Они впервые возглавили Личный Зачёт Ф1 по ходу XXI века (часть 1)

03.06.2021 13:02

По итогам Гран-При Монако на верхней строке текущего личного зачёта (ЛЗ) гонщиков Ф1 появилась новая фамилия, ранее во главе указанного зачёта не фигурировавшая. Макс Ферстаппен стал 61-м гонщиком в истории чемпионатов мира Ф1, возглавившим текущий протокол ЛЗ. И 12-м гонщиком, впервые возглавившим ЛЗ по ходу 21-го века.

Вспомним же предыдущих героев, впервые возглавивших ЛЗ по ходу 21-го века, а также события, сопутствующие этим знаменательным результатам.

1. Кими Райкконен.

Гран-При Малайзии был вторым этапом чемпионата мира 2003 года. Гонщик «МакЛарен-Мерседес» Кими Райкконен располагался только на седьмой стартовой позиции. Первый ряд стартового поля был за гонщиками «Рено» Фернандо Алонсо и Ярно Трулли. В нечётном ряду перед Кими располагались гонщики «Феррари» Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло. Партнёр по команде Дэвид Култхард, он же победитель первого этапа сезона и текущий лидер ЛЗ стоял на втором ряду стартового поля. В этих условиях рискованно было предсказать триумф Кими Райкконена в отчётной гонке, тем более, что финн ранее ни разу в Гран-При Ф1 не побеждал.

Но на старте гонки столкнулись Шумахер и Трулли, испортив гонку самим себе. Вскоре после начала гонки отказала электроника на машине Култхарда. Столкнулись с техническими проблемами, не помешавшими добраться до финиша, но сказавшимися на итоговом результате, Баррикелло и Алонсо. И первым к финишу прибыл Райкконен. В купе с третьим местом в стартовой гонке сезона эта победа позволила финскому гонщику возглавить текущий протокол ЛЗ. Вот так, впервые в 21-м веке во главе ЛЗ оказался гонщик, ранее в чемпионатах мира Ф1 не лидировавший ни одного дня.

Лидер номер 1 в 21 веке

И совсем он не был Айсменом, а вполне себе радовался впервые возглавив текущий протокол ЛЗ чемпионата мира Ф1.

Более двух месяцев удерживал Кими вожделенную первую строку текущего протокола ЛЗ, преследуемый то партнёром по команде, то Михаэлем, пока не уступил её действующему (и будущему) чемпиону мира. Но и после этого финн не отпускал немца далеко, находясь ещё и в состоянии острой борьбы за вторую строку ЛЗ с гонщиком «Уильямс-БМВ» Хуаном-Пабло Монтойей. В итоге Райкконен стал вице-чемпионом, отстав от Шумахера всего на два очка и на девять опередив Монтойю.

2. Джанкарло Физикелла.

В стартовой гонке сезона 2005 года новобранец команды «Рено» Джанкарло Физикелла сумел ухватить птицу удачи за хвост. Предсезонные тесты показали отличную форму техники «Рено», явно превосходящую технику «Феррари». Но основным выгодоприобретателем от такого преимущества большинство специалистов считали восходящую звезду Ф1 и лидера «Рено» Фернандо Алонсо. Однако в двухдневной дождевой квалификации перед Гран-При Австралии именно Джанкарло оказался единственным из топ-гонщиков, кто сумел пройти хотя бы один быстрый круг по сухой трассе, поэтому закономерно взял поул. А вот Фернандо в этом плане не повезло, и испанец попал в середину стартовой решётки. В гонке Физикелла контролировал ситуацию от начала до конца (кратковременные утраты лидерства были только лишь следствием порядка заездов гонщиков на пит-стопы), а тот факт, что Алонсо так и не смог прорваться на второе место, не позволил никому узнать, решился бы авторитарный руководитель «Рено» Флавио Бриаторре на применение командной тактики или для начала позволил бы своим гонщикам сделать дубль в не самом правильном взаимном расположении. Победив в стартовой гонке сезона, Джанкарло Физикелла в первый и в последний раз в своей карьере возглавил текущий протокол ЛЗ.

Лидер номер 2 в 21 веке

Физикелла стартует с поула в гонке, по итогам которой станет лидером текущего протокола ЛЗ чемпионата мира Ф1.

Некоторое время Физикелла ещё удерживал за собой вторую строку в ЛЗ уже за спиной партнёра по команде. Но затем стал постепенно погружаться всё глубже и глубже по протоколу и на фоне чемпионского титула Алонсо занял только седьмое итоговое место.

3. Фернандо Алонсо.

