Хроника чемпионата Европы 1937 года. Часть 1.

11.07.2017 12:06

80 лет назад 11 июля 1937 года на огромном автогоночной кольце Спа-Франкоршам состоялся Гран-При Бельгии: первый этап очередного чемпионата Европы в классе самых мощных гоночных автомобилей с открытой кабиной.

Эта гонка состоялась всего через неделю после гонки на Кубок Вандербильта в США, куда отправился защищать честь своих команд весь цвет европейского автоспорта и в числе прочих Рудольф Караччиола, Бернд Розенмайер, Эрнст фон Делиус, Ричард Симэн, Тацио Нуволари, Джузеппе Фарина... Так что в Бельгию отправились ослабленные составы немецких команд "Мерседес" и "Ауто Юнион", а также итальянской "Феррари" с клиентской техникой "Альфа-Ромео". Планировалось ещё участие частного гонщика на "Мазерати", но данный вид техники до старта гонки не дотянул, неремонтопригодно сломавшись на этапе тренировочных заездов.

Изначально предполагалось сразу после американской гонки отправить в Европу дирижаблем "Гинденбург" главных звёзд немецких команд Караччиолу и Розенмайера, что позволило бы им прибыть в расположение своих команд накануне Гран-При Бельгии. Но поскольку в начале мая "Гинденбург" потерпел крушение в штате Нью-Джерси, этим планам не суждено было осуществиться, и все гонщики отправились в путешествие через Атлантику более традиционным и длительным способом: на корабле

В первый же день тренировок перед бельгийской гонкой в серьёзную аварию попал Манфред фон Браухич. Его потерявший управление "Мерседес" врезался в насыпь, ограждающую гоночную трассу от окружающего ландшафта, и, сделав полный кульбит, улетел в чистое поле. Туда же отдельно от машины улетел и гонщик. Ушибся, поцарапался, но медицинских противопоказаний против дальнейшего участия в заездах не получил. Фон Браухич даже стал абсолютно быстрейшим по общим результатам тренировочных заездов и перед гонкой считался главным фаворитом.

Бельгия-37

Король Бельгии Леопольд III, большой любитель и почитатель автоспорта, осматривает гоночную технику в день проведения Гран-При. На данном кадре (король - крайний слева) ему демонстрируют одну из машин "Ауто Юнион". Рядом с Королём стоит Ханс Штук, гонщик в очках - Рудольф Хассе, самый невысокий гонщик - Герман Мюллер.

Стартовая решетка была сформирована не по результатам тренировочных заездов, а по жребию, что для 1937 года выглядело уже чистым анахронизмом и для стартового поля всего из восьми машин было малодейственно в деле организации интриги в гонке. Жребий оказался демократичен. В первом ряду по одному месту досталось каждой марке автомобилей, что позволило руководству всех трёх команд реализовать командную тактику ещё до старта гонки, отправив на первый ряд стартового поля своих основных игроков.

Поработали мозгами и стратеги обеих немецких команд (может быть работали мозги и у стратегов "Феррари", но тем, кто писал материалы, которые изучал я для написания этой заметки, работа мозга в стане явных аутсайдеров была совершенно не интересна).

В "Ауто Юнион" в условиях дефицита скорости относительно "Мерседес" главную ставку сделали на агрессивную езду с двумя пит-стопами. Именно так должен был ехать лидер команды Ханс Штук. А остальным гонщикам, малоопытному ещё Рудольфу Хассе и Герману Мюллеру, мотоциклисту по основной специализации, привлечённому по причине нехватки кадров, определили тактику с одним пит-стопом, сопряженную больше с сохранением ресурса шин, нежели с атаками на трассе.

В "Мерседес" на тактику с двумя пит-стопами отрядили сразу двоих, памятуя о проигрыше в надёжности техники по отношению к "Ауто Юнион". Это были Манфред фон Браухич и Герман Ланг. На запасной тактике с одним пит-стопом остался молодой и малоопытный Крисчен Кауц.

Из всего вышесказанного ясно, что борьба за победу в гонке планировалась в соотношении 2:1 в пользу "Мерседес" по числу задействованных в этой борьбе гонщиков. Но реально борьба пошла в формате "один на один", а потом выяснилось, что вообще не тех считали.

Сначала расскажу о Рудольфе Хассе, чтоб вернуться к нему уже в самом конце. В первой половине гонки он немного не рассчитал износ резины из-за чего добрался до планового пит-стопа с сильной потерей темпа и почти на честном слове, оставшемся от шин. Во второй половине он учёл свои ошибки и сумел преодолеть дистанцию до финиша в практически ровном темпе.

Теперь о тех, кому по плану предназначались главные роли в гонке.

За двадцать минут до старта гонки, когда автомобили уже заняли свои места на стартовом поле, на машине фон Браухича потёк радиатор. Его успели запаять и долить туда жидкости. Но непрогретый двигатель отказался заводиться. А время старта стремительно приближалось. В то время на большинстве автогоночных трасс время начала гонки было священно и неотвратимо. В положенное время король Бельгии лично взмахнул флагом, давая старт состязанию, а механик всё ещё вращал ручку стартера пытаясь оживить двигатель на машине фон Браухича. Несостоявшаяся главная надежда "Мерседес" тронулась с места, когда все соперники проехали мимо.

