Первый русский двукратный чемпион Формулы-1 , по бабушке

27.11.2013 20:18

Интервью с да Крузо и Фиттипальди

Слоистый дым ворочается лениво, как сонный дракон. Несколько человек «плавают» в этом дыму с сигарами в руках. На лицах ценителей — истинное наслаждение. Но наше внимание сразу привлекает смуглый человек с очень характерными бакенбардами. Гостем Москвы в конце мая стал господин Карлос да Круз — один из представителей большой семьи, главой которой является двукратный чемпион мира Формулы-1 Эмерсон Фиттипальди.

Господин да Круз, что привело вас в Россию?
Я приехал сюда главным образом для того, чтобы побольше узнать о вашей стране. Наша семья исторически связана с Россией. Как вы, наверное, знаете, бабушка Эмерсона была из России. Поэтому мой визит сюда неслучаен. Кроме того, я привез немного сигар, чтобы друзья, которые, надеюсь, появятся у меня в России, смогли их попробовать. Это сигары из нашей небольшой частной коллекции. Среди сортов, которые мы выпускаем, есть и особая серия, названная в честь Эмерсона — Emmo 500. В ней сигары нескольких размеров. Самая длинная — «Индианаполис». Далее идут «Интерлагос», «Мичиган», «Сильверстоун» и «Монца».

А сам Эмерсон курит сигары?
Да, и с большим удовольствием. При этом учтите, что Эмерсон как спортсмен самого высокого уровня всю жизнь тщательно следил за своей физической формой. Он не пил, не ел мяса и не курил. Но несколько лет назад, на дне рождения своего внука Пьетро он попробовал сигару. И ему настолько это понравилось, что он решил заняться сигарным бизнесом. А одно из высказываний Эмерсона стало лозунгом нашего небольшого семейного дела: «Курение сигар подобно знакомству с новой культурой. И в 50 лет я учусь ценить это».

Чем еще занимается Эмерсон, выйдя на «заслуженный отдых»?
Отдыхом его нынешний образ жизни можно назвать с большой натяжкой. Эмерсон в основном сейчас живет в Бразилии, где у него одна из самых больших частных апельсиновых плантаций в стране. Полмиллиона деревьев! Ежегодно мы поставляем в США продукцию на три миллиона долларов. Кроме того, у Эмерсона по-прежнему много дел в Соединенных Штатах, где в Майами у него довольно большое владение. Эта улица так и называется — дорога Фиттипальди. Эмерсон представляет в Бразилии и США интересы таких компаний как Hugo Boss, Mercedes-Benz, Michelin, Ericsson, Enkel. Кроме того, он занимается еще очень и очень многим — от тракторов до самолетов.

Кстати, о самолетах. Не сказываются ли на состоянии здоровья Эмерсона последствия авиакатастрофы, в которую он попал в 1997 году?

Говорят, беда никогда не приходит одна. Незадолго до этой катастрофы, в 1996 году, он попал в аварию на гонке CART в Мичигане. В результате Эмерсон повредил себе шею, и прошло довольно много времени, прежде чем эта травма была залечена. И тут — новое происшествие. Эмерсон облетал на собственном самолете плантацию. Она расположена между горами и рекой. В тот день было очень жарко. А над горами стоял холодный воздух. Взаимодействие восходящих и нисходящих потоков образовало зону сильной турбулентности. Эмерсон подлетел слишком близко к горам, самолет накренился и свалился на крыло. Эмерсон инстинктивно дал полный «газ», но это только ухудшило ситуацию, поскольку на крыльях просто не было подъемной силы. Самолет завалился на бок и упал недалеко от реки. Эмерсон травмировал спину. Однако теперь он в хорошей форме. С большим спортом, разумеется, пришлось расстаться, однако время от времени Эмерсон садится за руль гоночных автомобилей. Вообще, продолжает активно участвовать в общественной жизни. Например, по приглашению одного из благотворительных фондов он стал гостем Гран При Монако. Этот фонд приглашает только очень известных людей. От Бразилии, например, там будут лишь Эмерсон и Пеле.


Говорят, у всех великих людей — очень сложный характер. Вы, как близкий родственник, возможно, знаете Эмерсона лучше других. Каков он в обыденной жизни?

