Статистические казусы, которых избежала «Формула-1»

17.12.2019 15:39

Бывали случаи, когда чемпионами мира становились гонщики, набравшие по ходу сезона не самое большое число очков по сумме всех этапов, но так как в зачёт шли не все результаты, а только определённое число лучших из них, опережали соперников именно по числу зачётных баллов (гонщик «Феррари» Джон Сертиз в 1964 году и гонщик «МакЛарен» Айртон Сенна в 1988 году).

Стат казусы неслучившиеся 01

По общему числу очков, набранных в сезоне 1964 года, Джон Сертиз (фото слева) уступил Грэму Хиллу одно очко. А по очкам зачтённым гонщикам одно очко выиграл. По общему числу очков, набранных в сезоне 1988 года, Айртон Сенна (фото справа) уступил Алену Просту одиннадцать очков. А по очкам зачтённым гонщикам три очка выиграл.

Бывало, что чемпионом мира становились гонщики, ни разу за сезон не стартовавшие с поула (гонщик «Брэбэм» Денни Хьюм в 1967 году) и даже ни разу за сезон не стартовавшие с перового ряда (гонщик «МакЛарен» Ники Лауда в 1984 году).

Стат казусы Ф1 неслучившиеся 02

Лучший квалификационный результат Дэнни Хьюма (фото слева) в чемпионском сезоне 1967 года: 2 место (2 раза). Лучший квалификационный результат Ники Лауды (фото справа) в чемпионском сезоне 1984 года: 3 место (1 раз).

Бывали случаи, когда чемпионами мира становились гонщики, выигравшие по ходу сезона на три гонки меньше, чем их оппоненты в борьбе за титул (гонщик Феррари» Майк Хоторн в 1958 году и гонщик «Уильямс» Нельсон Пике-старший в 1987 году).

Стат казусы Ф1 неслучившиеся 03

В 1958 году Майк Хоторн (фото слева) проиграл Стирлингу Моссу по числу побед в гонках 1:4, но выиграл всю битву. В 1987 году Нельсон Пике-старший (фото справа) проиграл Найджелу Мэнселлу по числу побед в гонках 3:6, но тоже выиграл всю битву.

И всё-таки нескольких статистических казусов, когда официально достигнутые результаты могли бы очень тяжело восприниматься с точки зрения логики, «Королевской серии» удалось избежать.

В 1956 году, так и не решив разногласий с организаторами испанской гонки в Педральбесе, ФИА примерно за две недели до события исключила из календаря Ф1 указанную испанскую гонку, которая должна была стать финальным Гран-При сезона и ареной борьбы за титул сразу трёх претендентов: гонщиков «Феррари» Хуана-Мануэля Фанхио и Питера Коллинза, а также их оппонента на технике «Мазерати» Стирлинга Мосса.

Этим самым Федерация свела на нет вероятность свершения уникального статистического казуса: текущий лидер Личного Зачёта мог выиграть финальную гонку сезона, но не получить при этом титула.

Такой странный на первый взгляд результат был до исключения Гран-При Испании из календаря Ф1 одним из вероятностных турнирных раскладов и имел шанс на воплощение благодаря сочетанию правил спортивного регламента, имевшему место быть по сезон 1957 года включительно.

Во-первых, в этот период допускалось использование одного автомобиля по ходу Гран-При более чем одним гонщиком, с последующим дележом очков между причастными, если финиш «общественной техники» случался в зачётной зоне. Во-вторых, в это время в зачёт гонщикам шли только несколько лучших результатов в гонках, точное число которых варьировалось от года к году. Последнее из перечисленных правил имело куда более длительную историю в Ф1, но в данном случае представляло собой интерес именно в сочетании с первым правилом.

Парадоксальный турнирный расклад мог быть реализован только усилиями Фанхио и Мосса, а Коллинз тут был ни при делах. Текущий лидер Личного Зачёта Хуан-Мануэль имел на своём счету 30 зачётных баллов, заполненную кубышку из пяти лучших идущих в зачёт результатов, и в случае сильного выступления в гонке должен был пополнить свой турнирный баланс не полным числом заработанных очков, а с учётом вычета четырёх баллов. Стирлинг имел 27 очков, и его потенциальный результат подлежал уменьшению всего на один балл, вылетающий из предыдущих пяти лучших результатов британца.

