14.08.2017 14:12

Как известно, одного лишь таланта зачастую недостаточно, чтобы получить место в Формуле 1. Паскаль Верляйн рискует стать очередным подтверждением этого правила: несмотря на очевидное превосходство над партнером по Sauber Маркусом Эрикссоном, велика вероятность, что швейцарская команда не станет продлевать контракт с талантливым пилотом.
«Я набрал все очки Sauber в сезоне-2017. В квалификациях я выигрываю у Эрикссона со счетом 7:2. Что еще я должен сделать?», – прокомментировал Верляйн немецкому изданию Bild свою непростую ситуацию.
Прямо сейчас будущее Верляйна выглядит туманным. В стане Mercedes, участником молодежной программы которой является Паскаль, воздерживаются от комментариев относительно перспектив своего протеже. Удивительно, но в 2018 году Формула 1 может лишиться одного из самых многообещающих пилотов.
Почему он может уйти из Sauber?
Верляйн попал в Sauber буквально в последний момент благодаря договоренности Mercedes со швейцарской командой. И даже несмотря на пропуск первой сессии зимних тестов и двух стартовых Гран При из-за последствий аварии на Гонке чемпионов, Верляйн сумел здорово себя проявить, набрав для коллектива из Хинвиля пять очков в первых 11 Гран При и разгромив своего напарника Эрикссона в квалификациях.
Однако по ходу сезона в Sauber многое успело поменяться: сначала команда объявила о переходе на моторы Honda, затем произошла отставка Мониши Кальтенборн. Новый руководитель коллектива Фредерик Вассер совместно с владельцами Sauber из инвестиционной компании Longbow Finance в итоге отказался от сделки с Honda, продлив контракт на поставку двигателей с Ferrari
. Паскаль Верляйн, Sauber C36
Фото: Sutton Motorsport Images
Укрепление сотрудничества швейцарской команды со Скудерией и стало главным фактором, угрожающим перспективам Верляйна в Ф1. По последним данным, кооперация Sauber и Ferrari не будет ограничиваться силовыми установками: в Маранелло хотят найти место для обкатки пилотов своей молодежной программы, и команда из Хинвиля является предпочтительным вариантом.
Учитывая связи спонсоров Маркуса Эрикссона с Longbow Finance, швед наверняка сохранит место на следующий сезон, а вот второй кокпит может быть отдан одному из юниоров Скудерии – доминирующему в Ф2 Шарлю Леклеру или же тест-пилоту Ferrari Антонио Джовинацци, в прошлом году ставшему вице-чемпионом GP2. В этом случае Верляйну придется покинуть Хинвиль.
Фредерик Вассер заявил, что на данный момент нет договоренностей о предоставлении места в Sauber молодым талантам Скудерии, однако выразил готовность к переговорам. Француза можно понять – подобная сделка с Ferrari наверняка предусматривает скидку на поставку моторов и укрепляет отношения «хинвильцев» с сильным партнером. В то же время и Джовинацци, и особенно Леклер потенциально выглядят не менее сильными гонщиками, чем Верляйн.
Есть ли шанс остаться в Ф1?
Карьерой Верляйна занимается Mercedes – и вне всяких сомнений, штутгартская марка заинтересована в том, чтобы ее протеже остался в Формуле 1. Паскаль – один из двух высоко котирующихся молодых активов «серебряных стрел» наряду с Эстебаном Оконом, которых в Брэкли в перспективе рассматривают как пилотов заводской команды.
Однако найти место для Верляйна в Ф1 Mercedes будет крайне нелегко. Немецкий производитель поставляет двигатели еще двум командам – Williams и Force India, а варианты с другими коллективами выглядят откровенно нереалистично.
Гонщики Williams Фелипе Масса и Лэнс Стролл
Фото: Sutton Motorsport Images
Но на данный момент в Гроу Паскалю дорога закрыта. Одно место в британской команде железобетонно зарезервировано за Лэнсом Строллом, чье будущее в Ф1 в полной безопасности благодаря миллионам его отца.
