01.03.2017 21:58

«Утекло уже много воды с тех времен, когда я в последний раз конструировал машину Формулы 1, но общие принципы остались неизменными: сгенерировать так много прижимной силы, как только получится, а затем сделать машину максимально стабильной и предсказуемой.
Если прижимная сила все время меняется, пилоту куда сложнее обрести уверенность, и обычно это заканчивается в гравии. Но придайте машине постоянства – и гонщик сможет найти с ней общий язык и реализовать свой талант, выжав их техники максимум возможного.
Чтобы добиться этого, современные команды стремятся контролировать работу аэродинамики посредством невероятно сложных систем в подвеске, которые призваны компенсировать перемещения шасси при воздействии различных нагрузок в поворотах, на разгонах и торможениях.
Некоторых из этих систем и привлекли внимание FIA – есть мнение, что они оказались чересчур "продвинутыми", что и привело к появлению недавней технической директивы, проясняющей, что же можно, а что нет.
В документе FIA приведены пять параметров, позволяющих считать устройство нелегальным. Вот что я думаю о каждом их них:
Прямой отклик на ускорение
По моему мнению, "система, которая изменяет отклик автомобиля на ускорение" относится к амортизаторам, так как именно в этом из предназначение.
Понятно, что характеристики работы на сжатие и растяжение могут быть различными, но в любом случае амортизаторы отвечают за дорожный просвет, а значит, контролируют работу аэродинамики.
Если замедлить ход отбоя, то передняя часть машины дольше будет оставаться в более низком положении – это именно то, что требуется в моменты разгона.
Объединение контроля за дорожным просветом с тормозной или рулевой системой
Сейчас команды размещают "треугольники" передней подвески все выше, что вызвано применением концепции толкающих рычагов.
В зависимости от точек их крепления к ступице величина дорожного просвета меняется при повороте руля. Это относится ко всем машинам пелотона.
Также каждая из них оснащена "антикивковым" элементом в подвеске – он призван уменьшить "приседание" на передние колеса при торможении. Есть, кстати, и обратное устройство, предотвращающее "задирание носа" на разгонах.
Разумеется, они также повышают стабильность аэродинамической платформы.
Контроль за дорожным просветом с функцией самонастройки
Именно это, как мне кажется, FIA хочет запретить в первую очередь. Но дело в том, что ни одна команда, насколько я знаю, не пошла по такому пути.
Если бы хоть кто-то стал использовать устройства такого рода, это сразу было бы выявлено и поставлено вне закона.
По сути, это самая настоящая активная подвеска, управляемая извне – или, в крайнем случае, "полуактивная". В любом случае, все устройства такого рода были запрещены еще в 1994 году.
Накопление энергии для последующего использования и устройства с несимметричным откликом
Это еще одна история, которая решительно не нравится FIA. И здесь, думается, речь идет об одной конкретной команде.
У многих есть в подвеске гидроприводы – когда сжатие достигает определенного уровня, они срабатывают, и давление масла открывает клапан. Порой случается так, что обратное закрытие и возвращение в исходное состояние занимает больше времени.
Под несимметричным откликом понимаются как раз подобного рода гистерезисы, задержка по времени и так далее.
Такая работа системы позволяет машине дольше не менять положение своего шасси, прямо воздействуя на аэродинамическую платформу.
Объединение элементов, отвечающее за поперечную устойчивость и контроль "кивков"
Вообще говоря, любая традиционная подвеска с пружинами или торсионами, стабилизаторами поперечной устойчивости и "антикивковым" элементом является связанной между собой, а потому подпадает под запрет.
Если резюмировать – FIA еще повезло, что в чемпионате сейчас выступают всего десять команд, и очередь из их технических директоров, пришедших за разъяснениями, будет относительно небольшой.
Мне кажется, в том виде, в каком разобранные пункты сформулированы в директиве, выполнить их требования вообще едва ли возможно. Но конечно, в реальной жизни все не настолько черное или белое. В итоге все сведется к мнению конкретных лиц.
Едва ли не каждый пункт допускает различные толкования. Тем интереснее будет наблюдать, как станет развиваться вся эта история».