О поул-позишн замолвите слово... (часть третья)

20.02.2021 10:31

Третья статья цикла снова целиком посвящена тем или иным статистическим казусам, когда число поулов, полученных тем или иным гонщиком в том или ином сезоне, не очень соответствовало положению гонщика в Личном зачёте.

Минимальная отдача в ЛЗ для гонщика от серийного получения статуса поулмена сезона: Рене Арну (шестое, девятое, снова шестое и третье места в период с 1980 по 1983 годы).

«Анфан террибль» (несносный ребёнок) французского автоспорта Рене Арну в течение четырёх сезонов подряд получал статус поулмена сезона. Каждый раз кому-то из соперников удавалось взять столько же поулов, сколько набиралось у Арну. Но эти «кто-то» каждый год были разные, а Арну каждый год был один и тот же. Понятно, что на рассматриваемом четырёхлетнем отрезке Рене Арну чаще всех остальных стартовал с  поула.

Рене Арну взял три поула в 1980 году и четыре – в 1981 году (оба раза равное число поулов получали чемпионы отчётных сезонов: Алан Джонс и Нельсон Пике, соответственно). Так же француз взял пять поулов в 1982 году и четыре – в 1983 году (оба раза равное число поулов получали его партнёры по командам «Рено» и «Феррари»: Ален Прост и Патрик Тамбэ, соответственно). А вот результаты в ЛЗ у Арну были при этом не очень (перечислены в заголовке к разделу). При этом, прорыв в виде третьего места случился только после перехода француза из «Рено» в «Феррари».

Причина такой грустной серии результатов в ЛЗ для гонщика, регулярно берущего наибольшее число поулов в сезоне: конструкторский перекос в пользу скорости в ущерб надёжности. В большей степени у «Рено» и чуть в меньшей степени, но всё-таки – у «Феррари».

О поул-позишн замолвите слово 3-1

Старт Гран-При Франции на автодроме Дижон-Пренуа в 1982 году. С поула стартует Рене Арну. Его сосед по первому ряду стартового поля – партнёр по команде Ален Прост. Руководство команды довело до сведения гонщиков, что если по ходу гонки не возникнет угрозы их позициям со стороны соперников, то победить должен Прост, как имеющий более высокую позицию в ЛЗ. Но Рене нарушил это указание и победил с преимуществом в семнадцать секунд над Аленом. На подиуме (смотри врезку в основной кадр) второй призёр гонки игнорировал победителя. Среди руководителей команды зародилось мнение, что Арну должен покинуть «Рено» по окончании сезона. Общественное мнение встало на сторону Рене, а Алена обозвало «нытиком и неудачником». Но каждому своё. У Рене Арну впереди были ещё четыре победы в Гран-При Ф1. А у Алена Проста – четыре победы в чемпионатах мира Ф1.

Наиболее низкое место в ЛЗ у обладателя наибольшего числа поулов в сезоне: тринадцатое.

И снова речь пойдёт о гонщике, установившем сомнительное достижение, выступая в составе «Рено».

Жан-Пьер Жабуи в 1979 году четыре раза стартовал с поула. Столько же поулов взял Жак Лаффит на «Лижье», а больше этого числа – никто.

В 1979 году у «Рено» был традиционный для этой команды сильный перекос между скоростью техники и её надёжностью. Лишь однажды во Франции (ну ещё бы, к домашней гонке готовились особо) сразу обе машины французской команды доехали до финиша, и обе – на подиум. Причём, Жабуи  победил с поула. Это к вопросу о скорости машины. Но это была единственная гонка в сезоне, по ходу которой на машине Жан-Пьера не возникло никаких технических проблем, и, соответственно, единственный финиш Жабуи в зачётной зоне. А это уже к вопросу о надёжности техники.

Одной победы в сезоне при отсутствии других результативных финишей хватило только на тринадцатое место в ЛЗ по итогам сезона.

