Альтернативные исторические пересчёты сезона-2019

13.12.2019 10:34

Второй подряд, значит, уже традиционный пересчёт итогов завершившегося чемпионата по самым известным историческим системам начисления баллов в высшей категории автоспорта.

Прежде чем перейти к таблицам альтернативных зачётов, даю общее пояснение по этим таблицам.

Над каждой таблицей приведена система начисления баллов, по которой эта таблица рассчитана. Тремя видами зелёного цвета обозначены гонщики или команды, входящие в «ТОП-3» Личного или Конструкторского Зачётов по итогам каждого этапа. Лидеры текущих зачётов обозначены более темным оттенком, вторые в зачёте – промежуточным оттенком, третьи – самым светлым оттенком. Рано или поздно, кто-то из лидеров обеспечивал себе титул чемпиона, вице-чемпионство или бронзовые медали. Тот этап, по итогам которого происходили указанные события (а также все последующие этапы при их наличии), выделен тёмно-коричневым цветом для чемпионов, светло-коричневым для вице-чемпионов, жёлтым для бронзовых призёров. Первые ячейки, окрашенные в коричневые или жёлтые цвета, дополнительно отмечены утолщённым выделением рамки.

Традиционно, я веду перерасчёт баллов по современным меркам, даже если обращаюсь к очень старым историческим системам начисления, некоторые из которых существовали до учреждения конструкторского зачёта. То есть, и гонщикам и командам засчитываются все заработанные баллы (в былые времена существовали системы начисления, ограничивающие в этом плане и гонщиков и команды).

Традиционно предлагаю двигаться по порядку от более поздних к более ранним временам.

Первой идёт система начисления баллов из 30-х годов прошлого века, принятая для чемпионатов Европы того времени.

Ф1 исторический пересчёт 2019-01

В прошлом году классическому аутсайдеру сезона «Уильямс» удалось взобраться аж на 4-е место в Кубке Конструкторов по указанной системе начисления баллов. В этом году взлёт аутсайдера оказался более скромным, но всё-таки. Команда «Рено» жестоко пострадала от дисквалификации их гонщиков в Японии, получив на этом деле восемь дополнительных очков (так как каждому из их гонщиков изначально полагалось по 4 очка), которые при реверсивной системе начисления являются воистину штрафными баллами. Без этой дисквалификации команда «Рено» классифицировалось бы на 8-м месте в Кубке Конструкторов. Вообще, из трёх классических аутсайдеров сезона, только «Хаас» остался в таковом статусе при указанной системе начисления, но уже в более престижной компании с «МакЛарен» и «Рено». А вот «Уильямс» (о чём уже упоминалось) и «Альфа-Ромео» оказались в серьёзном плюсе. Ну и «Торо Россо» поднялась на престижное четвёртое место, причём не в последний раз, если чуть-чуть забежать вперёд. Тройка же лидеров конструкторского зачёта сохранила классический вид. Причём, сделала это и во всех нижеследующих вариантах итоговых таблиц сезона. 

Что касается Личного Зачёта, то если опять-таки забежать вперёд, то можно отметить, что классическая тройка призёров завершившегося чемпионата мира при любых системах начисления также сохранила свой порядок. Но только в рассматриваемой системе начисления судьба «бронзы» чемпионата решилась лишь по дополнительному критерию в виде большего числа побед в гонках у Макса Ферстаппена, а Шарль Леклер отстал от бронзового призёра на две позиции, но всего на одно очко. Как тут не вспомнить ранний сход Шарля в Монако, ставший следствием безбашенного риска монегаска при прорыве из глубин пелетона. Если бы подобная система начисления была актуальна в наше время, монегаск наверняка без лишнего риска «дотошнил» бы до финиша на дцатом месте ради гарантированных 4-х очков (вместо 7-ми), что потом аукнулось бы ему «бронзой» на финише чемпионата.

Ну и в целом, рассматриваемая таблица Личного Зачёта смотрится необычно. Кими Райкконен лучший из тех, кто не имеет отношения к командам из «ТОП-3» и для него это рекорд подъёма среди всех вариантов альтернатив. Аналогично, рекордная высота достигнута Лэнсом Строллом, Антонио Джовинацци, Робертом Кубицей и Джорджем Расселом (при какой ещё системе подсчёта очков двое последних смогли бы уйти с двух последних строчек любого итогового протокола сезона?). Даниил Квят в «десятке», но для него это не предел, если опять забежать немного вперёд. И состав аутсайдеров не самый привычный. В последней пятёрке гонщиков четверо тех, кто ездил на технике с мотором «Рено». И даже помимо японской дисквалификации гонщиков заводской команды там у всех имеется целый букет сходов в первой четверти или половине дистанции, что и дало такой вот результат.

