История. Как «Феррари» три гонки в один день выиграла

07.05.2020 07:13

Продолжаю серию исторических материалов, посвящённых событиям 70-летней давности. На очереди 7 мая. В этот день 70 лет назад в трёх разных странах (Швейцария, Франция, Италия) прошли три гонки в классе Ф2. В каждой из гонок участвовали гонщики заводской команды «Феррари» и каждую из гонок кто-то из них выиграл.

Гонки в материале представлены по возрастанию километража, пройденного от старта до финиша.

 

1. Гран-При Восточной Швейцарии, Эрлен, Швейцария.

Из всех трёх гонок рассматриваемый заезд был самым коротким: 112 километров. Из Маранелло для участия в этой гонке были откомандированы Луиджи Виллорези и Роберто Валлоне, оснащённые техникой марки «166F2».

Репортажной информации по указанной гонке в доступных для меня источниках оказалось мало. Поул взял Луиджи Виллорези, и по стартовому полю это всё. В гонке же лидерство со старта захватил ни кто-то из гонщиков «Феррари», а ТониУльмен на «Веритас-БМВ». Примечательно, что модель автомобиля Ульмена «RS Spezial» в гонщицкой среде имела ласковое прозвище «Бабушка». Производились автомобили этой модели в 1947-48 годах, но были, по сути, переделкой из двухместных спорткаров довоенной постройки в одноместные автомобили для нововведённого класса Ф2. Так что многие конструктивные решения в этом автомобиле к 1950 году были, мягко говоря, не очень актуальны, чем и объяснялось такое прозвище. Тем не менее, Ульмен на своей «Бабушке» лишь на четвёртом круге (из сорока запланированных) уступил первую строку Виллорези, а потом лишь на девятом круге (почти четверть дистанции) пропустил вперёд Валлоне. К концу дистанции Тони Ульмен, сохранивший до финиша третье место, проиграл победителю гонки Луиджи Виллорези 50 секунд, но выиграл у ближайшего преследователя 22,5 секунды. Что же касается Роберто Валлоне, то он финишировал чуть более чем в секунде от партнёра по команде. Но вряд ли такой небольшой отрыв свидетельствует о наличии какой-либо борьбы между гонщиками «Феррари». Он, скорее, указывает на то, что езда указанных гонщиков напоминала парады «Феррари», которые иногда демонстрировали Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло в гонках с отсутствием внешней конкуренции. Косвенным подтверждением «парадной» версии может являться тот факт, что быстрейший круг в гонке, несмотря на общее доминирование гонщиков «Феррари», был установлен Эммануэлем де Граффенридом на «Симка-Гордини», а ведь в классе Ф2 пиковая скорость французского автомобиля была несравнимо ниже пиковой скорости «Феррари». Это может означать, что партнёры по «Феррари» явно не задействовали в заключительной стадии гонки всех резервов своей техники, а это, в свою очередь, наводит на мысль об отсутствии внутренней конкуренции между ними.

Три победы Фур в один день 01

Ключевой момент Гран-При Восточной Швейцарии 1950 года (класс Ф2) в деле определения победителя гонки. Только что Луиджи Виллорези («Феррари», стартовый номер «26») обошёл Тони Ульмена («Веритас-БМВ» («бабушка»), стартовый номер «20»).


2. Гран-При Северного автомобильного клуба Франции (Гран-При Пятидесятилетия), Рубе, Франция.

Во Францию Инженьери отправил десант в лице Раймонда Соммера и Джованни Бракко, снабдив их теми же «166F2». Так же в пелетоне был ещё один гонщик, использовавший эту модель «Феррари»: Хосе-Фройлян Гонзалес в составе частной команды. Здесь гонщикам предстояло проехать уже 300 километров.

Несмотря на громкое и красивое юбилейное наименование, репортажной информации об этой гонке в доступных мне источниках оказалось ещё меньше, чем по предыдущему эпизоду. В основном, только сухие цифры итогового протокола. Раймонд Соммер взял поул и выиграл гонку, установив попутно быстрейший круг. Ближайший преследователь Робер Манзон на «Симка-Гордини» проиграл победителю 51 секунду, а третий призёр и вовсе отстал на 7 кругов (общая дистанция гонки 101 круг). Кроме Соммера, все остальные, кто участвовал в гонке на технике марки «Феррари», до финиша не добрались из-за технических проблем. Как протекала для них гонка до возникновения технических проблем, мне неизвестно.