О поул-позишн замолвите слово 3-2

Ещё один исторический кадр с автодрома Дижон-Пренуа. Жан-Пьер Жабуи в венке победителя Гран-При Франции 1979 года. Только что завершившаяся гонка была украшена сражением за второе место между Жилем Вильневым (на фото справа) и Рене Арну (на фото слева). Этот эпизод в некоторых рейтингах стоит на первом месте среди самых ярких гонщицких дуэлей за всю историю существования Ф1. А вот Жан-Пьер Жабуи по ходу гонки обошёлся с Жилем Вильневым сурово. Он сначала догнал лидировавшего на тот момент канадца, потом без всяких эпических прибамбасов обошёл и уехал к победе. Это потом уже Арну зарубился с Вильневым, который решил, что хватит с него пропускать гонщиков «Рено».

Наиболее низкое место в ЛЗ у единоличного обладателя наибольшего числа поулов в сезоне: десятое.

Это случилось в 1968 году. Гонщик «Феррари» Крис Эймон взял три поула в сезоне, состоявшем из двенадцати зачётных Гран-При, но и этого скромного результата ему хватило, чтобы стать единоличным поулменом сезона. На самом деле Крис был в том году одним из самых стабильных гонщиков в квалификационных баталиях и дополнил три старта с поула серией стартов с других высоких позиций. Но…

Проблемы с техникой лишили Эймона трёх гарантированных побед и четырёх гарантированных попаданий на подиум (вместо всего этого Крис получил сплошные «баранки») и ещё однажды отбросили в самый хвост зачётной зоны (на 6-е место) вместо финиша как минимум на четвёртом месте. 

О поул-позишн замолвите слово 3-3

На фото Крис Эймон («Феррари», стартовый номер «19») на трассе в Хараме ). Это был второй зачётный этапа сезона 1968 года и первая гонка в карьере Криса, в которой он лишился заслуженной победы из-за отказа техники (топливного насоса). Здесь же в Хараме Крис впервые в сезоне и в карьере стартовал с поула. После схода Криса Эймона лидерство в гонке перешло к будущему чемпиону сезона Грэму Хиллу («Лотус-Форд Косворт»), который довёл дело до победы в Гран-При.

Тогда ещё казалось, что вопрос победы в Гран-При Ф1 для Криса Эймона – всего лишь вопрос времени…

Всего Крис принял участие в одиннадцати стартах того года и техника не подвела его лишь трижды. Два раза он занял те места, которых он в конкретных гонках заслуживал (одно второе и одно четвёртое место). И только однажды Крис подвёл сам себя, когда уже в завершающей части гонки не удержал машину на мокрой трассе в Нюрбургринге и разбил её. Трёх результативных финишей на втором, четвёртом и шестом местах хватило Эймону для попадания в «десятку» ЛЗ по итогам сезона, но не более того. А вот если посчитать те очки, которых он лишился исключительно по вине низкой надёжности техники, да убавить у чемпиона мира отчётного года Грэма Хилла («Лотус-Форд Косворт») все те очки, которые он дополнительно набрал из-за постоянных сходов новозеландца... То получится, что Крис Эймон мог стать чемпионом мира в тот год!

О поул-позишн замолвите слово 3-4

Это фото с незачётной гонки 1968 года в классе Ф1 «Интернейшнл Трофи» в Сильверстоуне. На фото будущий некоронованный чемпион Крис Эймон («Феррари», стартовый номер «20») преследует будущего чемпиона сезона Грэма Хилла («Лотус-Форд Косворт», стартовый номер «5»). В этой гонке Грэм сошёл, а Крис приехал на подиум. В зачётной же части сезона очень часто всё было наоборот.

Вот так, в 1968 году и начала создаваться легенда о феноменальном невезении Криса Эймона. В настоящее время новозеландец считается если не лучшим, то одним из лучших гонщиков Ф1 из числа тех, кто так и не смог выиграть хотя бы один зачётный Гран-При.

Наиболее низкая позиция в ЛЗ по итогам сезона для гонщика, выигравшего в отчётном сезоне не менее двух квалификаций: шестнадцатая (с наличием двух стартов с поулов).

