Гонки, ради которых «Феррари» пропустила первый зачётный Гран-При

14.05.2020 11:11

14 мая 1950 года состоялись гонки в классе Ф2 в Бельгии и во Франции. Какими бы не были побудительные мотивы, но по факту именно ради участия в этих двух гонках Энцо Феррари отказался послать своих гонщиков в Сильверстоун для участия в эпохальном Гран-При Европы (Великобритании), состоявшемся днём ранее.

Представляю небольшой материал по этим двум гонкам, которые представлены по возрастанию дистанции, которую необходимо было преодолеть победителю гонки.

 

1. Гран-При Медоса, Бордо, Франция. Дистанция: 210 км.

Вместо Сильверстоуна 01

Постер Гран-При Медоса. Красная итальянская техника на заднем плане, жёлтая (почему не традиционная для французских автомобилей синяя?) – на переднем… И опять на постере нечётный номер у гоночного автомобиля, хотя и в этой французской гонке у всех участников были только чётные стартовые номера…

Репортаж по этой гонке реально небольшой. В официальном протоколе этого Гран-При даже нет упоминания о том, кто стоял на первом ряду стартового поля! Можно, конечно, предположить, что это был Раймонд Соммер, который единственный из всех участников гонки имел технику марки «Феррари», модель «166F2», которая на голову превосходила в том году любых соперников по классу. Но вдруг, тренировки проходили под дождём, или у Соммера были какие-нибудь проблемы, помешавшие показать хорошее время, что дало шанс кому-либо из прочих участников гонки…

Сама гонка, судя по протоколу, получилась бальзамом на сердце французским болельщикам. Три машины «Симка-Гордини», модель «Т15», приняли участие в Гран-При и все оказались классифицированы. На первом, втором и четвёртом местах! При всего четверых классифицированных гонщиках. Третьим оказался Раймонд Соммер с отставанием в два круга от победителя. Простое сопоставление результатов различных гонок в классе Ф2 в 1950 году показывает, что такой провал гонщика на «Феррари», всего за неделю до этого выигравшего гонку с преимуществом почти в минуту у той же «Симка-Гордини», не мог случиться без какого-либо гоночного форс-мажора. Но я не нашёл ни единой зацепки в доступных мне источниках в интернете, которые могли бы хоть как-то пролить свет на события в этой гонке. Даже в книге, посвящённой Амадео Гордини и его команде, об отчётной гонке особо упомянуто как о событии, наполнившем кошелёк фирмы (ещё бы!), но без каких-либо репортажных подробностей. Одно предположу, это могла быть весьма скучная гонка. Победитель выиграл круг у второго призёра, два круга – у третьего, десять кругов – у классифицированного четвёртым…

Вместо Сильверстоуна

На фото Раймонд Соммер, которого можно считать неудачником отчётной гонки. Фото сделано в 1949 году перед стартом Гран-При Сан-Ремо. Тогда Раймонд тоже стартовал на технике марки «Феррари». Этот француз стал первым не итальянским гонщиком, приглашённым Энцо Феррари в свою заводскую команду (впервые Соммер стал защищать цвета заводской команды «Феррари» в 1947 году).


2. Гран-При Монса, Монс, Бельгия. Суммарная дистанция: 305 км.

Вместо Сильверстоуна 03

Общий постер на мотоциклетную и автомобильную гонки в Монсе в мае 1950 года. Автомобиль в итальянских цветах… Но явно двухместная модель, переделанная в одноместную. К 1950 году у итальянцев такой формульной техники уже не осталось. Ну да ладно.

Репортажной информации по гонке в Монсе опять-таки нет, только протокольная. Эта гонка прошла в ином формате, нежели гонки Ф2, о которых я ранее сделал материалы в этом году. Участники были разбиты на две группы (10 и 9 человек), которые провели предварительные заезды на 114,4 км. Далее шести лучшим гонщикам из каждой группы предстоял финальный заезд ещё на 190,6 км. В каждом предварительном заезде по семь участников добрались до финиша. Но у одного из гонщиков, пробившихся в финал из второй группы, техника оказалась непригодна для продолжения борьбы в финале. И его заменили на лучшего из тех, кто финишировали седьмыми в предварительных заездах (ориентировались на время, затраченное на прохождение дистанции, так как количество пройденных кругов оказалось у обоих одинаковым). Вот так и получилось, что в финале приняли участие семь гонщиков из первого предварительного заезда и только пять – из второго.