Мое мнение родственника не слишком отличается от мнения болельщиков, которые на всех автодромах Америки дружно скандировали: «Эмо, Эмо!» Эмерсон был настоящим королем автоспортивной Америки. Люди любили его. Я же могу сказать, что он такой же хороший человек, каким был хорошим гонщиком. Его отец работал спортивным журналистом, и Эмерсон не был избалован деньгами. А автоспорт приучил его к выдержке и дисциплине. И с людьми он общается так же, как водил гоночный автомобиль: спокойно и сдержанно. Иначе не избежать аварии — и на трассе, и в жизни. Впрочем, вы можете сами убедиться в этом. Если хотите, я могу прямо сейчас набрать номер Эмерсона, чтобы вы лично пообщались с ним.

Надо ли говорить, что мы не стали отказываться, и через минуту в трубке раздался спокойный, чуть хрипловатый голос. С нами говорил… Эмерсон Фиттипальди

Мистер Фиттипальди, вы помните о своих русских корнях?
О, конечно, я очень любил свою бабушку — Марюшку, или Мамарию, как мы ее звали. Она часто рассказывала о своем прошлом. После революции, когда ей было четыре года, ее отец вынужден был бежать из России. Он стоял перед выбором: один корабль уходил в США, а другой — в Бразилию. И отец сказал: «Поедем в Бразилию! Я люблю теплые страны». Так она оказалась в Бразилии. Мы всегда гордились, что наш род связан с Россией.

Что вы думаете о событиях Гран При Австрии, когда вашего соотечественника, Рубенса Баррикелло, заставили пропустить на финише Михаэля Шумахера?

Думаю, ясно, что мои симпатии в этой ситуации целиком на стороне Рубиньо. И не только потому, что он мой соотечественник. То, что произошло на финише Гран При Австрии, — это профанация спорта. Но с другой стороны, я хорошо понимаю, что для Ф-1 — это обычное дело. Формуле-1 вообще свойственны закулисные интриги, дрязги. В принципе, именно поэтому я и ушел оттуда.

Мистер Фиттипальди, в связи с последним вашим замечанием не могу не задать еще один вопрос. Переломным моментом в вашей карьере гонщика Ф-1 стал переход из McLaren в команду вашего брата Вильсона в 1975 году. В этой команде вы не добились ничего и в конце концов покинули Формулу-1. Как сейчас, спустя много лет, вы оцениваете это свое решение? Не жалеете об упущенных возможностях?
Как раз сейчас и не жалею. Это было событие, про которое только и можно сказать: не было бы счастья, да несчастье помогло. Ведь благодаря этому в конце концов я оказался в Америке, дважды выиграл «500 миль Индианаполиса», становился чемпионом IndyCar. Но самое главное, я познакомился с удивительной атмосферой американских гонок, где бескомпромиссная борьба на трассе сочетается с подлинно товарищескими отношениями вне ее. Все эти годы я получал от гонок огромное удовольствие. Это столь разительно отличалось от того, с чем я порой, увы, сталкивался в Ф-1.

Намерены ли вы побывать в Москве?
О, я уверен, что это произойдет. И, возможно, довольно скоро.

В таком случае, до встречи!

Вадим Котляров, Леонид Ситник

Журнал "Формула-1" июль, 2002

Биография

Хуан Мануэль Фанхио вознес до предела популярность Формулы-1 на своей родине. Несмотря на это, в соседней Бразилии интерес к этому спорту долго спал, и первые ростки начали появляться лишь к 70-м годам. Главным героем в то время стал Эмерсон Фиттипальди, во многом благодаря которому этап появился в Интерлагосе. Сегодня мы поговорим именно об этом первопроходце страны кофе и Копакабаны.

Взлет к славе

Эмерсон Фиттипальди родился 12 декабря 1946 года в Сан-Паулу. Его отец Вилсон был журналистом и радиокомментатором местного мотоспорта. Назвал он своего младшего сына в честь американского писателя и философа Ральфа Валдо Эмерсона. Но на генном уровне сыновьям передалась не любовь к книгам, а профессиональная занятость отца. И Вилсон-младший, и Эмерсон с детства полюбили гонки. Первый уже в 1956 году, когда ему было 13 лет, принял участие в гонке Mil Milhas в Сан-Паулу (эта гонка была своеобразным ответом на итальянскую Милле Милью).