Героем этой номинации является бразилец Тео Фаби (1986 год, «Бенеттон – БМВ») Самое удивительное в этой истории то, что оба результата, позволившие Фаби попасть в рассматриваемую номинацию и возглавить её, являются для него совершенно закономерными с точки зрения развития событий. И два очка, полученные за счёт единственного попадания в зачётную зону за весь год, позволившие классифицироваться лишь на шестнадцатом месте в итоговом протоколе ЛЗ. И два поула, взятых не за счёт каких-либо форс-мажоров у соперников, а благодаря адекватной реализации квалификационного потенциала машины.

Тео Фаби был ортодоксальным вторым номером в команде «Бенеттон», первый год выступавшей под этим названием (ранее называлась «Тоулмен»). Соответственно, актуальность техники, которую получал в своё распоряжение бразилец, а также уровень её подготовки к гонкам оставляли желать лучшего.

По иронии судьбы Фаби набрал свои два очка именно в начале сезона, когда техника «Бенеттон» не демонстрировала конкурентоспособности, так как двигатель «БМВ», которым оснащались машины команды, имел дефицит мощности, а поставщик шин «Пирелли» проигрывал в шинной войне конкурентам из «Гудьир», поставлявшим свою продукцию всем ведущим командам Ф1 того времени. И добился этого бразилец исключительно за счёт везения. На втором этапе в Испании он не должен был попасть даже в первую десятку итогового протокола Гран-При, но лавина технических проблем у более быстрых соперников (в том числе, у более приоритетного партнёра по команде австрийца Герхарда Бергера) позволила ему финишировать пятым.

О поул-позишн замолвите слово 3-5

Гонщики «Бенеттон» в первый год существования команды под этим названием. Более низкий и более плотный – Тео Фаби. Второй – Герхард Бергер. Приоритеты в команде расставили, похоже, по росту ))) Шутка. Герхард Бергер впоследствии был признан гонщиком №5 «Формулы-1» того времени. То есть первым, после «Банды четырёх».

Постепенно по ходу сезона партнёры из «БМВ» и «Пирелли» решали свои проблемы и повышали конкурентоспособность команды. Но касалось это в основном только Бергера.

А вот в квалификационных заездах перед Гран-При Австрии и Италии (два этапа подряд во второй половине чемпионата мира) Тео Фаби получил своеобразную компенсацию за свой незавидный статус в команде. Но компенсация эта была именно в части квалификационных успехов, на гонки она не распространилась. По ходу двух указанных гоночных уикендов сложилась ситуация, когда совокупность особенностей конфигураций гоночных трасс, характеристик их асфальтового покрытия, а также погодных условий, максимально подошедших как для двигателя «БМВ», так и для шин «Пирелли», с учётом всех подготовленных для указанных Гран-При обновлений, неожиданно сделали команду «Бенеттон» лидером пелетона по скорости. Ненадолго, только лишь на эти два этапа, но всё-таки.

Герхард Бергер ни на одном из этапов не смог по ходу квалификаций собрать воедино лучшие времена на секторах. Перед родными трибунами он хотя бы попал на первый ряд стартового поля, а в Италии оказался только четвёртым. А поулы в обоих случаях взял Тео Фаби. И сделал он это,  как я уже писал выше, с позиции адекватной реализации квалификационного потенциала машины.

Но в самих гонках Фаби преследовали проблемы с техникой. А во втором случае имело место ещё и отсутствие у команды мотивации делать хоть что-то полезное для своего второго пилота.

В Австрии он сошёл из-за отказа мотора. Примечательная деталь. Выполняя командное указание Фаби стартовал аккуратно и позволил Бергеру сразу выйти в лидеры на домашней трассе. После чего уверенно следовал в кильватере партнёра по команде. Но когда несколько кругов спустя бразилец почувствовал изменения в работе двигателя и понял, что финиша в гонке ему не видать, то увеличил силу наддува, после чего догнал и обогнал Бергера. Но даже записать на свой счёт лидерство хотя бы на одном круге в гонке (для этого надо было пересечь линию старт-финиш на первой позиции) ему не удалось. Через считанные секунды после выхода на первое место движок на машине Фаби отказал окончательно.