Второй же кокпит согласно требованиям титульного спонсора коллектива – алкогольного бренда Martini – должен занимать опытный гонщик в возрасте от 25-26 лет. Верляйну этой осенью исполнится лишь 23 года.
У Force India же есть два сильных гонщика, и на место в коллективе из Сильверстоуна Паскаль может претендовать только в случае ухода одного из них. Другой протеже Mercedes Окон вряд ли переберется куда-то еще – таким образом, наличие вакансии в Force India зависит от решения Серхио Переса.
Чеко давно стремится в топ-команду, подтверждая амбиции высокими результатами, однако не может добиться приглашения от элитных коллективов, даже несмотря на солидную поддержку мексиканских спонсоров.
В прошлом году Перес отказался от предложений Renault и Williams ради потенциального перехода в Ferrari – но судя по последним новостям, в Скудерии намерены сохранить прежний состав. Кажется, в этом сезоне у Серхио нет особых вариантов (разве что Renault или Williams предпримут вторую попытку) – скорее всего, мексиканец останется в Force India еще на год и не оставит Верляйну шансов. А даже если Перес и уйдет, то у Паскаля будет серьезный конкурент в лице Лукаса Ауэра, которого поддерживает спонсор Force India – австрийская компания BWT.
Есть еще один вариант: по данным европейских изданий, в паддоке Гран При Венгрии гулял слух о возможной покупке Force India канадским миллиардером Лоуренсом Строллом. В этом случае его сын Лэнс перешел бы в команду из Сильверстоуна, а в Williams появилась бы вакансия для Верляйна. Но в данный момент такое развитие событий кажется маловероятным.
Куда еще можно пойти Верляйну?
Mercedes в любом случае не оставит Верляйна без работы. Во-первых, немецкая марка может вернуть его в DTM, где в 2015 году Паскаль стал чемпионом. Однако учитывая грядущий уход «серебряных стрел» из этой серии, это не выглядит дальновидным шагом.
Во-вторых, есть Формула Е, где Mercedes будет выступать, начиная с сезона 2018/19. Заводской программе штутгартского автопроизводителя нужен сильный гонщик, тот, кого в американских спортивных лигах называют «franchise player» – лицо команды и ее главная звезда. Чемпион DTM и зарекомендовавший себя в Ф1 пилот отлично подходит на эту роль
.
Маро Энгель, Venturi
Фото: Аластер Стэли / LAT Images
В таком случае, дебют Верляйна в Формуле Е может состояться уже по ходу следующего сезона 2017/18, и самым очевидным вариантом тут видится команда Venturi, с которой Mercedes сотрудничает через фирму HWA.
Однако сам Верляйн заявил Bild, что не хочет переходить в «электрическую серию»: «Мне нравится звук моторов Ф1, скорость и запах бензина. Я даже не могу представить себя в Формуле Е».
На данный момент именно Формула Е представляется наиболее вероятным развитием карьеры Паскаля. Для «электросерии» привлечение такого гонщика стало бы огромным успехом – из Верляйна можно было бы смело лепить лицо чемпионата, ведь немец однозначно способен затмить по популярности нынешних главных звезд серии Себастьена Буэми и Лукаса ди Грасси.
Тем не менее, кажется, Верляйн еще не сказал последнего слова в Ф1. Он зарабатывал очки, выступая в составе команды-аутсайдера, поэтому определенно заслужил шанс не просто продолжить карьеру в Формуле 1, но и перейти в коллектив уровнем повыше. То, что отдельные не блещущие рента-драйверы могут остаться в серии при том, что Паскаль вынужден будет уйти, кажется ужасной несправедливостью.
Пока что сезон переходов только набирает обороты – возможно, у Верляйна еще будет шанс остаться. Уход такого гонщика стал бы для Формулы 1 ощутимой потерей.