Ну а теперь приведу тот вероятностный расклад, который мог вывести Стирлинга Мосса в чемпионы при победе Хуана-Мануэля Фанхио в гонке. Самому Стирлингу необходимо было получить второе место в гонке, которое за вычетом одного балла принесло бы британскому гонщику пять очков в зачёт и итоговый результат за сезон в виде 32 баллов. А Хуан-Мануэль должен был по ходу состязания покинуть собственный автомобиль и забрать себе машину кого-нибудь из партнёров по команде. К слову, аргентинец в тот год трижды проделывал этот трюк по ходу сезона и однажды разделил с партнёром по команде именно победу в гонке, так что это был не такой уж и маловероятный сценарий. В этом случае, даже при победе в гонке, аргентинский «Маэстро» получил бы лишь половину от положенных за такой подвиг восьми очков, которые никак не отразились бы на его балансе в Личном зачёте из-за равнозначного вычета, и смог бы пополнить свой счёт максимум на одно очко, если бы получил это дополнительное очко за быстрейший круг в гонке. Но и тогда его итоговый баланс составил бы всего 31 балл. Бинго! Стирлинг Мосс – чемпион!

Но не сложилось… После аннулирования испанского этапа итоговую черту чемпионата подвели предыдущей гонкой в Монце. Текущий лидер Личного Зачёта по факту превратился в чемпиона мира.

Стат казусы Ф1 неслучившиеся 04

На этом фото Стирлинг Мосс (слева) и Хуан-Мануэль Фанхио (справа) празднуют успех по итогам Гран-При Великобритании 1955 года. Стирлинг выиграл домашнюю гонку, Хуан-Мануэль стал чемпионом мира. В следующем сезоне они окажутся в лагерях разных команд. И только решение ФИА об исключении Гран-При Испании из календаря Ф1 помешает этим двоим зарубиться за титул с возможностью реализации очень оригинальной схемы определения чемпиона мира.

Дальше я нарушу хронологию событий и сначала приведу самый поздний, зато менее эффектный вероятностный, но так и не состоявшийся в истории Ф1 турнирный казус.

Как я упомянул выше, в истории Ф1 были случаи получения чемпионских титулов без стартов с поулов. Но вот получения титулов без побед в гонках по ходу сезона не было ни разу. Хотя однажды вероятность такого исхода имелась. Но всё испортил один «лишний» отказ техники. Речь идёт о сезоне 1982 года. В тот год ни один из участников чемпионата не выиграл более двух гонок за сезон, а всего лауреатами хотя бы одной гонки стали двенадцать гонщиков. И в их числе чемпион мира Кейо Росберг. Свою первую в карьере и единственную в сезоне победу первый финский чемпион мира одержал в Швейцарии. Для Росберга это была реально сильная гонка. Но всё-таки, если бы на «Рено» Рене Арну не возникла незадолго до финиша проблема с впрыском топлива, то именно француз выиграл бы ту гонку. А Кейо Росбергу утрата победы в гонке не помешала бы взять титул по итогам сезона. Просто преимущество над ближайшими оппонентами составило бы два очка, а не пять.

Но не случилось…

Стат казусы Ф1 неслучившиеся 05

Подиум Гран-При Швейцарии 1982 года. На верхней ступени Кейо Росберг. Если бы не этот успех, по окончании сезона чемпионские титулы Кейо Росберга выигрывали бы у побед в гонках Кейо Росберга со счётом 1:0.

Ну и на напоследок рассказ о самом мощном вероятностном статистическом казусе. Огромное спасибо надо сказать конструкторскому коллективу Фрэнка Уильямса за то, что на ранней стадии реализации второго проекта «Железного Фрэнка» в Ф1, этот коллектив ещё не научился быстро и эффективно решать проблемы с надёжностью своей техники. Иначе Ф1 не избежала бы величайшего «эпик-фейла» с точки зрения здравого смысла.

Речь идёт о сезоне 1979 года. Это был первый сезон в истории Ф1, права на трансляцию которого были проданы телевизионным компаниям. Это дало старт резкому притоку финансов в Ф1 (деньги телевизионщиков плюс более щедрые спонсорские вливания в связи с переходом Ф1 в масштабное медийное поле), что спровоцировало знаменитую войну между FOСA и FISA за сферы влияния. Но по теме данной заметки более важно, что серьёзно изменился спортивный регламент. Изменения имели своей целью представить Ф1 как интересный медийный продукт с высокой степенью интриги в деле определения лауреатов сезона. В обеспечение этой задачи число лучших результатов, идущих в зачёт гонщикам, было резко снижено. Итоговый результат для каждого гонщика учитывал теперь только по четыре самых сильных результата из каждой половины сезона. С одной стороны, пиковая планка для главного претендента на титул, традиционно для тех лет отличавшегося стабильно высокими результатами по ходу практически всего сезона, действительно немного приопускалась за счёт ограничения результатов, идущих в зачёт. Что теоретически делало главного лидера немного более доступным для преследования (но без фанатизма, ибо получить титул должен был всё-таки наиболее достойный, просто под видимым прессингом со стороны чуть менее достойных). Но это было лишь одной вероятностной гранью новой системы. Другая же вероятностная грань грозила обернуться абсолютным торжеством абсурда над логикой. И после первой половины сезона 1979 года были созданы все предпосылки для развёртывания и сверкания именно этой непривлекательной грани. Обошлось. И это тот случай, когда Ф1 реально повезло.