Влечение к скорости у второго началось с мотоспорта, а через два года он пересел на гидрофойлы - благо, водоемов на родине было в достатке. К гонкам на четырех колесах Эмерсона привела авария брата в гонках гидрофойлов, в которой он едва остался живим. После этого братья решили больше не испытывать судьбу и начали заниматься картингом.

Карт был построен собственноручно, к середине 60-ых они выиграли все в пределах досягаемости, но для достижения следующих вершин нужен был шаг вперед. В 1966 году семейство смогло позволить создать свою команду в малобюджетной Formula Vee, а уже на следующий год Эмерсон выиграл титул чемпиона Бразилии. Убедившись в том, что успехи имеют место быть в его жизни, он решает бросить институт, и переехать в Европу. Корабль судьбы пришвартовывается в Англии. Там он покупает болид Формулы Форд и в первый же год наряду с хорошими финишами он добывает первую победу. По карьерной лестнице Эмерсон идет, перешагивая через ступеньку. Уже в 1969 году он берет уроки в школе гоночного мастерства Джима Рассела и выступает на Лотусе за его команду в Формуле-3.

Победоносный Лотус

Сезон 1970 года "Эмо" начинает в Формуле-2 за команду Лотус, но заканчивает этот год в ранге первого пилота Колина Чепмена. Колин в младшем класе долго нашего героя не задерживает и включает его в королевские гонки уже посреди сезона. На тот момент он становится напарником Йохена Риндта и Джона Майлса. Дебютный этап для бразильца проходит в Великобритании. Гонку он прошел в тренировочном темпе и отстал от победителя на два круга. Но из-за большого количества сходов Эмо оказался восьмым.

На следующем этапе в Хоккенхайме он финиширует четвертым, но снова должен быть благодарным ненадежной технике конкурентов. После провала Лотуса в Австрии наступает время гонки в Монце, которая преподносит большие изменения в жизнь Эмерсона. На практике погибает пилот Лотуса и без пяти минут чемпион мира Йохен Риндт. Команда не выходит на старт в Монце, пропускает Гран-при Канады и возвращается только в Уоткинс-Глен.

На тот момент Жаки Икс все еще сохраняет шансы на титул, но ему нужно еще две победы в двух оставшихся гонках. Задачей для Лотуса было отобрать у Икса хотя бы одно очко. Все было решено в США в дивной дождевой гонке. Фиттипальди по ходу дистанции отставал на круг от лидирующего Стюарта, и был также позади Икса с Родригесом. И тут посыпались проблемы у лидирующей группы. Сначала сгорел мотор у Стюарта, что было на руку Иксу.

Затем сам Иск едет на вынужденный пит-стоп и проводит там вечность. А затем на 83 круге начинает вытекать топливо у Родригеса на BRM. Мексиканец тянет до последнего и молится богам Майя, чтобы капля бензина сохранилась до финиша. Но все-таки была проведена дополнительная дозаправка, которая вывела в лидеры Эмерсона Фиттипальди. Это была первая победа бразильца и добыл он ее уже в четвертой гонке. Это был личный успех, но главное было то, что титул был закреплен за Йохеном Риндтом.

Campeão

Сезон 1971 года был смазан из-за полученной травмы руки в аварии по дороге домой. Эмерсон не мог наверстать в результатах, да и пальму первенства в том сезоне перехватил Джеки Стюарт на Тирреле. То, что случалось со многими чемпионами, произошло и с бразильцем. Период творческого отпуска прошел только на пользу и в следующем сезоне была получена корона чемпиона. В победном сезоне Эмерсон в лучшем виде показал свой стиль вождения - спокойность, взвешенность каждого решения и хорошее понимание тактики, чему способствовал его острый ум.

Из 12 гонок в чемпионате Эмо выиграл пять и опередил в итоге Стюарта на 15 очков. Ему было тогда 25 лет и 273 дня - он стал самым молодым чемпионом мира, а рекорд будет побит только через 33 года испанцем Фернандо Алонсо. В полной мере чемпионом мира Фиттипальди почувствовал себя на открыти следующего чемпионата в Аргентине. Основной фестиваль должен был пройти еще через две недели в Интерлагосе, но 10 тысяч бразильцев нашли способ приехать в близкий Буэнос-Айрес.