О поул-позишн замолвите слово 3-6

Первые секунды Гран-При Австрии 1986 года. На трибунах восторг. Местный кумир Герхард Бергер (стартовый номер «20») с самого начала уверенно опережает своего партнёра по команде Тео Фаби (стартовый номер «19»), несмотря на то, что Фаби стартовал с поула.

В Италии машина бразильца не смогла тронуться с места перед уходом на прогревочный круг, и ему пришлось уйти в гонку с  последнего места. Шансов на приличный результат у второго номера команды после этого уже не осталось. Команда не заморачиваясь выбрала для него консервативную тактику с двумя пит-стопами, что убило любые перспективы даже с учётом потенциально высокого темпа машины, а прокол колеса в завершающей стадии гонки и вовсе не позволил доехать до финиша.

Впрочем, на этих двух этапах команда высекла сама себя по полной программе. Герхард Бергер вполне мог победить в обеих гонках. Но в Австрии при плановом заезде на пит-стоп его машина заглохла из-за сбоя в электрике, и совместному расчёту специалистов «Бенеттон» и «БМВ», пришлось очень долго возиться с перезапуском двигателя. А в Италии ошибка специалистов «БМВ» в настройках режимов работы двигателя на машине австрийца привела к повышенному расходу топлива, и ради его экономии Бергеру пришлось серьёзно снизить темп. И всё равно Герхард до финиша не дотянул.  

В остальных гонках сезона у «Бенеттон» уже не было такого преимущества в темпе. Но зато случилась победа Бергера на предпоследнем этапе в Мексике, добытая как раз потому, что в отношении своего первого номера команда не боялась разрабатывать рискованную тактику в условиях сильной внешней конкуренции. Даже у представителей «Пирелли» не было уверенности, что их жесткие шины выдержат всю гонку от начала до конца (ни один из клиентов «Гудьир» такой вариант даже не рассматривал ввиду невозможности реализации). Но в «Бенеттон» рискнули и выиграли. Это был первый успех и для Герхарда Бергера и для «Бенеттон». А вот Тео Фаби реальных шансов пополнить свой очковый баланс не имел. Такова участь многих вторых номеров в Ф1.

О поул-позишн замолвите слово 3-7

Первые секунды Гран-При Мексики 1986 года. Основной герой данного фото – находящийся по центру трека Найджел Мэнселл («Уильямс-Хонда»). Он не смог воткнуть первую передачу на старте гонки и медленно катясь по треку, был вынужден пропустить весь пелетон. Это был первый акт драмы Мэнселла под названием «Упущенный титул в 1986 году». Если бы Мэнселл стартовал без проблем и приехал просто на подиум, хотя бы на третье место (а это могло быть вполне реально, учитывая форму «Уильямс-Хонда»), то события следующей гонки (финальный этап в Австралии) лишились бы своего эпического драматизма. Ведь Найджел Мэнселл по дополнительным показателям стал бы чемпионом мира даже взорвав свои шины на фоне победы Алена Проста (при равенстве очков учлись бы пять побед в Гран-При у Мэнселла против четырёх – у Проста).

Но по теме заметки данный кадр интересен тем, что мимо Мэнселла на переднем плане проезжает Тео Фаби. Начал гонку Тео с пятого ряда, первый круг закончил в середине второго десятка гонщиков, а ещё три круга спустя покинул гонку из-за отказа двигателя. А Герхард Бергер, между тем, одержал победу в этом Гран-При.

Материал получился больше исторический, чем статистический. Но завершу я заметку уникальной статистикой по теме. В 1986 году Ален Прост с одним поулом стал чемпионом мира, а Тео Фаби с двумя поулами занял шестнадцатое место в ЛЗ. Или другими словами, Фаби стартовал с поулов в два раза чаще чемпиона мира отчётного сезона, а позицию получил в шестнадцать раз более низкую! Расклад-с, батенька!!!

 

Автор материала: ROMAN grosjean (февраль 2021 года).

0 Отзывов