24.03.2017 05:33
В Ф1 на данный момент насчитывается тринадцать автогоночных династий. В шести из них отцы оказались успешнее своих сыновей. Шесть раз сыновья оказались успешнее своих отцов. В одной династии противостояние отца и сына продолжается.
Условия определения победителя в династическом противостоянии поколений:
1. Отец считается победителем династического противостояния с собственным сыном в момент завершения сыном карьеры, не увенчавшейся теми статистическими достижениями, что имелись на счету отца.
2. Сын считается победителем династического противостояния с собственным отцом в тот момент карьеры, когда его текущие статистические показатели становятся более значимыми, чем пиковые карьерные достижения отца.
3. В династическом противостоянии отцов и сыновей главным критерием успешности по отношению друг к другу являются наивысшие места в Личном Зачёте у отца и сына по итогам тех или иных сезонов. В случае равенства наивысших мест в ЛЗ победитель определяется по вторым по значимости достижениям в ЛЗ и так далее по нисходящей.
Отцы и сыновья: династическое противостояние поколений в Ф1
(в скобках приведены годы карьеры в Ф1)
Глава первая:
Ханс Штук (1951-1953) против Ханса-Йоакима Штука (1974-1979)

Ханс Штук оставил заметный след в мировом автоспорте и был в своё время весьма значимым гонщиком. Но всё это справедливо для «доисторической эпохи», т.е. до начала чемпионатов мира в классе Ф1. А вот в части Ф1… Отец Ханс совершил в общей сложности пять попыток пробиться на старт Гран-При. Трижды пробился. И однажды (в самой последней попытке) добрался до финиша. На четырнадцатом месте с отставанием в тринадцать кругов от лидеров. Ханс не был официально классифицирован ни в одном из сезонов, так как не набирал очков в ЛЗ.
Сын Ханс-Йоаким, не покорив всех автовершин своего отца в целом, уже по результатам своего первого сезона в Ф1 выиграл узкоспециализированное династическое противостояние со своим отцом, в составе заводской команды "Марч" дважды за сезон набрав очки и получив итоговое шестнадцатое место в ЛЗ. Пиковые же карьерные достижения Ханса-Йоакима пришлись на 1977 год в составе команды "Брэбэм": два подиума (третьи места) и одиннадцатое итоговое место в ЛЗ.
Таким образом, счёт в династическом противостоянии поколений открыли сыновья:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 0:1
Глава вторая:
Марио Андретти (1968-1972, 1974-1982) против Майкла Андретти (1993)

Несмотря на большое число сезонов, по ходу которых отец Марио засветился в Ф1, полных сезонов у него набралось всего шесть: с 1976 по 1981 годы. Слишком долго Марио лишь навещал Ф1, совмещая участие в Гран-При Ф1 с выступлениями в заокеанской серии "Индикар". Карьера Марио в Ф1 содержала в себе пиковую двухлетку в составе команды "Лотус", в течение которой американец итальянского происхождения последовательно получил "бронзу" чемпионата и чемпионский титул, а также статус самого побеждающего гонщика за этот двухлетний период (им было одержано десять побед в Гран-При из общих двенадцати за карьеру в Ф1).
Сын Майкл, чья карьера была уже вполне сложившейся на момент дебюта в Ф1 в составе "МакЛарен" за счёт многолетних и успешных выступлений в "Индикар", не посчитал нужным ответственно подойти к своей подготовке к указанному дебюту и с треском провалился. За те тринадцать гонок, которые он успел провести до своего досрочного увольнения, Майкл четыре раза оказался виновником различных гоночных инцидентов, прекращавших не только его гонку, но и гонку кого-либо из его коллег по гонщицкому цеху, дважды выбывал из гонок из-за ошибок в пилотаже и пять раз добирался до финиша на более низких чем мог бы местах из-за общего высокого процента брака в процессе управления гоночным болидом. Всего в очковую зону за отведённый ему отрезок чемпионата пробился трижды. Третье место как наивысший результат в отдельно взятой гонке (да и то, не как награда за добротно проделанную работу, а как подарок судьбы в следствие благоприятно сложившихся обстоятельств) и одиннадцатое место в ЛЗ по итогам сезона. Вот с такими показателями Майкл проиграл своему отцу Марио династическое противостояние.
Отцы счёт сравняли:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 1:1
Глава третья:
Вилсон Фиттипальди (1972, 1973, 1975) против Кристиана Фиттипальди (1992-1994)