Есть только один дополнительный сюжет. В составе «Симка-Гордини» под стартовым номером «8» принимал участие в гонке Альдо Гордини, сын руководителя команды Амадео Гордини. Но в связи с отказом техники у одного из лидеров команды Мориса Тринтиньяна, Гордини-младшего сняли с гонки и передали его автомобиль более авторитетному партнёру по команде. Известно также, что автомобиль под стартовым номером «8» некоторое время потерял на ремонте в боксах, чем и было вызвано его достаточно большое итоговое 9-ти круговое отставание от победителя гонки.

Три победы Феррари в один день 02

Я обнаружил два фото, связанных с Гран-При Пятидесятилетия и объединил их в один коллаж.

На верхнем фото Морис Тринтиньян находится за рулём уже подменной техники (родной стартовый номер у Мориса был «2») и едет к пятому месту в гонке с 9-ти круговым отставанием.

На нижнем фото Джордж Абекассис на «HWM-Alta» (стартовый номер «16») идёт к 6-му месту в отчётной гонке с отставанием в 10 кругов от победителя.


3. Большая Премия Модены, Модена, Италия.

В Модену Энцо Феррари отправил свою главную звезду Альберто Аскари и в довесок Дорино Серафини. В данном случае модель «166F2» была только у Серафини. Аскари же получил в своё распоряжение модернизированную модель «166F2/50». Между тем, модель «166F2» в этой гонке оказалась также в распоряжении ещё двух гонщиков, выступающих за частные команды: Хуана-Мануэля Фанхио и Марио Тадини. Это была самая протяжённая в тот день гонка Ф2: целых 304 километра.

Благодаря участию Фанхио в этой гонке, по ней имеется более всего репортажного материала, ибо есть в меру объёмное (хоть и несколько примитивное) текстовое описание событий гонки и, самое главное, видео, позволяющее уточнить и разнообразить текстовый материал. Ниже я приведу готовую авторскую компиляцию событий этой гонки.

Уже по информации об итогах тренировочных (квалификационных) заездов имеется настоящий прорыв. Известно, что заводские и частные гонщики на «Феррари» заняли четыре первых места на стартовом поле, в том числе весь первый ряд, состоящий из трёх мест. Порядок гонщиков от поула к четвёртому месту следующий: Альберто Аскари, Хуан-Мануэль Фанхио, Дорино Серафини, Марио Тадини. При этом Аскари показал в тренировках время на две секунды лучшее, чем Фанхио. Новая модель «Феррари» по факту показала своё превосходство над базовой моделью.

Три победы Феррари в один день 03

Стартовое поле Большой Премии Модены. У дальнего края трасы стоит «166F2/50» Альберто Аскари (стартовый номер «14»). Сразу видны даже внешние отличия этой модели от «166F2» Хуана-Мануэля Фанхио (стоит по центру) и Дорино Серафини. Стартовый номер «16» на «Феррари» Фанхио на данном кадре не различим, но лучше стартового номера идентифицирует автомобиль аргентинца светлый капот. Если бы фото оказалось цветным, то отличия «Феррари» Фанхио били бы в глаза, так как весь кроме капота автомобиль аргентинца был выкрашен в насыщенно синий цвет, а капот - в ярко-жёлтый. Стартовый номер «18» Дорино Серафини, в принципе, можно определить по видимой части второй цифры. За Аскари стоит автомобиль Марио Тадини, по раскраске (традиционной для «Феррари») идентичный автомобилям Аскари и Серафини, а по конструкции - автомобилям Фанхио и Серафини.


На старте гонки Альберто Аскари очень поздно тронулся с места, из-за чего пропустил вперёд практически весь пелетон, а заодно создал затруднения тем, кто стоял сзади с той же стороны стартового поля. Несмотря на проваленный старт, итальянец сумел отыграться в потрясающе короткий срок. Уже по итогам первого круга Альберто возглавил пелетон, Дорино при этом шёл вторым, а Хуан-Мануэль третьим.

