О поул-позишн замолвите слово... (часть вторая)

18.02.2021 10:07

Вторая статья цикла целиком посвящена тем или иным статистическим казусам, когда число поулов, полученных тем или иным гонщиком в том или ином сезоне, не очень соответствовало положению гонщика в Личном зачёте.

Минимальное число поулов для чемпиона мира: ноль!

Двум гонщикам удалось стать чемпионом мира, ни разу в чемпионском сезоне не стартовав с поул-позишн.

Впервые это произошло в 1967 году, когда свой единственный титул взял Дэнни Хьюм, одолевший в борьбе за главный приз действующего и трёхкратного чемпиона мира Джека Брэбэма, который был не только партнёром Дэнни по команде, но и основателем и руководителем чемпионской команды того года.

Лучшим квалификационным результатом Хьюма в том году стало дважды полученное второе место по итогам квалификации. Но учитывая, что первый ряд стартового поля в то время формировался иногда из трёх и даже четырёх машин, Хьюм удачно воспользовался этой ситуацией и ещё дважды (по разу с третьей и четвёртой стартовой позиции) уходил в гонку с первого ряда стартового поля.

О поул-позишн замолвите слово 2-1

В 1967 году в Германии на трассе Нюрбургринг Дэнни Хьюм всего второй раз в сезоне стартовал со второго места стартового поля (поул у Джима Кларка) и одержал по итогам гонки вторую и последнюю победу в сезоне. По итогам сезона Дэнни Хьюм станет первым чемпионом мира, получившим титул в Ф1 без единой выигранной в чемпионском сезоне квалификации.

Второй случай произошёл в 1984 году. Ники Лауда, защищавший цвета «МакЛарен», сумел не только повторить, но и превзойти результат Хьюма по дополнительным показателям.

Во-первых, Лауда не взял ни одного поула в свой последний чемпионский сезон в шестнадцати Гран-При, а не в одиннадцати, как в случае с Хьюмом.

Во-вторых, Ники вообще ни разу в этих шестнадцати гонках не стартовал с первого ряда стартового поля, ограничившись лишь тремя попаданиями на второй ряд и лишь однажды квалифицировавшись третьим.

О поул-позишн замолвите слово 2-2

На фото старт Гран-При Великобритании 1984 года. Лидирует стартовавший с поула Нельсон Пике на «Брэбэм-БМВ» (бразилец ещё будет отдельно отмечен ниже по тексту), на втором месте стартовавший с первого ряда Ален Прост («Макларен-TAG-Порше), третьим идёт Элио де Анжелис, чей «Лотус-Рено» хорошо различим между машинами Пике и Проста. Но де Анжелис стартовал только с четвёртого места на стартовом поле. А с третьего места, лучшего для себя за весь год, ушёл в гонку партнёр Проста по команде Ники Лауда. Ушёл навстречу победе в указанном Гран-При, а в более долгосрочной перспективе – навстречу победе в чемпионате мира. Сможете отыскать Лауду на фото? Он там есть!

Максимальное число сезонов Ф1 подряд, в которых чемпионы мира в среднем стартовали с поул-позишн всего один раз в год: пять (1982-1986).

Максимальное число сезонов Ф1 подряд, в которых чемпионы мира в среднем стартовали с поул-позишн реже одного раза в год: три (1982-1984).

Если вы подумали, что случай с Лаудой, описанный выше, явился каким-то выдающимся статистическим казусом в череде нормальных в этом плане сезонов, то это не так. Чемпионство без единого поула может и было некоторым статистическим перегибом, но перегибом не очень то и большим, и вполне вписывалось в тренд того времени, в соответствии с которым более-менее регулярные старты с поулов были атрибутом неудачников ЛЗ.

В самом деле. Чемпионы мира 1982, 1983 и 1986 годов (Кейо Росберг, Нельсон Пике и Ален Прост, соответственно) всего по одному разу стартовали с поула в указанные чемпионские сезоны. И только в 1985 году Ален Прост «разбушевался» на квалификационном фронте, победив там дважды за сезон. «Сухой» год Лауды скомпенсировал это «буйство» и в среднем на упомянутом пятилетнем интервале вышло по одному старту с поула в год для чемпионов мира. Ну и несложно подсчитать, что «ноль» Лауды с «единицами» Росберга и Пике дали в среднем 0,66 стартов с поулов для чемпионов в период с 1982 по 1984 год.

О поул-позишн замолвите слово 2-3

На этом фото, запечатлевшем призёров Гран-При Монако 1983 года, собрались вместе трое героев, каждый из которых сумел выиграть чемпионат мира со всего одной победой в квалификации по ходу победного сезона. Причём для второго призёра этой гонки Нельсона Пике (на фото слева) таким станет текущий чемпионат мира. Победитель отчётной гонки Кейо Росберг (на фото справа) выиграл с одним поулом предыдущий чемпионат, а Алену Просту (по центру) предстоит совершить такой подвиг через три года, сразу после того, как для начала он в качестве тренировки возьмёт титул с двумя поулами в сезоне.

Теперь раскрою тему поулов, как атрибутов неудачников ЛЗ в указанный период. Статуса поулменов на интервале с 1982 по 1986 год удостоились семь гонщиков: в 1982 и 1983 году этот статус получали сразу двое участников чемпионатов мира. В отличие от чемпионов мира, с их жалкими пятью поул-позишн на троих, поулмены в рассматриваемый период суммарно взяли 42 поула! В восемь раз больше чем чемпионы мира вместе взятые и ещё чуть-чуть! И какую же отдачу в ЛЗ получили эти герои квалификационных сражений в пяти рассматриваемых сезонах?