История автогоночной династии Фиттипальди в Ф1 в формате Отец-Сын (а то ведь есть ещё формат Дядя-Племянник), это две совершенно разные истории рента-драйверства из разных эпох Ф1.
Отец Вилсон, по совместительству старший брат знаменитого Эмерсона Фиттипальди, по уровню таланта и близко не был ровней младшему брату и, по большому счёту, не соответствовал уровню Ф1. Два сезона в "Брэбэм", проплаченные спонсорами только вследствие настойчивой протекции со стороны брата Эмерсона, да ещё один сезон в "Копершукар", как благодарность за административный вклад в дело создания этой национальной бразильской команды. По сути, это было больше, чем Вилсон реально заслуживал. Будучи на протяжении всей своей формульной карьеры обузой для своих команд, Вилсон, тем не менее, получил в 1973 году подарок от судьбы в виде двукратного благоприятного стечения обстоятельств и, соответственно, двух попаданий в зачётную зону по итогам Гран-При (лучший результат - пятое место) и завершил тот год на шестнадцатом месте в ЛЗ.
Сын Кристиан был значительно более ярким гонщиком чем его отец. Но и более печальным примером того, как тяжело было найти подобающее место в Ф1 многим молодым талантливым гонщикам в первой половине девяностых годов двадцатого века. За три года, которые Кристиан провёл в Ф1 благодаря спонсорской поддержке (два сезона в "Минарди" и один сезон в "Футуорк"), он по мнению экспертов Ф1 того времени полностью доказал свою состоятельность и заслужил право на продолжение карьеры в Ф1. Но «топ-команды» не проявили интереса к бразильцу со знаменитой фамилией. Любая команда середины пелетона была бы счастлива видеть Кристианна в своих рядах, но за всю ту же спонсорскую поддержку. А вот спонсоры, полностью выполнив обязательства по трёхлетнему сопровождению карьеры Кристиана, умыли руки, и одарённый молодой гонщик, не добившись взаимности от «Королевы автоспорта», уехал за океан. Впрочем, с точки зрения династического противостояния поколений в Ф1 Фиттипальди-младший добился заслуженного успеха. В каждой из команд Кристиан хотя бы по разу приезжал к финишу Гран-При на четвёртом месте (естественно, не без везения, но должно же было ему хоть в чём-то повезти) и в каждой же из команд по разу превзошёл достижение своего отца в ЛЗ (лучший результат: четырнадцатое место по итогам сезона 1993 года).
Таким образом, по итогам 1993 года, всего три гонки спустя после завершения династического противостояния семейства Андретти, сыновья вновь вышли вперёд:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 1:2
Глава четвёртая:
Джек Брэбэм (1956-1970) против Гэри Брэбэма (1990) и Дэвида Брэбэма (1990, 1994)

Хронологически Джек Брэбэм стал вторым основателем автогоночной династии в Ф1, ибо ещё в 1990 году сразу два его сына засветились в официальных протоколах Гран-При Ф1. Но победителем династического противостояния «Блэк Джек» стал по факту только в 1994 году, когда окончательно закончил выступления в Ф1 его младший сын Дэвид. Братьям Гэри и Дэвиду предстояла почти безнадёжная по сложности династическая задача, результат же данного династического противостояния оказался максимально неблагоприятным для продолжателей отцовского дела. Гэри в трёх попытках ни разу не смог пройти сито предквалификации в составе хилой команды "Лайф". А его брат за неполный сезон в команде с семейным именем «Брэбэм» (той самой, в которой отец Джек в стародавние времена получил свой третий титул) и за полный сезон в «Симтек» так и не набрал ни одного очка. Трёхкратный чемпион мира Джек Брэбэм выиграл свой династический поединок нокаутом!
Снова отцы сравняли счёт:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 2:2.
Глава пятая:
Жиль Вильнев (1977-1982) против Жака Вильнева (1996-2005)

