Гран-при Монако 2021 года: Превью этапа

19.05.2021 09:26

 

На этой неделе Гран-при Монако возвращается в календарь после годичной паузы, отчасти символизируя возвращение к нормальной жизни, к привычным ценностям, к ярким гонкам и зрителям на трибунах. Пусть пока не в полном объёме – ограничения остаются, но главное – Монако возвращается.

Какая же из двух команд-лидеров окажется быстрее на самой уникальной трассе в календаре чемпионата?

«Даже если ты приезжаешь туда с отличной машиной и классным пакетом для медленных трасс, выиграть эту гонку все равно невероятно трудно», – с этими словами главного гоночного инженера Mercedes Эндрю Шовлина о Гран-при Монако сложно не согласиться. 

С точки зрения статистики этап в княжестве вообще остается одним из самых неудобных для действующих чемпионов. Да, команда выиграла там четырежды подряд с 2013 по 2016 годы, но с того времени ее пилот всего раз поднимался в княжескую ложу после победы в гонке. 

 
По словам Шовлина, трасса в Монако выглядит в современном календаре «своего рода пришельцем из другого мира». Он объяснил: «Здесь вам приходится вносить в настройки машины огромное множество изменений [по сравнению с любым другим этапом]». Стоит добавить, что у команд, вдобавок, нет прошлогодних данных: в 2020-м этап пришлось отменить из-за карантина.

Говоря о расстановке сил, инженер Mercedes добавил: «На бумаге выходит, что Red Bull будет быстрее нас. В Барселоне мы использовали свой пакет для максимального прижима. А они попробовали свой в пятницу, но не ездили с ним в [квалификации и] гонке».

Как известно, в Монако именно прижимная сила является ключом к успеху. И у RB16B её, похоже, и впрямь больше, чем у W12. При этом Шовлин добавил: «С другой стороны, у нас была [в Испании] хорошая скорость в медленных поворотах. А это добрый знак в преддверии Монако».

При этом в Mercedes, разумеется, не собираются просто так отдавать победу соперникам. «Даже если мы не будем быстрейшими, то постараемся максимально осложнить им жизнь», – озвучил Шовлин главный план своей команды по борьбе с Red Bull.  

 

 

Тем временем в стане самих «Быков» на этот раз не стали играть в поддавки. Руководитель команды Кристиан Хорнер объяснил: «Третий сектор трассы в Барселоне обычно позволяет неплохо оценить, чего ожидать в Монако».

Обратимся к цифрам: в квалификации быстрейшим на третьем секторе стал Макс Ферстаппен с результатом 26,2 секунды. У обоих гонщиков Mercedes время составило 26,4.

Еще более интересным выглядят гоночные показатели: 26,6 у Макса, 26,8 у Серхио Переса и только 27,1 у Льюиса Хэмилтона с Валттери Боттасом. 

«Надеюсь, мы будем сильны в Монако, – сказал Хорнер. – Мы должны сделать все возможное, чтобы опередить Mercedes. Однако нам отлично известно, насколько сложно будет добиться этого».

«Я еще ни разу не был на подиуме Гран-при Монако, и мне хотелось бы это изменить! Нужно будет постараться провести уик-энд чисто, это крайне важно. Посмотрим, будем ли мы достаточно быстры, но пока в квалификациях в этом сезоне мы были очень близки к нашим конкурентам. Надеюсь, то же самое случится и в Монако.

Я прекрасно знаю, что в Монако у тебя нет права на ошибку. И нам нужно будет постараться сделать все в субботу. Тогда в воскресенье задача станет проще, ведь обгонять в Монако почти невозможно, хотя всякое может случиться. Нам будет нужно показать свой максимум и в субботу, и в воскресенье, если мы хотим оказаться на верхней ступени подиума», – рассказал Ферстаппен.

