Льюис, Макс и Вальтери сообразили на троих новый рекорд Ф1

03.05.2021 14:21

В Портимао на подиум поднялись Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен и Вальтери Боттас. Два гонщика заводской команды «Мерседес» и лидер среди гонщиков империи «Ред Булл». Это уже пятнадцатое совместное нахождение на подиуме вышеуказанного трио. И это новый абсолютный рекорд в статистической номинации «Наибольшее число восхождений на подиум одних и тех же трёх гонщиков». Имеются в виду все случаи совместного нахождения на подиуме одних и тех же трёх участников, независимо от того, в каком порядке они финишировали на трёх первых местах в гонке.

В настоящем материале я хочу осветить эволюцию рекордов в рассматриваемой статистической номинации.

К началу второй половины восьмидесятых годов прошлого века история чемпионатов мира в классе Ф1 насчитывала уже несколько десятилетий. Сменялись технические регламенты, начинали и завершали карьеру гонщики, олицетворявшие целые гонщицкие поколения. Статистика гонок Ф1 с каждым годом накапливала всё больше самых разнообразных рекордов и достижений. Но среди этого растущего как на дрожжах разнообразия оставалась статистическая номинация, попасть в которую гонщикам было почётно, но вот многократно повторить совместное достижение как-то никому не удавалось.

Речь шла о номинации, учитывающей совместное нахождение одних и тех же трёх гонщиков на подиумах по итогам зачётных Гран-При Ф1. Даже если на протяжении многих лет в Ф1 одновременно выступала целая плеяда ярких личностей, чемпионов и призёров (зачастую неоднократных) Личного Зачёта, победителей и призёров (зачастую неоднократных) Гран-При, то для того чтобы пересчитать все случаи одновременного нахождения одних и тех же трёх гонщиков на подиумах по итогам зачётных гонок вполне хватило бы, даже с небольшим избытком, пальцев одной руки.

Сообразили рекорд на троих 01

На этом фото, сделанном в 1976 году ещё до знаменитой аварии Ники Лауды на трассе в Нюрбургринге, запечатлены вместе все три призёра Личного Зачёта отчётного года. Слева направо: Джоди Шектер (бронзовый призёр), Ники Лауда (вице-чемпион), Джеймс Хант (чемпион мира). И только в этот год наивысшего совместного успеха они однажды за всё время своих совместных выступлений в Ф1 получили возможность вместе подняться на подиум (в предпоследней гонке сезона). Это хорошая иллюстрация к тому факту, как редко в те времена могли вместе попадать на подиум даже высококлассные гонщики.

 

И только когда в Ф1 возникла и набрала силу знаменитая «Банда четырёх» (Ален Прост, Айртон Сенна, Нельсон Пике-старший, Найджел Мэнселл), в рассматриваемой статистической номинации начались небольшие числовые подвижки на вершине рейтинга.

В 1986 году усилиями Найджела Мэнселла, Нельсона Пике и Алена Проста для пересчёта их совместных восхождений на подиумы Ф1 пришлось задействовать пальцы одной руки целиком, а в следующем году привлекать уже и дополнительный палец на второй руке.

Сообразили рекорд а троих 02

Не очень чёткое фото подиума по итогам Гран-При Португалии 1986 года. Впервые в истории зачётных гонок Ф1 одни и те же три гонщика в пятый раз вместе поднялись на подиум. Победил Найджел Мэнселл («Уильямс-Хонда»), вторым приехал Ален Прост («Макларен-TAG-Порше»), на третьем месте финишировал партнёр Мэнселла по команде Нельсон Пике.

 

В 1990 году «бандиты» Ален Прост и Айртон Сенна с привлечением стороннего  гонщика (не «бандита») в лице Герхарда Бергера подняли планку максимального числа совместных подиумов Ф1 для трёх человек до отметки «7». Впрочем, в том же 1990 году уже упомянутое выше чистокровное трио «бандитов» уравнялось по своим показателям со смешанным бандито-небандитским составом. А в 1991 году ещё одна чистокровная «бандитская» комбинация в лице Алена Проста, Айртона Сенны и Найджела Мэнселла установила троевластие на рассматриваемой статистической вершине.

Сообразили рекорд на троих 03

Победитель этапа Найджел Мэнселл («Уильямс-Рено»), второй призёр Айртон Сенна («Макларен-Хонда») и третий призёр Ален Прост («Феррари») только что в седьмой раз собрались вместе на подиуме по итогам Гран-При Италии 1991 года. Ален Прост в тот год нечасто попадал на подиум, а месяц спустя был и вовсе со скандалом уволен из «Феррари». Но тут уж расстарался ради тиффизи, а также  ради возможности стать единственным «бандитом», отметившимся во всех трёх комбинациях из трёх гонщиков рекордных на тот момент по частоте встреч на подиумах.