Самая неоднозначная пара во всей истории династических противостояний Ф1. Отец покорил сердца «Королевы автоспорта» и большинства современников из числа экспертов и болельщиков Ф1, но не спортивную вершину этой серии. Сын покорил как раз спортивную вершину, но мог только мечтать о популярности, которая была у его отца.
В самой первой попытке Жак Вильнев, прибывший из серии «Индикар» в Ф1 сразу на «тёплое место» в составе лучшей команды пелетона «Уильямс-Рено», повторил пиковое достижение Жиля Вильнева: вице-чемпион, уступивший титул лишь партнёру по команде. А на второй год в Ф1, в 1997 году, Вильнев-младший по факту стал победителем династического противостояния со своим отцом, одолев в нелёгкой борьбе за титул Михаэля Шумахера, защищавшего честь «Феррари». Правда, после дисквалификации последнего, в статистическом плане титул Вильнева стал выглядеть безмятежно беспроблемным. Это был единственный успех Жака и последний триумф для «Уильямс».
Жак ещё долго выступал в Ф1, но с точки зрения темы заметки, это уже совершенно неинтересно.
Сыновья уже традиционно вновь повели в счёте:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 2:3.
Глава шестая:
Грэм Хилл (1958-1975) против Дэймона Хилла (1992-1999)

За невероятно долгую по тем временам карьеру в автоспорте Грэм Хилл, имевший статус «лучшего механика среди гонщиков и лучшего гонщика среди механиков» сумел насобирать достаточно значимую коллекцию регалий: двукратный чемпион мира и трёхкратный вице-чемпион. Так что его сыну Дэймону, несмотря на то, что судьба готовила ему завидный для своего времени статус гонщика команды «Уильямс-Рено», надо было, минуя разминочный сезон в «Брэбэм», сразу же дебютировать в «Уильямс» в 1992 году и остаться в этой команде на 1997 год, чтобы иметь шанс (всего лишь шанс) победить своего отца в династическом противостоянии.
Но всё случилось так как случилось, и за отпущенные Дэймону четыре года в «Уильямс» в период с 1993 по 1996 год, он смог стать «всего лишь» чемпионом, двукратным вице-чемпионом и бронзовым призером чемпионата. Завершающая часть карьеры Хилла-младшего с точки зрения темы заметки ничего ему не дала, и по окончании карьеры в 1999 году, Дэймон стал самым заслуженным из всех сыновей, кто так и не одолел в династическом противостоянии своих отцов.
В третий раз подряд отцы не дали сыновьям развить предыдущий успех:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 3:3.
Глава седьмая:
Манфред Винкельхок (1982-1985) против Маркуса Винкельхока (2007)

Уже во второй гонке в карьере, на Гран-При Бразилии 1982 года в составе команды "АТС", отец Манфред занял пятое место и набрал два очка в ЛЗ. В течение оставшейся части сезона и в последующие три года в чуть менее чем пятидесяти попытках, Винкельхок-старший ни разу больше не попал в очковую зону. Но на победу в династическом противостоянии с собственным сыном, тем не менее, наработал. Ибо сыну Маркусу судьба отвела один единственный выход на старт гонки Ф1. И хоть сыну в этой единственной попытке (в ходе памятного Гран-При Европы 2007 года) удалось то, что и не снилось его отцу, полидировать в гонке за рулем слабейшей машины чемпионата вследствие редчайшего стечения благоприятных обстоятельств (помните "Спайкер", возглавляющий пелетон за пейскаром?), но закончилось все для Винкельхока-младшего сходом с дистанции. А отец Манфред состриг с этого дела неплохие купоны. Мало того, что стал на тот момент всего лишь восьмым основателем автогоночной династии в истории Ф1 (ничего, что глава седьмая, просто Кейо Росберг стал седьмым чуть раньше, ведь его сын Нико дебютировал в Ф1 ещё в 2006 году), так еще и впервые за время династических противостояний отцов и сыновей вывел клан отцов вперед!
И дал импульс дальнейшему рывку отцов в счёте, но обо всём по порядку, а пока:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 4:3.
Глава восьмая:
Нельсон Пике (1978-1991) против Нельсиньо Пике (2008-2009)

