Страничка истории. Гран-При Марселя 1950 года в классе Ф2

19.03.2020 08:09

70 лет назад состоялся знаковый первый чемпионат мира среди водителей автогоночной техники класса Ф1. Но, как это было характерно для гонщиков тех времён, автогоночный сезон для многих из них открылся задолго до первой зачётной гонки Ф1. И даже раньше первой незачётной гонки Ф1. А для некоторых даже раньше любой гонки на формульной технике. Но я, в данном случае, хочу рассказать о первой в том знаковом году формульной гонке с участием нескольких крупных звёзд автоспорта вообще и класса Ф1 в частности.

Эта гонка прошла ровно 70 лет назад, 19 марта 1950 года, и называлась Гран-При Марселя. Указанный «Большой Приз» разыгрывался для техники класса Ф2. Из числа участников первого в истории Ф1 зачётного Гран-При Великобритании (он же Гран-При Европы отчётного года) в Марсель прибыли Джузеппе Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио – главные бенефициары предстоящего сезона  в рамках чемпионата мира среди водителей автогоночной техники класса Ф1 (чемпион мира и вице-чемпион). Из числа же тех, кто присоединился к чемпионату мира в классе Ф1, начиная со второго этапа в Монако, в гонке за марсельский «Большой Приз» приняли участие Альберто Аскари, Хосе-Фройлян Гонзалес, Морис Тринтиньян и Луиджи Виллорези.

Марсель 50 История Ф2-01

Постер Гран-При Марселя 1950 года. Вполне обычно для того времени, что на официальном постере гонки не указывается класс соревнующейся техники.

Джузепе Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио прибыли в Марсель в составе французских частных команд и для них планировалось участие в гонке на французской технике «Симка-Гордини» (модель Т15 для класса Ф2). Для Фарины это закончилось серьёзной поломкой его машины по ходу тренировок, из-за чего будущий первый чемпион мира Ф1 так и не смог выйти на старт гонки. А Фанхио, несмотря на информацию в заявочном листе, и в тренировках и в гонке выступал на технике марки «Феррари» (модель с индексом 166F2). Любопытно, что был в пелетоне французский гонщик Андре Симон, в чьём заявочном листе была указана техника «Феррари», а выступал он и в тренировках и в гонке на «Симка-Гордини». Похоже на то, что Хуан-Мануэль и Андре совершили чейндж техникой. И, скорее всего, по инициативе аргентинца, поскольку обмен был явно неравноценным, зарубившим любые перспективы в гонке для француза. Подробности сего события мне неизвестны.

А вот Хуан-Мануэль Фанхио, благодаря смене техники, стал единственным, кто в гонке бросил вызов гонщикам заводской команды «Феррари» Альберто Аскари и Луиджи Виллорези (команда Энцо Феррари была представлена заводскими командами и в классе Ф1 и в классе Ф2).

О самом состязании известно немного. Тренировки (они же квалификационные заезды в современном понимании) прошли под дождём. Что позволило взять поул Роберу Манзону на «Симка-Гордини», хотя по факту техника «Феррари» в классе Ф2 на голову превосходила технику любой другой марки. Два других места на первом ряду стартового поля достались Альберто Аскари и Луиджи Виллорези, а Хуан Мануэль Фанхио довольствовался местом во втором ряду.

Марсель 50 История Ф2-02

19 марта 1950 года. Момент старта Гран-При Марселя. Гонщики заводской команды «Феррари» Альберто Аскари (по центру первого ряда) и Луиджи Виллорези (на кадре слева) с самого старта опережают Робера Манзона на «Симка-Гордини» (на кадре справа, пока ещё в первом ряду)

Гонка также прошла в дождевых условиях. Прямо со старта гонки Манзон провалился вглубь пелетона и никакой значимой роли в гонке не сыграл. А трио лидеров, которым никто из прочих даже близко не составил конкуренции, сформировалось с первых же метров дистанции. Виллорези возглавил гонку, Аскари шёл следом, Фанхио – третьим. Три «Феррари» в борьбе за победу: две заводские и одна частная. В указанном выше порядке гонщики и финишировали. Втроём уложившись в одну секунду. На одном из импортных сайтов я нашёл краткое упоминание, что марсельская гонка была украшена несколькими дуэлями. Без конкретизации, кто с кем и сколько раз дуэлился. А вот в одном из репортажей о незачётной гонке в классе Ф1 в По, состоявшейся через три недели после отчётной гонки, проскользнуло упоминание, что Фанхио прибыл в По с большим желанием вернуть должок заводской команде «Феррари», гонщики которой недавно победили его в младшем классе, благодаря тактике блокировок на трассе.