 

Затем время «Банды четырёх» прошло. А из новых действующих лиц Ф1 никакие новые стабильно успешные подиумные тройки до поры до времени никак не складывались. Пока не вышел на расчётную чемпионскую мощность Мика Хаккинен. Тогда, объединившись с Михаэлем Шумахером и прихватив третьим Дэвида Култхарда, финн повёл сложившееся трио на штурм «бандитских» рекордов.

В 2000 году немецко-финско-шотландская тройка возглавила рассматриваемый рейтинг, а в 2001 году довела свой рекордный показатель совместных пребываний на подиуме до значения «12». Это был настоящий статистический прорыв.

Сообразили рекорд на троих 004

По сути, подиум гран-При США 2001 года оказался прощальной призовой площадкой для Мики Хаккиненна («Макларен-Мерседес»). И прощание с наградной зоной вышло громким! Финн одолел гегемона сезона Михаэля Шумахера («Феррари») и более успешного в тот год партнёра по команде Дэвида Култхарда. Для всех троих это было двенадцатое и последнее совместное посещение подиума.

 

Но и время Мики Хаккинена в Ф1 подошло к концу. И хотя Михаэль Шумахер ещё несколько лет продолжал выковывать огромное количество индивидуальных достижений, в деле, в котором ему были необходимы минимум два помощника, наметился основательный застой. А когда в силу вошёл Фернандо Алонсо, Михаэль был уже не тот, что прежде. Да и стабильного третьего участника взять было неоткуда.

Но именно Фернандо Алонсо после своего перехода в «Феррари» в компании заклятых партнёров по «Ред Булл» Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера стал одним из участников нового штурма рекорда по числу совместных попаданий на подиум одних и тех же трёх гонщиков.

Этот штурм рекорда закончился успехом в самой последней гонке, по итогам которой успех был возможен (так как Марк Уэббер принял решение о завершении карьеры в Ф1). То есть, по итогам последнего Гран-При 2013 года. Себастьян, Марк и Фернандо сумели в тринадцатый раз оккупировать все ступени подиума, установив планку на новой высоте для последующих претендентов на рекорд.

Сообразили рекорд на троих 05

Тринадцатое совместное восшествие на подиум для Себастьяна Феттеля (победитель гонки и досрочный чемпион мира), Марка Уэббера (второй призёр гонки, но бронзовый призёр Личного Зачёта) и Фернандо Алонсо (бронзовый призёр гонки, но вице-чемпион сезона) в Бразилии в 2013 году. Для Марка это был последний сезон в карьере, для Себастьяна – последний чемпионский сезон, для Фернандо – последний сезон с приемлемыми спортивными результатами, более-менее достойными двукратного чемпиона мира.

 

А последующие претенденты уже были на низком старте. Начиналась новая гибридная эра Ф1, символом которой стала гегемония заводской команды «Мерседес». Гонщикам «Мерседес» Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу, этим двум «локомотивам» пелетона, надо было просто найти подходящего третьего, подцепить его в качестве «вагончика» и вывезти на вершину рассматриваемого рейтинга.

В качестве «вагончика» был выбран, видимо, в целях некоей преемственности, Себастьян Феттель.

Как и в случае с предыдущим рекордом, новое достижение было установлено в самой последней гонке, в которой это было возможно (с учётом грядущего ухода из Ф1 Нико Росберга). По итогам Гран-При Абу-Даби 2016 года Льюис, Нико и Себастьян в четырнадцатый раз вместе взошли на подиум. При этом Льюис сделал в этой гонке всё возможное для сохранения Нико Росберга в Ф1. Пытаясь хоть как-то реализовать стремительно тающие шансы на титул, бесполезно лидирующий Льюис старательно оттормаживал триумфально едущего вторым Нико в надежде, что «вагончик» по имени Себастьян сможет вклиниться между двумя «локомотивами» и перевернуть положение на вершине Личного Зачёта на 180 градусов. Но «вагончик» не смог этого сделать, чем поспособствовал исходу Росберга из Ф1 на победной ноте. А непосредственно позади двух «локомотивов» и «вагончика» в той гонке финишировал Макс Ферстаппен…

Сообразили рекорд на троих 06

Плотный финиш Гран-При Абу-Даби 2016 года, ставший таковым вследствие напряжённой борьбы за титул, которую неукротимый Льюис Хэмилтон упорно вёл до самого конца гонки. Во врезке свежеиспечённый чемпион мира Нико Росберг и вице-чемпион Льюис Хэмилтон на подиуме после гонки. Где-то за кадром остался «вагончик», позволивший взошедшей на подиум тройке гонщиков выйти в лидеры рассматриваемой в статье статистической номинации, но не выполнивший возлагавшуюся на него миссию по замене статусов у гонщиков «Мерседес».