Про Нельсона Пике можно сказать кратко: ему достаточно было оказать протекцию своему сыну Нельсиньо в деле попадания в Ф1, чтобы стать очередным основателем автогоночной династии, гарантированно побеждающим в династическом противостоянии представителя последующего поколения. Уж больно высока была отцовская планка для весьма посредственного автогонщика Нельсиньо Пике.
Пике-младший запомнился в истории Ф1 двумя эпизодами. Сначала он обрёл неожиданное второе место на Гран-При Германии 2008 года, благодаря пейскару, появившемуся на трассе сразу после единственного запланированного для Нельсиньо пит-стопа. Видно кого-то из руководства команды «Рено» этот негаданный успех молодого лузера натолкнул на определённые мысли, и уже несколько этапов спустя, во время знаменитого Гран-При Сингапура, уже сам Пике-младший стал по приказу из боксов причиной появления на трассе пейскара сразу же после единственного запланированного для партнёра по команде пит-стопа. Когда эта неприглядная история всплыла, карьере Нельсиньо Пике в Ф1 наступил конец.
Отец Нельсон был очень недоволен таким поворотом дел у своего отпрыска, но одновременно, не откладывая в долгий ящик, увеличил счёт в пользу отцов в династическом противостоянии:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 5:3.
Глава девятая:
Сатору Накаджима (1987-1991) против Казуки Накаджимы (2007-2009)

В принципе, отец Сатору одолел сына Казуки во многом за счет своего дебютного сезона в Ф1, когда он оказался в "Лотус" партнером по команде самого Айртона Сенны. Японец (протеже «Хонда», поставлявшей движки команде) даже близко не стоял рядом с бразильцем по уровню мастерства и спортивных результатов, но от последней более-менее достойной в двадцатом веке модели "Лотус", активно доводимой до ума Айртоном, рикошетом набрал аж семь очков в ЛЗ и получил двенадцатое место по итогам сезона. Результаты отца и сына без учета сезона 1987 года практически идентичны и по набранным за карьеру (часть карьеры) очкам (по девять) и по пиковым достижениям в ЛЗ (пятнадцатое место: один раз у Казуки и дважды у Сатору). Впрочем, справедливость победы отца в этом династическом противостоянии только подчеркивает тот факт, что в соответствии со стандартами, действовавшими во времена карьеры Сатору, его сын Казуки лишь один раз попал бы в очки (в первую шестерку по итогам гонки).
Итак, когда Казуки прекратил выступления в Ф1, отцы довели счёт в династическом противостоянии до крупного:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 6:3.
Глава десятая
Ян Магнуссен (1995, 1997, 1998) против Кевина Магнуссена (2014, 2016-наст. вр.)

