PAS ist DAS или DAS ist PAS - «И как же мы сами не додумались?!»

09.04.2020 23:51

 

В чемпионской команде Ф1 поделились историей о том, как именно их конструкторы додумались до системы двойного руления и как постепенно менялось мнение о новинке
 
 
Удивительное устройство, которое позволяет пилотам на ходу менять угол схождения передних колес, вытягивая руль на себя, заметили на Mercedes W11 в первый день зимних тестов 2020 года. Вокруг новинки, которую назвали DAS, оказалось сломано множество копий – как оказалось, она стала развитием системы независимого управления передними колесами. При этом, у некоторых легальность DAS до сих пор вызывает некоторые сомнения, хотя FIA систему полностью легальной.

 

Was ist DAS?

Главный конструктор Mercedes Джон Оуэн рассказал, откуда возникла идея революционной новинки и как команда шла к ее воплощению.

«Система DAS родилась из пепла другого устройства, которое мы придумали и даже использовали в гонках пару лет назад, – объяснил он в видео на официальном Youtube-канале Mercedes. – Та штука в принципе работала, но не принесла нам той прибавки, на которую мы рассчитывали. 

 

Это лишь один из множества подобных примеров, когда мы что-то попробовали и затем отказались. Таких проектов множество, одни более известны, другие помнят только в команде». 

Он продолжил: «С DAS все cразу пошло здорово – но когда делаешь что-то подобное, всегда начинаешь думать, что по этому поводу говорят правила. В данном случае они вообще ничего не запрещали. По нашему опыту это необычно и удивительно. 

Мы стали развивать тему, и тут уже пришли другие соображения: ты ставишь себя на место соперника и начинаешь думать, как можно оспорить эту штуку. Какие аргументы можно привести, чтобы запретить это у кого-то другого?
И когда такие аргументы находятся, ты пробуешь сделать все так, чтобы ни один из них не имел бы успеха».

FIA подтвердила легальность устройства Mercedes, но это не остановило соперников из Red Bull от намерения подать протест – и лишь отмена гонки в Мельбурне не позволила реализовать эти планы (если конечно в австрийской команде действительно собирались это делать). 

 

Комментируя эту ситуацию, Оуэн сказал: «Думаю, все видели, какую реакцию вызвало появление DAS – все говорили, что она незаконна. Но чем больше люди изучали наши решения, тем больше соглашались: «Все легально, и как же мы сами не додумались до такого?»

Теперь мы сами пробуем понять, как именно они хотят доказать нарушение регламента. Впрочем, это обычная история для Формулы 1».

По словам главного конструктора Mercedes, для него было очень важно, что DAS позитивно приняли болельщики, которым интересны технические сюрпризы и инновации.

«Вся эта история доказала, что в Формуле 1 по-прежнему сохраняется тяга к чему-то подобному, – отметил он. – Гонщик внезапно начинает тянуть руль на себя – и происходит что-то, чего никто не ожидал. Возможно, чемпионату действительно не хватает новинок, которые можно легко заметить со стороны, и которые люди могут с интересом обсуждать.

В машине Mercedes 2020 года много действительно отличных новинок, но мы не хотим рассказывать о них, поскольку они обеспечивают важное конкурентное преимущество. Тем не менее, когда одна из них настолько наглядна, то сразу становится важным поводом для обсуждения. 

Мне кажется, будет только лучше, если подобных поводов станет больше. Это привлечет к спорту еще больше интереса».

 

 

Das ist PAS!

Когда зимой на тестах эксперты обнаружили на машине Mercedes хитрую систему двойного руления, многие ожидали, что Ferrari возглавит крестовый поход с целью запретить удивительную новинку. Но Скудерия хранила удивительное молчание
 
 
Борьбу с инновационным решением Mercedes, которое стало чуть ли не главной темой для разговоров по ходу заездов в Барселоне, взяла на себя Red Bull Racing. Представители австрийской команды даже собирались опротестовать легальность системы двухмерного руления – сразу после финиша первой гонки. 

 
В Скудерии же были на удивление спокойны. Ограничившись репликой, что сами пришли к подобной идее ранее – но отказались от нее. Однако, как стало известно Motorsport.com, ларчик открывался просто: поведение Ferrari было вызвано тем, что еще в прошлом году итальянцы переманили пару инженеров Mercedes и еще до завершения сезона внедрили на своих машинах систему, близкую к DAS и по конструкции, и по функции.

Оно не позволяет пилоту регулировать углы схождения передних колес, но за счет особой конструкции с двумя рулевыми рейками дает возможность менять разницу в углах поворота  передних колес в зависимости от крутизны поворота. Нам удалось выяснить, что это решение (которое также есть и у Mercedes), в самих командах называют PAS (Power Assisted Steering – система дополнительной помощи при рулении).

Mercedes начала использовать PAS с первых гонок 2019 года. Благодаря новинке проскальзывание каждого из передних колес в поворотах было минимальным, что позволяло меньше изнашивать шины и не допускать их перегрева.  

Если вспомнить события прошлого сезона, W10 действительно очень здорово смотрелась на медленных трассах, которые прежде традиционно были для Mercedes источником проблем. К примеру, Льюис Хэмилтон смог выиграть и в Монако, и в Венгрии.

 

 

«Перед нами передняя часть Ferrari SF90 с рулевым механизмом, который Ferrari использовала до Гран-при Канады включительно. На Гран -при Франции конструкцию обновили, внедрив туда новую систему PAS. Решение стало результатом изучения опыта Mercedes по изменению углов Аккермана».

Разумеется, получив доступ к концепции Mercedes на ранней стадии, Ferrari доработала ее силами собственных конструкторов – и впервые опробовала на Гран-при Франции. 

Именно тогда внимательный наблюдатель имел возможность разглядеть изменения в области переднего фланца шасси – новый механизм был заметно массивнее прежнего. Впрочем, этот недостаток с лихвой перекрывался той выгодой, которую обеспечивала PAS. 

Также очень любопытно, что возможность точно настраивать расположение колес в поворотах имела одно весьма примечательное аэродинамическое следствие. 

Как известно, при вращении любое колесо любого гоночного автомобиля неизбежно генерирует множество завихрений. Благодаря PAS команды смогли в том числе уменьшить интенсивность этих завихрений, что позволило повысить эффективность аэродинамических элементов, создающих прижимную силу.  

Но так как изначально систему все же придумали в Mercedes, в работе над ней чемпионы мира опережали соперников – благодаря чему смогли сделать следующий шаг уже к старту сезона-2020. Шагом этим стала DAS.

 

 

Любопытно, что в Скудерии решили не только самостоятельно использовать изначальную схему с двумя рулевыми рейками, но и поделились этим решением с партнерами из Haas. С одной стороны, это говорит о том, насколько в Маранелло были уверены в своей PAS, с другой – лишний раз свидетельствует о тесной связи между двумя коллективами.

Это фото новой машины Haas, сделанное на тестах, подтверждает наличие у команды системы помощи при рулении.

 

По материалам   


* Отредактировано автором 9.4.2020 в 23:54
11 Отзывов