Запасной аэродром мистера Зи или приведи немца в чувство

06.04.2021 08:39

 

После неудачи не дебютном Гран-при за Aston Martin Себастьян Феттель признался, что не чувствует себя в машине «как дома». В самой команде попросили не судить строго пилота, который пропустил большую часть предсезонных тестов из-за поломок и пока не освоился в команде. 

«Пока еще очень рано судить, – цитирует Сафнауэра пресс-служба Ф1. – Еще самое начало сезона. Вы знаете, что он мало кругов проехал на тестах. У нас было всего три дня, Зебу пришлось делить их с Лэнсом, да еще и все проблемы свалились на него.

Машина, которая у Феттеля сейчас, полностью отличается от той, что была прежде. По характеристикам шасси, работе силового блока и прочему. В квалификации он только начал понимать машину и подбирать под себя настройки, когда попал под жёлтые флаги. Так что я по-прежнему уверен, что мы приведем Себа в чувство».

Сафнауэр также отметил, что на фоне своего напарника Лэнса Стролла Феттель смотрелся очень даже неплохо:

«Себастьяну пришлось стартовать последним, но он какое-то время ехал в топ-10. Его времена на круге не сильно отличались от результатов Лэнса, который давно за нас выступает, хорошо знает машину и финишировал на достойной позиции».

Напомним, что четырёхкратный чемпион финишировал в гонке предпоследним, оставив позади лишь совершенно зелёного новичка Мика Шумахера на прошлогоднем Haas.

 

18-е место в квалификации и 15-е в гонке действительно можно при желании объяснить: новая машина, практически пропущенные предсезонные тесты, сложные погодные условия из-за ветра, сильный напарник... Но как оправдать две чисто пилотские ошибки в квалификации и гонке, которые стоили Феттелю пяти секунд штрафа? 

Тут на ум приходят три основных кита. Три, так сказать, столпа, на которых сейчас покоится карьера Феттеля.


Трудная адаптация

Шансов на успешный старт сезона у Феттеля изначально было мало. Как бы он не храбрился, заявляя о намерениях подготовиться к новому сезону наилучшим образом из возможных, ситуация к тому не располагала.

В прошлом году FIA отказалась пустить Зеба на тесты молодых пилотов, чтобы попробовать новый болид, и в 2021-м ему пришлось учиться с нуля. Использующая концепт Mercedes машина Aston Martin радикально отличается от Ferrari: у нее другая колесная база, другой угол атаки днища, другая аэродинамическая концепция. 

А поломки на предсезонных тестах просто не дали Феттелю ко всему этому адаптироваться. Проехав на сто кругов меньше многих соперников, Себ может набирать опыт и знания о машине только во время Гран-при, которые поневоле превратились для него в учебные тесты. 

Неудачное изменение машины

Все последние годы Феттеля в Ferrari только и говорилось о том, что Зебу мешает недостаточно стабильная задняя часть машины. Казалось бы, переход в Aston Martin должен был решить эту проблему, ведь концепт Mercedes отличался стабильностью. Но и тут по надеждам Феттеля удар нанесла FIA, вступив в дело со своими нрамерениями в самый неподходящий момент: сократив область днища перед задними колесами и запретив его активное перфорирование, федерация намеревалась лишить команды части прижимной силы. И тут - какая неожиданность, - оказалось, что под удар попала именно концепция действующих чемпионов мира, которую используют и в Aston Mаrtin, а болиды с большим углом продольного наклона днища смогли отделаться "малой кровью" - судя по всему, их концепция пострадала от "обрезания" в меньшей степени.

Причём, заметьте, основной удар пришелся именно по задней части новой машины Зеба, которая в этой области потеряла прижимную силу и, как следствие, стабильность. Вряд ли Феттель оценит эту иронию, но факт остаётся фактом: ему вновь досталась машина со слабым задом.

«У Aston Martin не хорошая машина, нестабильная сзади, особенно при резком торможении, – отметил бывший босс Феттеля Франц Тост. – У такого перфекциониста, как Себастьян, с этим будет много проблем».

 


Нервы сдают

От перехода в Aston Martin многого ждали не только болельщики, но и сам Феттель. В прошлом году машина из Сильверстоуна была третьей по силе в чемпионате и даже смогла выиграть гонку. Понятно, что Феттель рассчитывал на продолжение, а то и расширение банкета. Но Aston Martin-2021 оказалась не чета прошлогодней, с чем Себастьян вряд ли готов смириться.