Отец Ян считался в своё время невероятно перспективным гонщиком, был на попечении у «МакЛарен» и именно в составе этой команды дебютировал в Ф1, подменив в конце сезона травмированного Мику Хаккинена. Но боевой гонщицкий состав у «МакЛарен» был укомплектован на годы вперёд, так что пришлось Яну ждать у моря погоды, т.е. приглашения в другую команду Ф1. А чтоб ожидание скрасить, ездил Ян целый год в самых разнообразных сериях автоспорта, но преимущественно в ДТМ. В итоге Яна взял в свою команду Джеки Стюарт, ценивший гонщицкий талант молодого датчанина ещё с молодёжных формульных серий. Но совсем быстро Джеки в Магнуссене-старшем разочаровался. И даже причину нашёл: якобы испортил себе Ян напрочь формульный гоночный стиль участием в гонках ДТМ. Так что через неполных два сезона отец Ян был выдворен из Ф1, получив таки «в раздевалку» один результативный финиш с одним набранным очком, благодаря чему и оказался аж на семнадцатом месте в ЛЗ по итогам сезона.
Нельзя сказать, что сын Кевин стал прямо таки уж звездой Ф1. Пока он выглядит весьма скромно не только с точки зрения перспектив карьерного роста, но и с точки зрения сроков продолжения карьеры. Но в части династического противостояния сын поставил своему отцу «детский мат». Даже если бы Кевин по каким-то причинам не принял больше участия ни в одной гонке Ф1 кроме самой первой своей гонки, то и в этом бы случае стал по факту победителем своего династического поединка, ибо получил бы по итогам сезона 2014 года место явно повыше семнадцатого. Второе место Кевина Магнуссена в Австралии-2014 (пусть и не без сопутствующих обстоятельств в виде дисквалификации Риккардо) впереди партнёра по команде Дженсона Баттона до сих пор с ностальгией вспоминают болельщики «МакЛарен», ибо это был последний на данный момент подиум команды, да ещё и спаренный. Но больше планка, установленная по итогам первой гонки, Кевину не покорялась. А второй полный сезон Магнуссена-младшего прошёл на уровне, вполне сравнимом с уровнем выступлений Магнуссена-старшего.
Тем не менее, счёт в династическом противостоянии качнулся в сторону сокращения разрыва в счёте:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 6:4.
Глава одиннадцатая
Йос Ферстаппен (1994-1998, 2000, 2001, 2003) против Макса Ферстаппена (2015-наст. вр.)

Это одно из двух династических противостояний, исход которого определился по итогам прошлого сезона.
Отец Йос, благодаря высокому стартовому рейтингу среди молодых гонщиков своего времени, получил шанс в "Бенеттон", поначалу как временная подмена для Юрки-Ярви Лехто, а потом как окончательная замена фину. Другое дело, что ориентированный на Михаэля Шумахера "Бенеттон" был не самым лучшим местом работы для любого гонщика во втором болиде команды. Но как показал пример Джони Херберта в следующем году, при правильном отношении к делу даже в тени Шумахера можно было добиваться относительно неплохих результатов в гонках. Йос же, по мнению Бриаторре, не проявил должного рвения и имел слишком много внешних факторов, отвлекающих его от гонок. Как бы то ни было, но неполный дебютный сезон в "Бенеттон" стал самым успешным в карьере Йоса. Два подиума и десятое место в ЛЗ были крайне скромны на фоне результатов Михаэля Шумахера, но остались вершиной личных достижений Йоса. В "Бенеттон" от дальнейших услуг голландца отказались, интереса у других сильных команд он больше не вызывал. Так что дальнейшая карьера Ферстаппена-старшего в силу специфики заметки интереса не представляет.
Если бы Макса Ферстаппена не перевели в прошлом году прямо по ходу начальной стадии сезона во вторую по силе команду чемпионата, то очень может быть, что именно в наступающем сезоне ему пришлось бы идти на штурм не самых выдающихся отцовских достижений. Но все произошло так как произошло. После повышения в статусе Макс сходу побил пиковое достижение отца в рамках отдельных гонок, а затем, задолго до финиша чемпионата, ясно дал понять, что и пиковое достижение Йоса в ЛЗ - слишком мелкий формат для его сына, и счет в династическом противостоянии отцов и сыновей продолжит сокращаться. По факту Макс внес свой вклад в общий счет династического противостояния намного раньше, чем герой следующего эпизода.
Сыновья сократили разрыв в счёте до минимума:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 6:5.
Глава двенадцатая
Кейо Росберг (1978-1986) против Нико Росберга (2006-2016)