Гонка была признана самим Эмо лучшей в карьере. Этому как раз и поспособствовала атмосфера гонки. Беснующаяся толпа, несколько слоев охраны, практически родные стены и титул чемпиона мира в кармане - всю полноту чувств не смог бы описать даже наш герой. Эмерсон стартовал вторым за Регаццони, но сразу же пропустил Севера и Стюарта. Далее гонка пошла в плотном режиме и решающей могла стать крошечная ошибка в повороте. Первым давление не выдержал лидер гонки и быстро сносил покрышки - тройка преследователей быстро взяла бразды правления в свои руки.

Тут уже на первый план выходил класс Джеки Стюарта, поскольку его преследователь был быстрее его и постоянно пытался атаковать шотландца. На протяжении нескольких десятков кругов Эмерсон пытался найти лазейку в шпильке, но в итоге был вынужден пойти в ва-банк. Бразилец затормозил очень-очень поздно и таки обошел Джеки. Следующим был Север, но Эмо быстро сократил гандикап. На этот раз на риск идти не стал, решив удержать синицу в руках. Но тем не менее, он не терял концентрации и воспользовался единственной ошибкой француза.

С родиной в сердце

Фиттипальди выиграл первый Гран-при сезона, а затем и первый бразильский этап. Но дубля на старте оказалось недостаточным для чемпионства и Джеки Стюарт по итогам сезона его обошел. Кроме Стюарта, были проблемы и с развитием болида по ходу сезона - участились сходы. В конце сезона Эмерсон решает поменять команду на Макларен, шасси которой привозит ко второму чемпионскому званию. Весь сезон он вел равную борьбу с Клеем Регаццони и на финальный этап в Уоткинс-Глен лидеры приезжают с одинаковым багажем очков. И вновь техника решила вопрос. Клей то и делает, что заезжает на вынужденные пит-стопы и приезжает на финиш лишь на 11-й позиции. А паулисту для победы в чемпионате с головой хватает четвертого места.

В 1975 году на трассах летает Ники Лауда и наш герой довольствуется титулом чемпиона, но с приставкой "вице". А в конце года Эмо всех буквально шокирует - он уходит из Макларен и создает со старшим братом свою собственную команду.

Насквозь патриотическая команда за пять сезонов ничего не добилась. В конце 70-ых без спонсоров стало тяжело выживать и боевой дух поддерживал только энтузиазм. Единственным успехом можно было считать второе место на Гран-при Бразилии в 1978 году, но это было скорее исключение из правил. В итоге сезон 1980 года стал последним для Эмерсона в Формуле-1.

Эмо вернулся на родину и занялся своей фермой - куда безопасное занятие. Но от этой идилии приходит усталость и в 1984 году бразилец берет старт в американской серии CART. Удивительно, но здесь к нему приходит успех. В 1989 году он стал чемпионом серии. Одну из побед Эмерсон одержал на Инди-500, пролидировав 3/4 дистанции. Через четыре года он повторит успех в Индианаполисе, а еще через три все-таки завершит карьеру. Причиной тому станут авария на гонке в Мичигане и авиакатастрофа на своей родине. Эмо избежал серьезных травм, но раз и навсегда отказался от гонок.

В 2003-м легендарный гонщик решил вернуться на трассу, но уже в качестве владельца команды Fittipaldi-Dingman Racing. А два года спустя даже погонял в ЮАР и финишировал вторым, отстав от Найджела Мэнселла... До сих пор Фиттипальди тренирует молодые таланты, которые только делают первые шаги в автогонках.

Также он владеет сигарным бизнесом и обширными апельсиновыми плантациями в родной Бразилии. Еще у него есть благотворительный фонд, который помогает бедным бразильским детям получать образование.

В 2011-м Фитипальди стал главредом сайта motorsport.com, а в этом году взялся писать ежемесячную колонку на официальном сайте "Макларена". А всего пару недель назад он принял участие в рекламной кампании бразильского филиала Renault, проехав несколько кругов на трассе в Ле-Кастелле.

* Отредактировано автором 27.11.2013 в 20:23
2 Отзыва