«Себастьян слишком сильно давит на себя, – отметил еще один бывший босс Феттеля, Герхард Бергер, – Он хочет выжать то, чего выжать нельзя. Неудача в борьбе с Оконом хорошо это показывает. Ему нужно расслабиться, хотя его преувеличенные амбиции и показывают, что он не утратил мотивации».

Пожалуй, именно чрезмерными амбициями и традиционнной нервозностью от невозможности их реализовать можно объяснить два нарушения, допущенных Феттелем в Бахрейне.

Сначала в квалификации находившийся в зоне вылета Зеб не достаточно замедлился под жёлтыми флагами из-за разворота Никиты Мазепина. Это привело к потере двух позиций, но зато помогло приобрести два штрафных балла.

Затем в гонке Феттель не смог отбить атаку Эстебана Окона и приехал сзади в Alpine француза. О том, насколько нервным этот момент был для четырёхкратного чемпиона, говорит его первая реакция: вместо того, чтобы признать ошибку, он обвинил Окона в смещении на торможении. Хотя в той ситуации было совершенно очеквидно, что Эстебан траекторию не менял.

«Трудно понять, о чем он думал, – заметил бывший пилот Формулы 1 Ральф Шумахер. – Это очевидная ошибка, двух мнений быть не может. Но меня разозлило то, что он сходу обвинил Окона. Я этого не понимаю. Хотелось бы узнать, что происходит с Себастьяном. Не могу поверить, что он забыл как водить».

Ральф считает что Феттель зря ищет виноватых и советует ему перестать наконец жаловаться и начать работать.

«Ему нужно просто начать гоняться и получать от этого удовольствие, – сказал Шумахер каналу Sport1. – Давление извне огромно, но он должен его заблокировать. А нытье, что он не чувствует машину, пора прекратить. Всем плевать, мы в Формуле 1, и ему платят кучу денег не за это. Себастьян же опытный пилот, многократный чемпион мира, а жизнь это не ферма с пони. Ему надо разобраться с напарником, а всё остальное придет само, даже если Aston Martin не будет победной машиной в этом году».

Скорее всего, он действительно не забыл. Просто вместо глотка живительного воздуха Феттель вновь окунулся в атмосферу безнадежного удушья, из которой только выбрался в прошлом декабре. Нужна большая выдержка, чтобы в такой ситуации не давить на педаль там, где не следует, сохранять холодную голову и твердые руки. В прошлом и позапрошлом сезонах трудности выбивали Себа из колеи. Кажется, если ситуация повторится, этот сезон станет для него последним. Сможет ли немец взять себя в руки? Увидим уже в Имоле.

Но бывший "кукловод" Формулы 1 Берни Экклстоун подозревает, что Aston Martin весьма неспроста пригласила Нико Хюлькенберга на должность резервного гонщика. Ведь по мнению некоторых экспертов, четырёхкратный чемпион мира вполне вероятно не продержится в команде до конца сезона.

«Я разочарован и даже не знаю, что сказать, – прокомментировал в интервью Blick Экклстоун провал Феттеля в Бахрейне. – Вообще странно, что Mercedes и Aston Martin назначили Нико Хюлькенберга на должность резервного гонщика. Это неспроста».

 

Если Феттелю всё-таки не удастся выйти из пике, окончание карьеры в Формуле 1 вполне может означать начало другой карьеры, особенно если четырёхкратный чемпион прислушается к мнению другого чемпиона Формулы 1, Нико Росберга.

Напомним, что в минувшие выходные стартовала новая гоночная серия Extreme E, в которой боссом одной из команд как раз и является Нико. Первый этап для команды Росберга прошёл вполне удачно, но сам Нико не прочь расширить звёздный состав своих пилотов. По его мнению, отличным пополнением для его команды стал бы Себастьян Феттель. Тем более, что немец неоднократно высказывался о важности борьбы за экологию.

 
«Может, мы как-нибудь заманим его к нам, – цитирует Росберга F1-Insider. – Здорово видеть, что Себастьян идет по моим стопам в вопросе защиты экологии, ведь у него много фанатов и он может повлиять на множество людей. Здорово видеть, что всё больше спортсменов интересуются этой темой».

 

По материалам


* Отредактировано автором 6.4.2021 в 19:26
11 Отзывов