В команде «Уильямс» с наступлением европейской части сезона ввели в эксплуатацию новую свою модель «FW07», которой было суждено открыть историю побед команды «Уильямс», для начала в отдельных гонках. Но успехи в текущем сезоне пришли не сразу. Новая модель постепенно обкатывалась, дорабатывалась и подошла к пику своих возможностей ко второй гонке второй половины сезона, т.е. за семь этапов до конца чемпионата.

Что же касается первой половины чемпионата, то она для гонщиков команды «Уильямс» была крайне неудачной в спортивном плане. Каждый из её бойцов лишь по разу попал в очковую зону (хоть каждый раз и на подиум). В результате у Алана Джонса, который во второй половине сезона заслужил для себя статус абсолютного первого номера команды, было в активе всего 4 очка. А вот лидер Личного Зачёта Джоди Шектер («Феррари») имел 30 очков. Для описания картины по теме заметки мне не нужны другие персонажи пелетона.

Началась вторая половина сезона, и начались, со второй гонки сезона, серийные успехи «FW07». Алан Джонс на этом отрезке чемпионата выиграл четыре гонки, ещё два раза сошёл из-за проблем с техникой, уверенно возглавляя пелетон и являясь главным претендентом на победу в гонке. Ещё один раз проблемы с электрикой застали его с самого старта гонки, из-за чего Джонс откатился в хвост пелетона и уже не смог выправить ситуацию после устранения неполадок при внеплановом заезде в боксы. Эти технические проблемы у Джонса несколько заслонили собой глобальный недостаток системы начисления баллов в чемпионате.

Стат казусы Ф1 несостоявшиеся 06

Самую первую победу в Гран-При Ф1 принёс команде «Уильямс» Клей Регаццони по итогам Гран-При Великобритании (подиум этой гонки на фото). Но выиграл Регаццони только вследствие схода Алана Джонса из-за отказа водяного насоса, когда австралиец лидировал с более чем 20-секундным преимуществом.

В самом деле. Что произошло, если бы Джонс не сталкивался ни с какими техническими проблемами и выиграл все семь последних гонок чемпионата? Ему пошли бы в зачёт баллы только за четыре из этих побед, что дало бы 36 зачётных баллов, а в сумме с результатом первой половины сезона – 40 баллов в Личном Зачёте. И всё. Это был потолок для Джонса. Он мог выиграть семь гонок или даже все восемь гонок второй половины чемпионата. Это ничего не изменило бы. А Шектеру для того чтоб гарантированно быть выше Джонса в итоговом протоколе чемпионата достаточно было прибавить к 30 очкам первой половины сезона всего-то 11 очков во второй половине. Это можно было сделать даже ни разу не попав на подиум, тремя четвёртыми и одним пятым местом, к примеру. Конечно же, Шектер набрал в итоге во второй половине сезона больше чем 11 очков, приобретя дополнительные баллы как вследствие технических проблем у Джонса, так и собственными более высокими результатами чем четвёртые или пятые места.

Но вот как выглядела бы Ф1 в глазах телевизионной аудитории при наихудшем для репутации «Королевы автоспорта» развитии событий? Алан Джонс на «Уильямс» является настолько доминирующей силой, что с точки зрения определения победителя гонки интрига стабильно лежит в гробу в белых тапках. Но шансов на титул у гегемона нет, ибо кто-то там сзади всегда приезжает в некоторые очки и семимильными шагами приближается к решающему мгновенью получения короны чемпиона. А на закуску… Джонс (ещё за три этапа до конца чемпионата утративший шансы на титул, но продолжающий побеждать в гонках) выигрывает седьмую (или даже восьмую) гонку подряд и… уступает вторую строку чемпионата второму гонщику «Феррари» Жилю Вильневу, который тихой сапой мягкой лапой также как и Шектер преодолевает 40-очковый рубеж в Личном Зачёте. При этом канадец тоже сталкивается с проблемой переизбытка результатов во второй половине чемпионата, но со стартовым балансом в 20 очков по итогам первой половины ему, хоть и при соблюдении более жёстких условий, но удаётся набрать во второй половине чемпионата требуемое число баллов, даже не побеждая в гонках. Бинго!

Но обошлось…

Стат казусы Ф1 несостоявшиеся 07

Алан Джонс выиграл во второй половине сезона 1979 года четыре Гран-При. Если бы побед в гонках у него в этот период было больше, турнирных перспектив автралийцу это не добавило бы. А вот имиджу «Формулы-1» нанесло бы вред из-за вопиющей нелогичности ведения зачёта для гонщиков в тот год.


Автор материала: ROMAN grosjean (декабрь 2019 года).


* Отредактировано автором 18.12.2019 в 01:50
4 Отзыва