Сила, безнадёга и амбициозный малыш

28.04.2021 23:27

 

Сила команды напрямую связана с техническим совершенством их машины. В то же время, это самое совершенство напрямую зависит от коллектива команды. Когда команда работает, как идеально отлаженный механизм, совершенство иногда оказывается настолько идеальным, что... его бывает становится даже много.

К примеру, как отметил бывший технический директор Mercedes Падди Лоу в интервью официальному сайту, в 2014-м в Mercedes намеренно ограничивали мощность первой версии гибридной силовой установки, чтобы скрыть своё реальное преимущество.

 

Mercedes. Скрываемая сила

Падди Лоу: «Поначалу Энди Кауэлл [бывший управляющий директор Mercedes High Performance Powertrains] был очень взволнован. Это был тяжелый период – тогда ни у кого из мотористов не было уверенности в новой силовой установке.

 
Однако уже на тестах стало ясно, что это у остальных серьёзные проблемы, а мы в отличной форме. Плюс потом на тестах в Бахрейне мы поставили ещё одну доработку, которая увеличила мощность и без того самого мощного мотора ещё на 0,7 - 0,8 сек с круга. Это был совершенно особенный день – именно тогда мы поняли, что намного впереди остальных.

Но возникли другие проблемы. Представьте картину: Тото Вольфф и Совет директоров Daimler сидят и обсуждают, как избежать негативного эффекта от того, что команда слишком уж быстра.

Экклстоун бегает, говорит, что всё плохо, что новые силовые установки – это кошмар. И мы поняли, что если Mercedes будет выглядеть слишком хорошо, с этим обязательно тут же что-нибудь сделают.

В квалификациях в том году мы никогда не раскручивали двигатель в первой и второй сессиях, а затем команда решала, какая мощность нужна в финале.

Мы решали, насколько увеличить мощность, а Тото мог сказать мне в наушник: «Это слишком, это слишком». Но с другой стороны, я понимал, что если мы упустим поул, то в своих глазах точно будем выглядеть идиотами. И вот так мы решали, какой же процент мощности оставить – по сути это была главная тема для разговоров днём в субботу. Хотя не скрою - приятная тема.

Это продолжалось довольно долго. Большую часть сезона 2014 года наша силовая установка не работала на полную мощность в квалификации. Но не думайте, что дело было только в двигателе. У нас была потрясающая аэродинамика, лучшая, чем у кого-либо. Наша машина в тот год действительно была самой лучшей, даже не считая силовой установки».

 

Williams. Безнадёжное дело

Однако, иногда ситуация складывается ровно наоборот - когда коллектив "не работает", никакой отдельно взятый винтик не сможет сделать машину действительно конкурентоспособной.

В 1987 году Лоу, совместно с Патриком Хэдом и Эдрианом Ньюи, трудился в Williams над разработкой FW14B с активной подвеской, на которой Найджел Мэнселл выиграл чемпионат мира 1992 года. В 1993 году Лоу перешел в McLaren и стал техническим директором команды в 2001 году - в первом титуле Льюиса Хэмилтона есть и его заслуга. Затем вслед за Хэмилтоном Лоу перешел в Mercedes в 2013 году, после чего "Серебряные Стрелы" вознеслись на самый верх в новой турбо-гибридной эре F1.

А в 2017 году он решил вернуться в Williams, став их техническим руководителем...  только для того, чтобы уйти уже в июне 2019 года. За этот период некогда легендарная команда упала на самое дно чемпионате, позорно оказавшись в несостоянии даже начать предсезонные тесты в 2019 году. Так почему не получилось?

Падди Лоу: «Честно говоря, я не люблю вспоминать этот период. Мне нравятся все годы, которые я провёл в Формуле 1 – все по разным причинам, но не эти два года в Williams. Тяжелая работа без каких-то успехов. Думаю, чем меньше я скажу по этому поводу, тем лучше.

 
В Формуле 1 никто не станет ждать. Конкуренция невероятно высока. Возможно, это самые сложные соревнования в мире. Если однажды вы что-то упустите, если не будете двигаться в нужном направлении, на быстрое возвращение рассчитывать не стоит.