Марсель 50 История Ф2-03

Так «Феррари» Хуана-Мануэля Фанхио выглядит на кадре черно-белой кинохроники Гран-При Марселя 1950 года. А во врезке цветная модель той самой машины, на которой аргентинец занял третье место в отчётной гонке. Частные «Феррари» в те времена нередко раскрашивались в цвета частных команд.

Вот оно что, Михалыч! Вот так и проливается свет на некоторые события рассматриваемой гонки Ф2. Конечно, сложно сказать, всю ли марсельскую гонку две заводских «Феррари» «дружили» против третьей частной. Но, по крайней мере, картина завершающей части гонки вполне себе складывается.

Более быстрый Фанхио прессинговал и атаковал двух соперников, волей обстоятельств удерживавших две первые позиции. Но тактика «блокировок на трассе» оказалась эффективным средством против наскоков аргентинского Маэстро. Даже получает логичное объяснение тот факт, что гонку выиграл Виллорези, а не более сильный (и более приоритетный в «Феррари», по крайней мере, в классе Ф1) Аскари. Если уж двумя гонщиками применена тактика блокировок против более быстрого соперника, то более сложная задача в таком случае стоит перед тем из обороняющихся, кто едет вторым. Значит, вторым должен ехать тот, кто более крут в плане мастерства. Именно он, учитывая положение на трассе партнёра по команде и характер атаки преследователя, рассчитывает и осуществляет в конкретный момент времени свой маневр на трассе, блокирующий преследователя. Также, выпущенный в лидеры потенциально более медленный гонщик, уж точно случайно не оторвётся от партнёра, оставив его один на один с более быстрым соперником. В этом, кстати, была ошибка гонщиков «Феррари» в По. Там они на скорую руку выяснили между собой, кто из них быстрее (Фанхио, в силу некоторых причин, оказался за их спинами), после чего более быстрый оторвался, а аргентинец спокойно разобрался с более медленным из гонщиков «Феррари», потом легко догнал более быстрого и разобрался уже с ним. Обе разборки один на один прошли без проблем для Хуана-Мануэля. Не исключено, что отсутствие слаженных действий в По было связано с отсутствием Аскари в числе этих двух гонщиков «Феррари» (Альберто в той гонке был назначен испытателем экспериментальной модели «Феррари» и оказался вне борьбы за победу, так как экспериментальная техника оказалась «никакая»).

Так что, Виллорези в Марселе, вероятнее всего, просто ехал первым как мог. Аскари успешно блокировал Фанхио. А аргентинец до последних метров прессинговал, не дав гонщикам «Феррари» ни одной свободной секунды для вероятностной рокировки по приоритетам.

Марсель 50 История Ф2-04

Историки отмечают редкость кадров, на которых находятся вместе Луиджи Виллорези (на фото стоит слева) и Альберто Аскари. Это фото сделано не в Марселе и даже не в 1950 году. Но на этом кадре они вместе. Они, которые однажды взяли и заблокировали на трассе самого Маэстро. Просто взяли и указали аргентинцу, что его номер иногда только третий и не выше.

Вот так прошла гонка Ф2 в Марселе. И, возможно, это был самый первый кирпичик, заложенный в фундамент решения Инженьери, не посылать свою команду в Сильверстоун на первую зачётную гонку в классе Ф1, предпочтя «взять кассу» в Бельгии в гонке Ф2 днём позже.


Автор заметки: ROMAN grosjean (март 2020 года).

5 Отзывов