Три победы Феррари в один день 04

На основном стоп-кадре видеозаписи зафиксирован момент вскоре после старта гонки. Возглавляют пелетон две идущие параллельным ходом «Феррари» (одна из них со светлым капотом). Автомобиль, располагающийся в глубине стоп-кадра максимально близко к ближнему для видеокамеры краю трассы, это «166F2/50» Альберто Аскари. Его только что практически вплотную объехал автомобиль Марио Тадини (на стоп-кадре обе машины практически одинаково бликуют стартовыми номерами на носах). Отчётливо видно, что Тадини из-за заминки впередистоящего автомобиля «упустил» тех, кто стоял с ним на втором ряду стартового поля и даже выпустил вперёд кого-то из третьего ряда. Зато теперь перед Марио оперативный простор на свободном крае трассы, что немаловажно, когда гонка проходит для класса Ф2, а ты управляешь техникой марки «Феррари».

Во врезке показаны две лидирующие «Феррари» в тот момент, когда они проезжали мимо видеокамеры. Отчётливо видны стартовые номера «16» и «18» (Фанхио и Серафини, соответственно) на этих машинах.

 

Три победы Феррари в один день 05

Коллаж, показывающий самые главные моменты прорыва Альберто Аскари к лидерству в гонке. На кадрах, помеченных цифрами «1», «2», «3», показано, как на одной из длинных прямых, занимающий поначалу третье место Аскари приближается к Фанхио и обходит его (автомобиль аргентинца по прежнему легко идентифицируется по светлому капоту). На кадре «4» Аскари готовится к успешной атаке на Серафини на следующей прямой после той, где он прошёл Фанхио, а данный стоп-кадр выбран потому, что только на нём разборчиво виден стартовый номер «14» на автомобиле Альберто.

Вскоре после того, как Альберто Аскари возглавил гонку, Хуан-Мануэль Фанхио обошёл Дорино Серафини и вышел на второе место. Но навязать борьбу сопернику из состава заводской команды, обладающему модернизированным автомобилем, аргентинец не смог. В протоколе гонки указано, что Хуан-Мануэль прекратил участие в гонке на 17-м круге (меньше четверти от заявленной дистанции в 80 кругов) из-за отказа двигателя. Но благодаря кадрам видеохроники становится ясно, что ещё раньше Фанхио побывал на пит-стопе, который на такой ранней стадии гонки мог быть только внеплановым, связанным с возникновением тех или иных проблем с автомобилем. Ну а через какое-то время после этого пит-стопа последовал окончательный отказ техники.

Три победы Феррари в один день 06

На основном стоп-кадре зафиксирован выезжающий с пит-стопа автомобиль. Гонщик, чей автомобиль виднеется правее на трассе, успеет обогнать вернувшегося на трассу, но не успевшего набрать скорость соперника.

Во врезке показан вернувшийся с пит-стопа автомобиль в момент проезда мимо видеокамеры. Это «Феррари» Хуана-Мануэля Фанхио.

Не добрался до финиша и Дорино Серафини, продержавшийся в гонке лишь до 24-го круга.

В сухом остатке имеется победа Альберто Аскари в этой Большой Премии с преимуществом в два круга над финишировавшим вторым Марио Тадини, управлявшим, как я упомянул выше, частной «Феррари». А Тадини, в свою очередь, ещё на два круга обогнал ближайшего преследователя.

Три победы Феррари в один день 07

На левом кадре: Альберто Аскари на пути к победе в Большой Премии Модены 1950 года (класс Ф2).

На правом кадре: Хуан-Мануэль Фанхио был одним из первых, кто поздравил Альберто Аскари с победой в этой гонке. Альберто не успел даже покинуть автомобиль, а Хуан-Мануэль уже тут как тут.


Автор материала: ROMAN grosjean (май 2020 года).


* Отредактировано автором 7.5.2020 в 07:15
3 Отзыва