У Фернандо Алонсо по итогам второго этапа чемпионата мира 2005 года сложилась ситуация, достаточно похожая на описанный выше эпизод с Кими Райкконеном. Вновь знаменательное событие, связанное с первичным восхождением на первую строку ЛЗ одного из гонщиков Ф1 произошло в Малайзии. Снова первую гонку сезона выиграл партнёр новоиспечённого лидера  по команде, а сам триумфатор второго этапа в предыдущий раз финишировал лишь третьим.

Но на этом сходство и заканчивается. В Малайзии Фернандо Алонсо выиграл гонку и впервые возглавил текущий протокол ЛЗ с позиции силы, реализовав потенциал как машины, так и свой собственный. Возглавив ЛЗ Фернандо Алонсо до конца сезона оставался лидером чемпионата, постепенно наращивая преимущество и завершив сезон закономерным досрочным триумфом.

Лидер номер 3 в 21 веке

И снова по центру кадра довольный гонщик, наконец-то впервые возглавивший текущий протокол ЛЗ чемпионата мира Ф1.

4. Льюис Хэмилтон.

Нынешний обладатель практически всех статистических рекордов Ф1 свой первый сезон в Ф1 (2007 год) начал невероятно ярко для дебютанта. Уже по итогам третьей гонки сезона (Гран-При Бахрейна) Льюис Хэмилтон («Макларен-Мерседес») благодаря одному третьему и двум вторым местам оказался в составе триумвирата на вершине личного зачёта (совместно с партнёром по команде и чемпионом мира двух последних лет Фернандо Алонсо, а также новым лидером «Феррари» Кими Райкконеном). И это при том, что в первых двух гонках сезона тактика команды была заточена под более опытного и титулованного испанца, иначе Льюис мог бы возглавить текущий протокол ЛЗ после гонки в Бахрейне и единолично.

Впрочем, почти месяц спустя в Испании (такой срок разделил третий и четвёртый этапы) Льюис, по прежнему не имеющий на тот момент ни одной победы в Гран-При, но имеющий четыре подиума (из них три вторых места подряд), возглавил таки ЛЗ единолично. И по сей день никто, включая Макса Ферстаппена, так и не перебил рекорд Льюиса по части наименьшего возраста на момент получения единоличного лидерства в ЛЗ.

Лидер номер 4 в 21 веке

Старт Гран-При Испании 2007 года. Льюис Хэмилтон (его «МакЛарен» находится в пределах трека) уже обошёл стартовавшего с более высокой стартовой позиции Кими Райкконена («Феррари») и сейчас обойдёт партнёра по команде, пылящего по обочине после слишком оптимистичной атаки на Фелипе Массу («Феррари» бразильца лидирует). Более высокую позицию в гонке, нежели у Райкконена с Алонсо, Хэмилтон сохранит до финиша (второй за Массой) и впервые единолично возглавит текущий протокол ЛЗ чемпионата мира Ф1.

На этом дело не закончилось. Льюис угнездился на вершине ЛЗ всерьёз и надолго, до завершающей гонки сезона. И лишь в Бразилии Кими Райкконен на одно решающее очко опередил темнокожего британца, а венценосный партнёр по команде сравнялся с ним по очкам, но не по позиции, оставив титул вице-чемпиона дебютанту Ф1.

5. Роберт Кубица.

После шести этапов чемпионата мира 2008 года польский гонщик, выступающий в составе «БМВ-Заубер» занимал весьма неплохое четвёртое место в ЛЗ, уступая совсем немного очков только Льюису Хэмилтону («МакЛарен-Мерседес») и гонщикам «Феррари» Кими Райкконену и Фелипе Массе. Седьмым был канадский этап. Год назад Роберт Кубица попал на этом автодроме в аварию, выглядевшую ужасно и зрелищно. Теперь же Канада оказалась сверхблагосклонна к поляку. С самого начала гонки Роберт, стартовавший с первого ряда, был одним из претендентов на победу, но с обилием аргументированных конкурентов. Всё решил эпизод, когда пелетон в режиме езды за пейскаром ринулся в боксы дозаправиться и переобуть шины. На выезде с пит-лейн горел красный сигнал светофора, так как машина безопасности ещё не успела проехать мимо, когда первые переобувшиеся уже подъехали к выезду и затормозили, ожидая разрешающего сигнала светофора. Это были Роберт Кубица и Кими Райкконен. Накативший следом Льюис Хэмилтон не рассчитал скорости и не выдержал дистанции, предпочтя из двух стоявших впереди гонщиков врезаться именно в Райкконена. И тут же машину самого Хэмилтона добил Нико Росберг («Уильямс-Тойота»). Так у Роберта стало на двух конкурентов меньше. К этому моменту и Фелипе Масса из-за проблем с дозаправочным оборудованием выпал из числа претендентов на хороший результат. Роберт Кубица довёл дело до победы в гонке и благодаря осечкам всех, кто располагался в ЛЗ выше него, возглавил текущий протокол ЛЗ.

