14.07.2017 03:12
Исполнилось 87 лет со дня рождения Ги Лижье. До того как создать одну из самых успешных французских команд Формулы 1, он успел поучаствовать в гонках в качестве пилота и даже заработать очко в зачет чемпионата мира.
До Формулы 1
Уроженец города Виши в 7 лет остался без отца, учился на мясника, а позднее создал строительную компанию при поддержке мэра города. В начале 1960-х в его распоряжении было более тысячи рабочих. В это время он подружился с Франсуа Миттераном, который в середине 1980-х оказал существенное влияние на команду француза.
Еще до автоспорта Лижье успел в 1947 году стать чемпионом Франции по академической гребле и поиграть в регби на позиции отыгрывающего. В конце 1950-х он также стал двукратным чемпионом Франции в мотогонках.

12 часов Реймса, Ford GT40 команды Ford France Ги Лижье и Жо Шлессера
Пересев на четыре колеса, Ги участвовал в Формуле Junior, а за рулем Porsche Carrera выиграл… ралли Ла-Боль. Но по-настоящему карьеру гонщика Лижье начал, когда ему было 34 – он стал представителем Ford-Франция в Формуле 2 и гонках на выносливость. Так, вместе с Жо Шлессером, дядей победителя Дакара Жана-Луи Шлессера, француз выиграл 12-часовую гонку в Реймсе. А в Формуле 2 ограничился завоеванием нескольких очков за рулем Brabham.
Неустрашимый Лижье
Заручившись поддержкой нефтяного гиганта BP, в 1966 году Ги дебютировал в гонках Гран-при на частном болиде Cooper-Maserati T81, естественно, в синем цвете Франции. И пока пилоты заводской команды Йохен Риндт и Джон Сёртиз поднимались на подиум, Лижье плелся ближе к хвосту пелотона.
В первом Гран-при, проходившем в Монако, Ги проиграл в квалификации обладателю поула Джиму Кларку более пяти секунд, а в гонке отстал от победителя Джеки Стюарта на 25 кругов и не был классифицирован. Ситуация повторилась в Бельгии и Франции.

Гран-при Франции 1966 года. Ги Лижье финишировал шестым, но не был классифицирован
Впервые француз финишировал в четвертой гонке чемпионата, на Гран-при Великобритании, – десятое место (в пяти кругах от победителя Джека Брэбэма). После такого же невнятного выступления в Голландии Лижье приехал на Северную петлю Нюрбургринга. Эта трасса, как известно, не прощает ошибок. Не простила она и ошибку француза. Ги не вышел на старт гонки, поскольку в свободных заездах вылетел с трассы и испытал на прочность деревья. 47 переломов, и он едва не лишился ноги. Если бы не его друг Шлессер и швейцарский журналист Жерар Кромбак, которые оперативно организовали его транспортировку и операцию во Франции, немецкие медики просто ампутировали бы ему ногу.
Авария нисколько не надломила его, и он, как ни в чем не бывало, начал новый сезон на том же болиде. После двух безуспешных гонок Лижье решил сменить Cooper-Maserati T81 на Brabham-Repco BT20.
Лучшая гонка
Но, даже имея в распоряжении чемпионскую технику, француз так и не смог добиться успеха. Лучшим этапом стал Гран-при Германии 1968 года. Квалификацию он закончил восьмым и проиграл поул-ситтеру Джиму Кларку более минуты. На старте Лижье был лишь 17-м, поскольку к гонке допустили гонщиков Формулы 2, и многим из них Ги проиграл. В том числе молодому Жаки Иксу на Matra, который установил третье время квалификации (на минуту быстрее француза).

Brabham-Repco BT20, использованный Ги Лижье на Гран-при США и Мексики 1968 года –последних этапах, в которых француз принял участие как гонщик.
В гонке бельгиец продолжил фестиваль скорости, пока не присоединился к параду сходов, а Лижье финишировал восьмым. Ги повезло, что впереди него финишировали Джеки Оливер и Алан Риз из Формулы 2, которые участвовали вне зачета чемпионата мира. Так француз завоевал единственный зачетный балл.
Памяти Жо Шлессера
После участия еще в трех этапах карьера гонщика Формулы 1 завершилась. В 1968 году вместе с Жо Шлессером и братом Жана Бера он открыл представительство Ford недалеко от Эйфелевой башни и заявил в Формулу 2 команду Intersport на болидах McLaren. Проект провалился, и тогда Ги созрел до создания собственных гоночных машин.

Гибель Жо Шлессера на Гран-при Франции 1968 года
На Гран-при Франции 1968 года в болиде Honda заживо сгорел его друг Жо. Именно в его честь Ги назвал болиды JS (Jo Schlesser). Но начал он не с «формул», а с прототипов. JS1 создал Мишель Тетю. Лижье дебютировал на нем в автомобильном Tour de France. Но сошел из за проблем с двигателем Cosworth. В Ле-Мане он квалифицировался 13-м и также сошел после восьми часов гонки.
К концу 1974 года Matra объявила об уходе из Формулы 1. Лижье вовремя сориентировался, перехватил спонсоров Seita, которым принадлежал бренд сигарет Gitanes, договорился с Matra о поставке моторов и объявил о создании новой команды Ф1. Ги лично первым тестировал JS5 с громоздким воздухозаборником, прежде чем за руль сел Жак Лаффит.

«Моторхоум» команды Ligier-Gitane
Дальше всем известная история: моторы Matra V12, затем V8 Cosworth, Жерар Дюкаруж у штурвала команды, восемь побед (шесть у Лаффита и по одной у Патрика Депайе и Дидье Пирони), борьба за победу в обоих зачетах 1979 года, контракт с Renault на поставку моторов, переезд команды в Маньи-Кур и провальный дебют в IndyCar.

Патрик Депайе, Ги Лижье, Жак Лаффит
В 1992 году Лижье продал команду Сирилю де Рувру, а тот перепродал ее Флавио Бриаторе с Томом Уокиншоу. Вместе с Оливье Панисом команда в 1996 году добыла последнюю победу в Монако, оказалась в руках Алана Проста, сменила название и бесславно исчезла спустя пять лет.
Ги продолжил заниматься спортивными прототипами, которые носят его имя и до сих пор участвуют в чемпионате на выносливость в классе LMP2. Ги Лижье умер 23 августа 2015 года в возрасте 85 лет в городе Невер и был похоронен в Виши…
Источник