 

Итак, Нико Росберг ушёл непобеждённым чемпионом. На его место был взят Вальтери Боттас. В деле потенциально возможного очередного штурма нового рекорда по числу совместных восхождений трёх гонщиков на подиумы Ф1 были поставлены несколько новых вопросов. Сможет ли Вальтери Боттас стать таким же «локомотивом», каким был Нико Росберг? И кого гонщики «Мерседес» возьмут третьим участником нового штурма?

Вальтери Боттас, возможно, не потянул на роль одного из «локомотивов», но устойчивую подиумную пару с Льюисом Хэмилтоном образовал. И именно к этой паре должен был присоединиться кто-то третий, чтоб штурм рассматриваемой статистической вершины всё-таки состоялся.

Поначалу казалось, что третьим вновь присоединился Себастьян Феттель. И даже не на роль «вагончика», а на роль ещё одного «локомотива». По крайней мере, накануне Гран-При Испании 2018 года на счету трио Хэмилтон-Боттас-Феттель было уже шесть совместных подиумов, и именно такой состав гонщиков виделся наиболее вероятным для большинства предстоящих в будущем церемоний награждений. А немецкий гонщик на тот момент был отнюдь не статистом в борьбе за чемпионский титул и очевидно превосходил второго по силе гонщика «Мерседес». А вот о таком составе участников подиума как Хэмилтон-Боттас-Ферстаппен можно было лишь высказывать предположения на реализацию когда-нибудь в будущем, потому что на практике такого ещё ни разу не было.

Собственно, ход упомянутого Гран-При Испании до поры до времени подтверждал всё вышесказанное. Льюис Хэмилтон лидировал и контролировал ситуацию. Себастьян Феттель ехал вторым на альтернативной тактике (с длинным завершающим отрезком на мягких шинах) и не имел видимых проблем с сохранением второго места. Вальтери Боттас ехал третьим. Макс Ферстаппен был в «запасе», то есть, ехал четвёртым без объективных шансов заполучить место на подиуме методом силовой атаки. Но когда в завершающей стадии гонки на короткое время был введён режим виртуального сейфити-кара, на мостике «Феррари» почему-то решили за всех, что наступил удобный момент для оперативного второго пит-стопа в обеспечение свежих шин на финальный отрезок. И зазвали Себастьяна в боксы, вручив ему свежий «медиум». Но больше никто на пит-стоп не заехал, и по факту стратеги «Феррари» просто отдали второе и третье место Боттасу и Ферстаппену, соответственно. То, что у Себастьяна были более свежие шины, не имело никакого значения на такой трассе как в Барселоне. Точно так же как и сам Себастьян не имел причин беспокоиться в тот момент, когда ехал на хорошо юзаном «софте» впереди соперников с более свежим «медиумом».

Вот так и случилось впервые в истории Ф1 совместное восхождение на подиум Льюиса Хэмилтона, Вальтери Боттаса и Макса Ферстаппена. И новая подиумная комбинация гонщиков, пусть не сразу, а постепенно, но взяла приоритет в деле организации штурма достижения, ранее установленного Себастьяном Феттелем, Фернандо Алонсо и Марком Уэббером.

Сообразили рекорд на троих 07

Подиум по итогам Гран-При Испании 2018 года. На месте Вальтери должен был быть Себастьян. На месте Макса должен был быть Вальтери… Но стратеги «Феррари» решили по другому и поспособствовали восхождению на подиум совершенно новой комбинации гонщиков, которой в будущем суждено стать самой часто повторяемой на подиумах Ф1.

 

Трио Хэмилтон-Боттас-Феттель вышло из игры не сразу. Но после того как этому трио покорилось двенадцать совместных восхождений на подиум, порох у Себастьяна Феттеля отсырел. И Льюис с Вальтери переключились на поход к вершине рассматриваемого рейтинга в компании с Максом. В чём и преуспели совсем недавно!

Есть «пятнадцать»!!! И время, которое новым рекордсменам предстоит совместно провести в Ф1,  впереди ещё тоже есть! И хоть Вальтери Боттас стал всё чаще разочаровывать своих болельщиков, всё-таки, очевидно, что мы сейчас имеем дело с неким промежуточным рекордом, и вырасти хоть в какой-то мере числовому показателю этого рекорда ещё предстоит… Чтобы следующим поколениям гонщиков Ф1 служба мёдом не казалась, и чтобы не падали нынешние рекорды к их ногам с половины пинка )))

Сообразили рекорд на троих 08

 

 Автор заметки: ROMAN grosjean (май 2021 года).

 

2 Отзыва