1982 год. Ален Прост – 4-е место в ЛЗ, Рене Арну – 6-е место в ЛЗ (оба на «Рено», у обоих по пять поулов в сезоне).

1983 год. Рене Арну – 3-е место в ЛЗ, Патрик Тамбэ – 4-е место в ЛЗ (оба на «Феррари», у обоих по четыре поула в сезоне).

1984 год. Нельсон Пике – 5-е место в ЛЗ («Брэбэм-БМВ», девять поулов в сезоне).

1985, 1986 годы. Айртон Сенна – 4-е место в ЛЗ два раза («Лотус-Рено», семь и восемь поулов, соответственно).

Вот как! Единственное призовое место за пять лет, да и то – третье! Вот уж воистину поулы были слабым утешением неудачникам ЛЗ!

О поул-позишн замолвите слово 2-4

Рене Арну (1983 год, «Феррари») – единственный поулмен на пятилетнем отрезке с 1982 по 1986 год, которому удалось стать призёром чемпионата мира. Бронзовым призёром.

Ну и в завершение раздела выделю из всего вышенаписанного любопытную метаморфозу Нельсона Пике. В сезонах 1983 и 1984 годов он выступал за одну и ту же команду с двигателем одной и той же марки. Но в 1983 году стал чемпионом мира, лишь однажды стартовав с поула. А в 1984 году опустился на пятое место в ЛЗ, взяв девять поулов (повторив лучшее на тот момент достижение в сезоне для гонщиков в части успехов в квалификации). До сих пор такое низкое место в ЛЗ является наихудшим для гонщиков, сумевших взять за сезон больше пяти поулов.

Указанный пример Нельсона Пике, как и вообще вся информация, приведённая в текущем разделе, является наглядным пособием, объясняющим, что в Ф1 важна гармония скорости и надёжности. Причём, разумное перенесение акцента на надёжность может продолжать давать желаемый результат, а вот перекос в пользу скорости в ущерб надёжности приводит к негативным последствиям в части итоговых показателей сезона.

Максимальное число поулов в сезоне, не реализованных их обладателем в чемпионский титул: тринадцать.

В 1989 году Айртон Сенна взял тринадцать поулов в сезоне против всего двух у своего партнёра по команде Алена Проста. Но чемпионом стал Прост. Эта история хорошо известна, и разногласия по поводу того, кто же был в 1989 году более достоин чемпионского титула, не исчезли до сих пор и, вероятно, не исчезнут никогда.

О поул-позишн замолвите слово 2-5

На фото старт Гран-При Франции на автодроме Поль Рикар в 1989 году. Вообще-то, с поула, второй и последний раз в сезоне, стартовал Ален Прост (в центральной части кадра). Но как будто он этого и не делал, настолько легко выиграл старт Айртон Сенна (принципиально не подсказываю, в каком именно месте кадра царит бразилец). Впрочем, Сенна как будто и не стартовал в гонке. У него полетел дифференциал ещё до окончания первого круга. А Прост выиграл гонку с поула и упрочил лидерство в чемпионате.

В тему Алена Проста и Айртона Сенны отмечу такую любопытную статистику. В своих чемпионских сезонах в «МакЛарен» (1985, 1986, 1989 годы) Прост ни разу не стартовал с поулов чаще двух раз за сезон, выиграв в общей сложности в эти годы пять квалификаций. А Сенна все три рассматриваемых года (первые два из них в составе «Лотус-Рено») становился поулменом и суммарно взял 28 поулов. В награду бразилец получил два четвёртых и одно второе места в ЛЗ на фоне трёх титулов француза.

Сравнительная статистика бразильца и француза по поулам была бы ещё более парадоксальной и впечатляющей, если бы в 1988 году действовала та же система начисления очков, которая была введена с 1991 года. Имеется в виду зачёт всех очков, набранных гонщиками в чемпионате мира, а не зачёт по некоторому количеству лучших результатов. В этом случае в зачёт Алену Просту в 1988 году дополнительно пошли бы очки за четыре вторых места (по шесть очков за каждое), не вошедшие в 12 лучших результатов Алена в том сезоне. А вот Айртон Сенна пополнил бы свой баланс лишь дополнительными очками за одно четвёртое и одно шестое места (три и одно очко, соответственно). Вспомним, что бразилец, в соответствии с действовавшей на тот момент системой начисления баллов, выиграл чемпионат 1988 года с преимуществом в три очка над французом…

А счёт по полученным поулам в 1988 году между заклятыми партнёрами по команде был такой же, как и годом спустя: 13:2 в пользу бразильца.

Представляете статистику? Ален Прост получил бы в «МакЛарен» четыре чемпионских титула, суммарно в этих сезонах выиграв семь квалификаций. А Айртон Сенна все четыре года был бы поулменом с результатом 41 (сорок одна) победа в квалификациях! Чуть-чуть не в шесть раз больше, чем у четырёхкратного чемпиона! Но был бы при этом всего лишь двукратным вице-чемпионом.

Однако, история, как и статистика не знает сослагательного наклонения.

А на старости лет Ален Прост изменил своим убеждениям, что чем меньше поулов, тем выше позиция в ЛЗ. И взял тринадцать поулов в 1993 году (правда, это уже был не рекорд: Мэнселл годом ранее постарался). Вместе с титулом…

О поул-позишн замолвите слово 2-6

Ален: Чемпионаты мира стартами с поулов не выигрываются, Айртон…

Айртон: Выигрываются, Ален…

(во врезке: Ален: Ха! Прав был Айртон! Действительно выигрываются!)

 

(Продолжение следует)

 

Автор материала: ROMAN grosjean (февраль 2021 года).  

0 Отзывов