Человек не в силах этого сделать. Я отлично разбираюсь во многих вещах, что не раз доказывал, но я не способен творить чудеса, и уж точно мне не подвластно время.

Приведу простой пример. В основе топ-команд всегда сильные специалисты. Но лучшие люди в Формуле 1 не пойдут в команду, которая не добивается успехов. Вы просто не можете пригласить к себе нужных специалистов. А те, что доступны, должны сначала отбыть большой академический отпуск, а потом им понадобится год, два или три, чтобы оказать какое-то влияние на машину.

Скажем так: если у вас медленная машина, то дело не в том, что конкретной машине не хватает скорости, а в том, что ваша команда производит медленные машины. И решать проблемы нужно не с машиной, а с организацией работы в команде. И это очень долгий процесс».

 

Red Bull. Амбициозный вызов

И теперь мы подходим к главному - именно сейчас мы сможем наблюдать формирование совершенно нового коллектива, хотя он и будет скрыт от любопытных глаз внутри знакомых всем нам "быков". Станет он идеальным механизмом, творящим сенсации и шедевры почище Mеrcedes, или же его постигнет фиаско, способное затмить даже глубину падения Williams?

 

 

Не так давно руководством австрийского коллектива было принято действительно серьёзное и крайне амбициозное решение самостоятельно заниматься производством моторов в Ф1. Причём, если вначале речь шла лишь об изготовлении моторов по чертежам Honda, то теперь австрийцы замахнулись на немыслимое - они решили сами проектировать моторы.

Однако, как справделиво заметил Лоу, для формирования столь существенного отдела нужно время, и что самое главное - люди. Опытные люди со знанием и пониманием процесса разработки и модернизации силовых установок, которые в настоящее время крайне сложны. Настолько сложны, что даже таким мировым автогигантам как Renault и Honda потребовалось много лет, чтобы хотя бы выйти на сопоставимый с лидерами уровень, притом что им не нужно было собирать персонал и строить завод. А учитывая планирование постепенного введения заморозки работ по моторам после 2025 года, к этому времени RB уже должно иметь не только сплочённую команду собственных мотористов, но и мощный, надёжный мотор.

Как мы видим, времени осталось действительно в обрез. И хотя австрийцы не сидят без дела, и помимо спешного строительства здания Red Bull Powertrains, ещё и вовсю переманивают различных специалистов других команд (включая Бена Ходжкинсона из Mercedes), до действительно мощной команды-производителя им далеко.

В настоящее время предполагается, что в Red Bull Powertrains будет работать около 100 сотрудников, причём особой проблемы с набором штата нового подразделения австрийцы не ожидают, поскольку, по их словам, инженеры из других команд сами предлагают свои услуги, увидев "объявление о найме".

Безусловно, каким бы хорошим спецом ни был Ходжкинсон, самым ценным приобретением для команды мог бы стать Энди Кауэлл, бывший глава всего моторного департамента Mercedes и официальный "отец" всех моторов Mercedes, который не так давно покинул свой пост. Но как отметил с сожалением шеф RB Кристиан Хорнер, в отличии от приглашённого Бена, Энди по тем или иным причинам потерял интерес к работе в Ф1, и решил остаться лояльным Mercedes.

 
«Энди невероятно талантливый инженер, – сказал Хорнер в интервью Sky Sports. – Все его достижения в Ф1 говорят сами за себя. Но судя по всему, Энди намерен заняться чем-то другим. Однако мы стараемся привлечь очень талантливых людей и сделаем кое-какие объявления в свое время, в процессе постройки департамента. Вероятно, в настоящее время мы делаем самые большие свои инвестиции в Формуле 1 с тех пор, как купили команду у Jaguar».

Сейчас сложно сказать, насколько высокопрофессиональным будет итоговый состав мотористов RB, ведь их соперники явно не собираются сидеть сложа руки и раздавать свои лучшие кадры (скорее они будут всячески пытаться подсунуть им худших), однако сам факт того, что австрийцы с Матешицем во главе вообще рискнули ввязаться в такую авантюру, уже заслуживает как минимум восхищения. 

Ну а во что выльются очередные многомиллионные вливания средств Матешица - покажет лишь время.

 

С использованием материалов

1 Отзыв