Заводская команда «Феррари» была представлена четырьмя гонщиками, по двое из которых были распределены в каждый из предварительных заездов. Итог: два предварительных дубля для «Феррари».

В первый предварительный заезд от «Феррари» попали Луиджи Виллорези и Роберто Валлоне, которые так же на пару представляли «Феррари» за неделю до описываемых событий в швейцарском городе Эрлен. Результаты отчётного и недельной давности заездов оказались похожи до безобразия. Снова значительное преимущество обоих гонщиков «Скудерии» над ближайшим из соперников (в этот раз отрыв лидера заезда от ближайшего из прочих соперников составил 1 минуту 43 секунды) и небольшая, на этот чуть более полсекунды, дистанция между собой. Первым, как и в Швейцарии, прибыл к финишу Виллорези, а Валлоне вновь «прикрывал тыл».

Во втором заезде честь «Феррари» защищали Альберто Аскари и Франко Кортезе. В этом случае о параде «Феррари» речи не шло. Альберто выиграл заезд с преимуществом более полуминуты над партнёром по команде, который, в свою очередь на скромные девять секунд опередил ближайшего из преследователей. Остаётся добавить, что вновь только Альберто Аскари обладал модернизированным автомобилем марки «166F2/50». А все прочие представители команды имели в своём распоряжении традиционные «166F2».

В финальном заезде было окончательно подтверждено глобальное преимущество «Феррари» в классе Ф2. На более длинной дистанции финального заезда ни один из гонщиков на технике других марок не смог удержаться в одном круге с гонщиками «Феррари», включая третьего призёра Франко Кортезе, уступившего победителю гонки 1 минуту 25 секунд. Победителем же гонки стал Альберто Аскари, опередивший на 10 секунд Луиджи Виллорези. Небольшую ложку дёгтя в общий праздник «Феррари» добавил от себя только Роберто Валлоне, сошедший с дистанции из-за механических проблем. На каком месте шёл Валлоне до своего схода, а так же в какой именно момент прекратил участие в гонке, неизвестно. Протокол гонки об этом не упоминает. Известно только лишь, что из двух не добравшихся до финиша участников финального заезда, Валлоне сошёл вторым по счёту.

Как бы то ни было, если уж успех в Бордо пополнил кассу команды «Симка-Гордини» так, что руководство французской команды радостно потирало руки, то можно себе представить, как обогатился Энцо Феррари, для которого основным событием была именно гонка в Монсе. Даром, что туда прибыло аж четыре гонщика (на каждого из которых была сперва выплачена стартовая премия, а потом ещё и львиная доля призового фонда перекочевала в мошну команды). А Раймонд Соммер юридически представлял в Бордо самого себя, хотя комплектующие для автомобиля и бригада механиков были ему представлены в соответствии со статусом гонщика заводской команды.

Вместо Сильверстоуна 04

На коллаже представлены малоизвестные современным болельщикам Ф1 гонщики, упомянутые в материале как члены заводской команды «Феррари». Хотя болельщикам соревнований спорткаров (если они, конечно, интересуются историей автоспорта) эти гонщики известны значительно лучше.

На правом фото Роберто Валлоне (вместе со своим механиком) за рулём спорткара «Феррари», подготовленного для участия в Милле Милья 1949 года.

На левом фото Франко Кортезе, третий призёр Гран-При Монса 1950 года (класс Ф2). Фото не с отчётного Гран-При.


Днём раньше в Сильверстоуне состоялся первый в истории зачётный Гран-При Ф1. Без участия команды «Феррари». Потому что Энцо Феррари поставил на деньги. И, судя по всему, победил в этой ставке, хоть и не совсем уж безоблачно, ибо сход Валлоне в Монсе и третье место Соммера в Бордо тоже часть истории.


Автор материала: ROMAN grosjean (май 2020 года).

1 Отзыв