Команды договорились об изменениях в правилах

23.05.2020 15:21

 

После нескольких раундов переговоров между FIA, руководством Формулы 1 и командами чемпионата в минувшую пятницу наконец были утверждены новые правила, которые призваны повысить зрелищность гонок и сократить расходы участников чемпионата. 

По итогам электронного голосования команды согласились уже в следующем году снизить на $30 млн. планку разрешённых бюджетов, которая с 2021-го будет зафиксирована на уровне $145 млн. В 2022-м она будет снижена до $140 млн, а в последующие три года – до $135 млн. Главным противником осбуждаемых ограничений выступала Ferrari, но в итоге, под давлением остальных команд Ferrari, итальянцам всё же пришлось уступить и поддержать инициативы.

Звучали предложения – в частности, от McLaren – установить потолок на отметке в $100 млн, но на настоящий момент Скудерия назвала минимально приемлемой для себя отметку в $145 млн.

 

Кроме того, в попытке несколько выровнять возможности команд будут введены беспрецедентные ограничения на аэродинамические исследования (ATR – Aerodynamic Testing Restrictions), предусматривающие строгий контроль времени, которое команды тратят на работу в аэродинамических трубах и на использование технологий CFD.

Реализовано это будет через введение особой системы гандикапа по скользящей шкале, т.е. команда, занявшая последнее место в Кубке конструкторов, получит максимум свободы в доработке машин, а выигравшая чемпионат – только 90% от этой максимальной квоты, составляющей 112,5%. Далее скользящая шкала предусматривает шаг в 2,5% для каждой следующей команды.

Но такой эта шкала будет только в следующем году: уже в 2022-м чемпионам мира будет разрешено проводить аэродинамические исследования в объёме 70% от максимальной квоты, каждой следующей команде – на 5% больше, а для занявшей последнее место в Кубке конструкторов квота составит 115%.

Если в чемпионате появится новая команда, она получит право вести эти работы в том же объёме, что и занявшая последнее место.

 

 

Также будет несколько пересмотрен перечень деталей и узлов, которые клиентским командам разрешено приобретать у заводских, и этот перечень особым образом будет увязан с бюджетами команд. Но, как отмечают эксперты, принцип, на котором это основано ("Опенсорс"(OpenSource - открытый исходный код), достаточно сложен, и переговоры будут продолжены.

Суть "Опенсорс" заключается в использовании деталей с открытым доступом к технологиям разработки. Ожидается, что первыми такими узлами могут стать педали и рулевые колонки. Маленькие команды смогут использовать т.н. "опенсорс-решения", чтобы произвести такие компоненты самостоятельно, не тратя деньги на разработку. Это позволит существенно сэкономить бюджет всем участникам.  

"Опенсорс" может стать новым словом в регламенте Формулы 1. До сих пор такая лицензия ещё не применялась в чемпионате - согласно регламента, каждая команда обязана самостоятельно создавать и строить гоночный болид, что исключает возможность обмена технологиями. 

Отдельные детали, среди которых двигатель и коробка передач, команды имеют право покупать у конкурентов. Однако покупка не означает изготовления компонентов по чертежам соперника: в случае приобретения узлов детали производит команда-продавец, а команда-покупатель просто устанавливает полученную запчасть на свою машину. Разрешение "опенсорс" даст командам возможность самостоятельно производить узлы, разработанные другими, на своих базах.

 

 

К чему все это приведет на практике?

Во-первых, с этого года количество времени на работу в аэродинамической трубе уже было сокращено на 20%. Теперь маленькие команды, вдобавок, смогут заниматься продувкой моделей больше, чем лидеры чемпионата.

 
По новому решению время работы с моторами на стендах также уменьшено – на четверть. Вдобавок, с 2021 года каждый двигатель должен будет отработать по 11 Гран-при. Иными словами, не более двух силовых установок на сезон без штрафа. Сейчас правила разрешают использовать три СУ в год. Впрочем, количество силовых установок на год може теще не раз измениться, если Либерти добьётся существенного увеличения календаря - в этом случае само собой количество СУ на сезон могут вновь увеличить.

Что касается сезона 2020 года, то поскольку его календарь вряд ли уже будет таким внушительным, как планировалось изначально,  норма в два мотора может появиться уже в этом сезоне. Если у Формулы 1 получится провести 14 гонок или меньше, командам разрешат использовать по два двигателя, если больше – разрешат использовать как и раньше, три. Но какие-либо доработки в этом году уже запрещены: все моторы в течении сезона, какой бы длины он ни был, должны быть одной спецификации.

 

 

В 2021 год у производителей будет лишь один шанс на модернизацию силовой установки, причем произвести её можно будет лишь в межсезонье. Начиная с первой практики первого этапа и до финиша последнего все силовые установки должны оставаться неизменными.

Всё это означает, что ресурс моторов предстоит увеличить практически вдвое. Это потребует масштабных работ по выбору материалов и решений, позволяющих существенно повысить надёжность. С учётом дополнительных ограничений по работе на стенде задача становится особенно сложной.

Безусловно, такой подход позволит сократить затраты, однако, в то же время, от инженеров потребуется полная самоотдача и максимальная эффективность, что позволит наиболее продуктивным мотористам получить преимущество. 

 

Пакет мер, поддержанный командами вчера, на следующей неделе должен быть официально утверждён Всемирным советом FIA по автоспорту, но ожидается, что это не более чем формальность – голосование (также в электронном формате) может состояться уже на следующей неделе, не дожидаясь очередного заседания Совета, которое должно состояться в середине июня.

 

По материалам   


* Отредактировано автором 23.5.2020 в 23:49
5 Отзывов