Лидер Red Bull Макс Ферстаппен рвётся в бой, и так же полагает, что его команде удастся бросить вызов Mercedes. Тем не менее, голландец осторожен в прогнозах - в Монако он чаще, чем где бы то ни было, попадал в аварии...

Макс Ферстаппен: «Гран-при Монако всегда особенный. Трасса сильно отличается от остальных, она очень узкая, но при этом в Монако невероятно интересно атаковать в квалификации. Ты действительно чувствуешь, когда смог выжать всё из машины на быстром круге. Если круг получается хорошим, то ты не в силах сдержать улыбку.

Посмотрим, будем ли мы быстры, но в квалификации мы достаточно близки к Mercedes, и я надеюсь, что эта тенденция сохранится в Монако.

Я никогда не поднимался на подиум в Монако и хочу это исправить! Но для этого нужно чисто провести уик-энд. Я очень хорошо на собственном примере знаю, что в Монако нет места для ошибок! (смеется)

Нам нужно сделать всё, чтобы добиться успеха в субботу. Обычно на этой трассе сложно обгонять, но в гонке произойти всё равно может всё, что угодно». 

 

 

Особенности трассы

Это самая медленная трасса в календаре, разница между лучшим и провальным кругом очень невелика, поэтому пилотам приходиться атаковать по-максимуму и действительно рисковать, буквально "облизывая" стены в поворотах.

Уникальная трасса требует поистине и уникального подхода, команды корректируют множество настроек, добиваясь максимальной прижимной силы и эффективного сцепления с асфальтом. Ухабистые прямые и напряженные повороты требуют изменения геометрии подвески, а напряженные шпильки – большего угла поворота колес.

Ключевую роль имеет адекватное для пилота поведение машины и оптимальный темп прохождения круга, без привязки ко времени прохождения. Именно поэтому свободные заезды здесь важны как нигде - эта трасса действительно вынуждает перестраиваться, в противном случае вы можете легко добавить вмятину на любой из стен и отправится в боксы пешком (наиболее вероятные места "парковки" см ниже).

 

 

Настройки машины

Переднее антикрыло: Прижимная сила, которую создаёт переднее антикрыло, имеет ключевое значение в Монако. Обычно команды настраивают его на максимальный угол атаки, смещая аэродинамический баланс к передней оси из-за характеристик трассы, провоцирующей недостаточную поворачиваемость. 

Заднее антикрыло: Для Монако команды готовят особенно заднее крыло с увеличенной площадью плоскостей, чтобы добиться максимальной прижимной силы на характерных для этой трассы небольших скоростях.

Подвеска: По сравнению с другими этапами, трасса в Монако – самая неровная, поэтому здесь нужны «мягкие» настройки подвески, позволяющие обеспечить максимально стабильный контакт шин с асфальтом. Используются другие настройки стабилизатора поперечной устойчивости и другие пружины подвески. Углы установки колёс так же иные - в целом здесь иная конфигурация геометрии подвкески.

Тормоза: С тормозами в Монако нет больших проблем. Скорости невелики, как и дистанция гонки, поэтому беспокоиться по поводу износа не приходится. Однако, при этом очень важно следить за их температурой, поскольку на трассе нет длинных прямых, позволяющих охладить тормоза. Температура тормозных суппортов в Монако выше, чем на любой другой трассе чемпионата – этот параметр необходимо контролировать.

Самое серьёзное торможение происходит в десятом повороте (на выходе из туннеля): гонщики сбросят скорость с 307 до 90 км/ч за 2,47 секунды на отрезке в 121 метр. Максимальное усилие на педали тормоза составит 146 кг, пилоты испытают перегрузку в 4,6 g при мощности торможения 2325 кВт.

Резина: Впервые в этом сезоне команды будут использовать самые мягкие шины. Стандартную маркировку Hard, Medium и Soft на шестом этапе получит «мягкая» тройка составов – С3, С4 и С5.
Команды получат два комплекта шин Hard (с белой полосой), три комплекта шин Medium (с жёлтой полосой) и восемь комплектов шин Soft (с красной полосой) на каждого гонщика. Износ резины в Монако относительно низкий – из-за гладкого асфальта и низких скоростей.

