коллег завершили гонку в отбойниках.
«Это была настоящая гонка на выживание, – сказал позже Кеке. – Нужно было просто подальше держаться от крошащегося на глазах покрытия и ехать так быстро, как позволяло состояние асфальта под колесами».
Росберг явно поскромничал…
Также можно вспомнить любопытный эпизод с Айртоном Сенной из этой гонки. На 47-м круге дистанции бразилец сошел досрочно, задев отбойник. Вернувшись в боксы, он сказал своему гоночному инженеру Пэту Симондсу буквально следующее: «Я не понимаю, как я это сделал. Я проезжал этот поворот точно так же, как и кругами ранее. Должно быть, отбойник переместился». Смешно, да? В команде тоже не поверили своему гонщику, тогда как Сенна настоял на том, чтобы после гонки провели расследование, которое в итоге подтвердило, что отбойник был действительно смещен в сторону дорожного полотна в результате предшествующей аварии, но... не более чем на 1 сантиметр.
«Какие там жалобы? Оказывается, когда эти парни садятся в кокпит, они превращаются в настоящих гонщиков! Нытиков среди них нет!» – с таким заголовком вышел очередной тираж газеты...