Отец Кейо был в своем роде уникальным гонщиком. За годы, проведенные в командах-аутсайдерах, он в полной мере продемонстрировал всем свою яростную гоночную неукротимость, неуловимо граничащую с откровенной дуростью. Но поскольку Фрэнк Уильямс предпочел увидеть в Росберге именно неукротимость, то Кейо получил подарок судьбы в виде места в топ-команде на 1982 год. И распорядился этим подарком с похвальной точностью. Несмотря на то, что за все предыдущие годы в Ф1 он лишь однажды попал в очки, по итогам 1982 года Росберг-старший примерил чемпионскую корону, попутно заимев равный баланс по числу выигранных гонок и титулов. В принципе, дальнейшая карьера Кейо Росберга не так уж и важна с точки зрения темы заметки, ибо выше третьего места он больше в ЛЗ не поднимался.
Сын Нико, в благодарность за долгую и практически безвозмездную (не в плане зарплаты, а в плане высоких спортивных достижений) службу в "Мерседес" дождался таки периода гегемонии своей команды, после чего превзошел своего отца абсолютно по всем статистическим показателям, кроме одного, по которому всего лишь сравнялся с родителем, да и то, после долгих мучений. Но большего было и не надо. При равном числе чемпионств, два "серебра" сына перевесили одну "бронзу" отца. И одновременно с завершением прошлогоднего первенства, счет в династическом противостоянии отцов и сыновей изменился во второй раз за один сезон.
Сыновья счет сравняли:
ОТЦЫ - СЫНОВЬЯ 6:6.
Глава тринадцатая (продолжающаяся)
Джонатан Палмер (1983-1990) против Джолиана Палмера (2016-наст. вр).

И вот теперь, при общем равном счете, семейству Палмеров предстоит решить в чью сторону склонится чаша весов. В принципе, Палмер-старший яаляется не бог весть каким недостижимым ориентиром для сына, ибо пиковые моменты его карьеры пришлись на выступления в составе "Тиррелл" - самой мощной команды в его биографии гонщика Ф1, но одного из слабейших в общей табели о рангах конструкторских коллективов того времени. Трижды став баловнем судьбы (обладателем зачетных очков) по ходу сезона 1987 года, Палмер-старший получил одиннадцатое место в ЛЗ. В трех последующих, они же последние, сезонах карьеры больше ему так сильно не везло.
Так что сыну Джолиону будет достаточно просто однажды попасть в десятку лучших гонщиков по итогам какого-либо сезона, и династическое противостояние завершится в его пользу. Однако, в современной Ф1 просто попасть в десятку лучших совсем не просто, если команда, за которую выступает гонщик, не входит гарантированно в число пяти лучших конструкторских коллективов текущего сезона. А в отношении нынешнего "Рено" таких гарантий, однозначно, нет. Ну а дальше следует вспомнить, что Джолиан, по сути, был лишен возможности в дебютный год хоть как-то раскрыть свой потенциал, и он по прежнему является темной лошадкой с точки зрения прогнозирования длительности и успешности дальнейшей карьеры в Ф1.
В настоящее время все выглядит так, что в этой династической паре нет явного фаворита. В отношении Джолиана невозможно сейчас гарантировать, как, например, было с Максом Ферстаппеном по итогам дебютного сезона, что Палмеру-старшему уготована роль померкнуть в густой тени собственного сына. Но и предрекать отцу Джонатану путь Джека Брэбэма или Нельсона Пике, в части увереннейшей победы над продолжателем семейной традиции, тоже явный перебор.
Ну и нельзя исключать, что к тому времени, как Палмеры определятся, наконец, кто из них круче в истории Ф1, в "королевской серии" не разгорятся новые династические баталии. И никакого решающего значения исход дуэли Джонатана и Джулиона Палмеров иметь не будет. Жизнь то продолжается, сыновья растут. И только перед Миком Шумахером встанет (если встанет) неподъёмная задача в плане династического противостояния. Остальные потрепыхаются )))))
Автор заметки: ROMAN grosjean (март 2017 года)