Двигатель: В Монако важен быстрый отклик мотора на работу педалью газа, а максимальная мощность не так уж важна – здесь это менее значимый фактор, чем где-либо ещё. На максимальных оборотах мотор работает очень недолго, гораздо важнее обеспечить высокий крутящий момент на низких оборотах. Двигатель должен быть настроен так, чтобы стабильно работать на многочисленных неровностях, а потребление топлива определяется весьма точно.

 

Трасса

1 поворот: В последние годы мы видели немало инцидентов в Sainte Devote. Гонщикам понадобится осторожность и находчивость, чтобы избежать аварии.

4-5 поворот: Ухабистый участок между Casino и Mirabeau вынуждает гонщиков уходить с траектории, чтобы избежать потери стабильности машины.

6 поворот: Это самый медленный поворот в Монако, его характеристики всегда учитываются при настройке подвески.

9 поворот: Туннель – самый скоростной участок трассы, гонщикам приходится адаптироваться к смене освещения с искусственного на естественное, а температура асфальта в туннеле отличается от остальной части трассы.

10 поворот: Торможение перед шиканой на выезде из туннеля даёт возможность прессинговать соперников, но здесь многие допускают ошибки.

14 поворот: Участок у бассейна – весьма скоростной, но на выходе вас ждёт серьёзное торможение перед 15-м поворотом.

18 поворот: La Rascasse – второй самый медленный участок трассы, в нём машины проезжают очень близко к барьеру на внутреннем радиусе.

Прямая старт-финиш: Возможностей для обгона в Монако почти нет, но можно атаковать на главной прямой, поэтому важен хороший разгон на выходе из последнего поворота.

 

Состояние асфальта в четверг утром оставляет желать лучшего, и хотя после первых двух тренировок ситуация выглядит значительно лучше, в субботу утром асфальт снова не выглядит идеальным - многочисленные вечеринки в пятницу уничтожают держак почище иного ливня (в пятницу доступ на трассу открыт для болельщиков).

 

 

После четырёх проведённых Гран-при преимущество у Mercedes. Три победы, три поула, три лучших круга. Почувствовав серьёзную конкуренцию со стороны Макса Ферстаппена и Red Bull, действующий чемпион начал сезон так, как никогда не начинал – Хэмилтон заработал 94 очка после четырёх гонок – он упустил лишь десять очков (учитывая очки за лучший круг). У его напарника Валттери Боттаса очков ровно вдвое меньше – 47.

В Red Bull Racing похожая история – у Макса Ферстаппена 80 очков, а у его напарника Серхио Переса – лишь 32. В Ferrari Шарль Леклер тоже заработал ровно вдвое больше очков, чем Карлос Сайнс. Не менее удивительно, что в Alpine вчерашний новичок Эстебан Окон набрал вдвое больше очков, чем двукратный чемпион Фернандо Алонсо, а вчерашний рента-драйвер Лэнс Стролл стабильно опережает четырёхкратного чемпиона Себастьяна Феттеля, который до сих пор так и не набрал ни одного очка.

 

 

Гонка в Монако уникальна и ещё вот почему. В отличии ото всех остальных этапов, она ничего не расставит по местам, не позволит судить о расстановке сил в чемпионате, не поможет командам в работе с машинами и редко когда блеснёт эффектными обгонами.

Выиграть в Монако, подняться за кубком от ACM в княжескую ложу, а вечером прийти на официальный ужин для победителей с его светлостью Альбером Александром Луи Пьером Гримальди – это почесть особого рода. Уникальная и достойная награда для лучших из тех, кто в этот уик-энд будут носиться по узким улочкам приморского города со средней скоростью 150 км/ч – и не подумайте, что это немного.

 

По материалам   

1 Отзыв