Лидер номер 5 в 21 веке

Знаменитый эпизод. «Феррари» Кими Райкконена улетела за линию выезда с пит-лейн после удара от «МакЛарен» Льюиса Хэмилтона, в которого в свою очередь въехал «Уильямс» Нико Росберга. «БМВ-Заубер» будущего победителя гонки Роберта Кубицы стоял совсем рядом, никому не интересный с точки зрения врезаться и разбить.

К сожалению, техника «БМВ-Заубер», хоть и была в тот год хороша как никогда, но не дотягивала до уровня «МакЛарен» и «Феррари», поэтому лидерство поляка в ЛЗ прекратилось уже после следующего этапа. И хоть поляк до самого конца чемпионата оставался претендентом на одно из призовых мест чемпионата (не став бронзовым призёром только по дополнительным критериям при равенстве очков с Кими Райкконеном), но улучшить свою статистику по лидерству в ЛЗ реальных шансов не имел. 

6. Фелипе Масса.

Чуть выше уже рассматривались два эпизода, когда соседи по материалу (Джанкарло Физикелла и Фернандо Алонсо) сменили друг друга на вершине ЛЗ по итогам двух смежных гонок. И сейчас эта история повторяется. Потому что во Франции (следующий этап после Канады) выиграл Фелипе Масса, который и сместил Роберта Кубицу с вершины ЛЗ, при том, что для него это было, также как и для Роберта, первое восхождение на первую строчку текущего протокола ЛЗ. Объективности ради следует отметить, что Фелипе после французского этапа должен был бы делить первое место в ЛЗ с Робертом, ибо должен был занять только второе место в гонке позади своего партнёра по команде, до поры до времени уверенно контролирующего ход гонки (время применения КТ в отношении кого-либо из гонщиков «Феррари» в тот момент ещё не наступило). Но на машине Райкконена возникли некритичные для преодоления дистанции, но понизившие его темп технические проблемы, что и привело к вынужденной рокировке гонщиков «Скудерии» и начислению двух дополнительных баллов Фелипе Массе.

Лидер номер 6 п

На фото запечатлён единственный эпизод, когда Фелипе Масса в статусе единоличного лидера текущего протокола ЛЗ чемпионата мира Ф1 чувствует перспективу и реальность борьбы за титул. В дальнейшем он либо будет чувствовать реальность борьбы за титул, не находясь при этом на первой строчке ЛЗ, либо ещё однажды оказавшись на первой строчке ЛЗ (поле третьего этапа сезона 2010 года) перспективы в части борьбы за титул чувствовать уже не будет.

По итогам следующего девятого этапа 2008 года на вершине ЛЗ образовался триумвират (Хэмилтон, Райкконен, Масса). А потом Фелипе, хоть и оставался претендентом на титул до последних секунд сезона, выше второго места в текущем протоколе ЛЗ не поднимался. Если, конечно, не считать его виртуального лидерства в чемпионате по ходу последней гонки сезона, так и не воплотившегося в реальный чемпионский титул.

7. Дженсон Баттон.

Чудесное превращение «Хонда» в «Браун-Мерседес» до сих пор является памятником двойному диффузору, однажды в корне изменившему расстановку сил в Ф1. Дженсон Баттон, перекочевавший «по наследству» из «Хонда» в «Браун»,  стал самым главным выгодоприобретателем от всех этих чудес. Он уверенно выиграл и первую квалификацию и первую гонку сезона 2009 года, сразу расставив объективные приоритеты между собой и партнёром по команде Рубенсом Баррикелло, который и на подиум в этой гонке не попал бы, если бы Себастьян Феттель («Ред Булл») не убрал с трассы себя и Роберта Кубицу («БМВ-Заубер») за пару кругов до финиша в борьбе за распределение второго и третьего мест на подиуме.

Лидер номер 7 в 21 веке

Дженсон Баттон только что впервые единолично возглавил текущий протокол ЛЗ чемпионата мира Ф1.

До самого конца сезона Дженсон не уступил никому первую строчку в ЛЗ и не допустил даже временного двоевластия. Вот так максимально эффективно отметил Дженсон Баттон своё первое восхождением на вершину ЛЗ.

(продолжение следует)


Автор материала: ROMAN grosjean (июнь 2021 года).

2 Отзыва