Бельгия-37
Редкий кадр, когда в поле зрения фотокамеры не на стартовом поле, а прямо по ходу гонки попали практически все её участники. За кадром остался только Ханс Штук, на оперативном просторе уехавший далеко вперёд. А вот Раймонд Соммер ("Альфа-Ромео", стартовый номер "16") в стиле Ярно Трулли собрал за собой на начальном этапе гонки "паровозик" из всех прочих участников гонки. Это было очень не надолго, скоро немецкая техника (кроме одной машины, о чём далее по основному тексту) по очереди начнёт обгонять и уходить в отрыв. На кадре такой порядок следования гоночных автомобилей за Раймондом Соммером: Рудольф Хассе ("Ауто Юнион"), Герман Ланг ("Мерседес"), Герман Мюллер ("Ауто Юнион"), Крисчен Кауц ("Мерседес"), Карло Тросси ("Альфа-Ромео") и догнавший пелетон после стартовой заминки Манфред фон Браухич ("Мерседес").

Достаточно быстро фон Браухич догнал пелетон и стал пробиваться вперёд. Недолго. Как будто специально маслопровод на "Ауто Юнион" Мюллера дал течь именно в тот момент, когда фон Браухич атаковал его в борьбе за позицию. Манфред был вынужден поднять заляпанные маслом очки и в темпе, определяемом физической возможностью продолжать движение без защиты глаз, доехал до зоны боксов, где не стал брать новые очки, а потребовал очистить свои. Из борьбы за победу фон Браухич после всего этого фактически выбыл. Да и не доехал в итоге до финиша, сломавшись на последних кругах гонки. Примерно на половине дистанции выбыл из гонки и Мюллер, после того, как из его машины вытекло почти всё масло.

Зато знатное сражение разгорелось между "Ауто Юнион" Ханса Штука и "Мерседес" Германа Ланга. Ланг был явно быстрее, но опередить соперника непосредственно на трассе никак не мог. Сказывался больший опыт Штука. Тогда в "Мерседес" слегка изменили тактику и продержали Ланга на трассе на пару кругов больше запланированного, что позволило гонщику "Мерседес" выехать из боксов впереди "Ауто Юнион". Борьба стратегов продолжилась. В "Ауто Юнион" заметили, что темп Ланга на новом комплекте шин был не таким высоким как на предыдущем (что не мешало Герману понемногу наращивать отрыв) и на второй пит-стоп зазвали Штука даже раньше чем было изначально запланировано, дав указание атаковать изо всех сил (нынче сказали бы: "Атакуй как животное!") до второго заезда Ланга в боксы, чтобы выехать впереди, ну а дальше держать темп исходя из состояния шин и степени прессинга соперника. План не сработал. Темпа "Мерседес" всё-таки хватило, чтобы Ланг остался впереди и после второго пит-стопа. Вскоре стало окончательно ясно, что Штук Лангу проиграл. Гонщик "Мерседес" на более свежих шинах быстро оторвался от "Ауто Юнион" Штука и устремился в погоню за Рудольфом Хассе, чей "Ауто Юнион" оказался впереди из-за разницы в числе пит-стопов. Элементарный расчёт скоро показал, что сохранить лидерство до конца гонки Хассе не сможет, слишком высок был темп Ланга, буквально пожиравшего отставание от "Ауто Юнион", а неопытность Хассе вряд ли позволила ему оборонить свою позицию против значительно более быстрого соперника. Но тут сказалась более низкая надёжность техники "Мерседес". На машине Ланга разрушился один из шарниров задней оси из-за чего его автомобиль стал терять управление на высокой скорости и удержать его на трассе было возможно только при весьма умеренном темпе. Герман заехал в боксы. Там машину осмотрели, поняли что оперативный ремонт невозможен и... отправили Ланга обратно на трассу. Борьба за победу и даже за второе место прекратилась, но добраться в невысоком темпе до финиша для классификации машины было реально. Ланг финишировал третьим, опередив своего партнёра по команде Крисчена Кауца. Тот провёл гонку в рамках своих скромных возможностей, но тоже не без приключений. В какой-то момент гонки он предпринял манёвр, чтоб не сбить выбежавшую на трассу собаку и чуть было не задавил кучу народа. Будка кинооператора была эффектно снесена выехавшим с трассы гоночным болидом, а сам оператор в последний момент "ласточкой" выпрыгнул из будки на трассу, слава богу пустую в тот момент. А небольшая канава остановила "Мерседес" Кауца в паре метров от толпы в несколько десятков человек. Двигатель заглох, однако Кауц ручным стартером снова запустил его, вырулил из канавы и продолжил гонку.

Ну а борьбы между двумя "Ауто Юнион", оказавшимися во главе гонки, конечно же не было. В команде сочли, что Рудольф Хассе заслужил победу и отдали приказ обоим своим гонщикам сбавить темп и сохранить позиции.

Бельгия-37

Рудольф Хассе ("Ауто Юнион", стартовый номер "12") на пути к победе в Гран-При Бельгии 1937 года.

Так Рудольф Хассе выиграл свой первый большой трофей в высшем автогоночном классе и возглавил, пусть и было ясно что это временно, зачёт гонщиков в чемпионате Европы.

Бельгия-37

Король Бельгии Леопольд III вручает Большой Приз за победу в гонке Рудольфу Хассе.

Автор заметки: ROMAN grosjean (июнь-июль 2017 года).

0 Отзывов