Ф1 исторический пересчёт 2019-01.1

Система начисления 30-х годов единственная, в соответствии с которой Себастьян Феттель смог опередить Шарля Леклера и чуть не взял «бронзу» Личного Зачёта.


Продолжаю тему альтернативных зачетов. Следующая система начисления баллов появилась вместе с рождением чемпионатов мира в высшем автоспортивном классе, получившем современный буквенно-цифровой индекс: Ф1. Действовала эта система по 1959 год включительно.

Ф1 исторический перерасчёт 2019-2

Что касается верхней части таблицы, то первая пятёрка гонщиков отныне и до конца материала приняла классический вид.

Суровость условия попадания в зачётную зону, состоящую всего из пяти мест, привела к тому, что более одного раза за сезон в очки попадали только восемь гонщиков. А вот среди одноразовых героев самым везучим с точки зрения достижения максимального результата стал Даниил Квят, который и взобрался благодаря своему германскому подиуму на 9-ю строку итоговой таблицы. Кевин Магнуссен получил своё единственное очко за быстрейший круг в гонке. К слову, в классическом зачёте сезона это очко ему не было засчитано, так как Кевин не пробился в зачётную зону. Но во времена действия рассматриваемой системы начисления, очко за быстрейший круг давалось даже тем, кто не добрался до финиша, главное, чтоб гонщик успел до своего схода отличиться в данном плане.

И, конечно же, ярко выраженными жертвами такой суровой системы начисления стали Серхио Перес и Ландо Норрис. Стабильно набирающие очки вне первых пяти строчек протоколов гонок в рамках существующей системы, эти гонщики в рамках предложенной альтернативы остались на нуле и разместились в нижней части таблицы.

Остаётся отметить, что в Кубке Конструкторов двух акций попадания своих гонщиков на подиум с лихвой хватило «Торо Россо» для вознесения на 4-ю строку итогового зачёта. Как ни старалась достаточно стабильная команда «МакЛарен» в течение всего сезона, а против двух пиковых результатов оппонента не совладала. При равенстве очков решающим аргументом стало второе место Пьера Гасли в активе «Торо Россо».

Ф1 исторический пересчёт 2019-2.1

Даниил Квят одним финишем на подиуме обеспечил себе 9-е место в Личном Зачёте в рамках рассматриваемой системы. И место в десятке лучших ещё в паре альтернативных зачётов...


Двигаемся дальше. С 1961 года была введена система начисления баллов, без изменений просуществовавшая 30 лет, а после повышения стоимости победы на один пункт, ещё 12 лет. Я объединил эти две почти идентичные системы в одну таблицу, так как разная стоимость побед в гонках никак не повлияла на расположение гонщиков и команд в верхней части соответствующих зачётов. Просто основной расчёт приведён для более низкой стоимости победы, а в дополнительной графе указано количество очков для гонщиков и команд, полученных ими при более высокой стоимости победы.

Ф1 исторический пересчёт 2019-3

Расширение зачётной зоны на одно очко позволило «МакЛарен» уверенно одолеть «Торо Россо» в конструкторском зачёте. И это оказалось единственное изменение для команд в сравнении с предыдущей рассмотренной системой начисления.

В Личном Зачёте Алекс Албон смог впервые опередить Пьера Гасли. Даниэль Риккардо выбрался на своё законное классическое место. Даниил Квят продолжил стричь купоны со своего подиума, удержавшись в первой десятке. Учитывая, что очко за быстрейший круг уже не премировалось зачётным баллом, Кевин Магнуссен так и остался с одним очком, но получил его в другое время в другом месте. Серхио Перес и Ландо Норрис обзавелись наконец-то зачётными баллами, но опередить смогли только Магнуссена.

Ф1 исторический пересчёт 2019-3.1

В прошлом году самым странствующим гонщиком альтернативных зачётов (т.е. гонщиком, имеющим максимальный разброс позиций в разных вариантах начисления баллов) оказался Нико Хюлькенберг. В этом году лидером такой вот номинации стал Дэн Риккардо. Разброс позиций от 20-й до 9-й.


Продолжаем путешествие  по времени. Начиная с 2003 года зачётная зона была расширена ещё на две позиции. Хотя увеличить цену победы в тот раз реформаторы ещё не решились. Вместо этого повысили стоимость остальных мест, снова обесценив победу по отношению к последующим местам.

Ф1 исторический пересчёт 2019-4

Рассматриваемая схема обрушила «Торо Россо» в Кубке Конструкторов даже пониже её классического положения, одновременно, уведя на классические позиции в Личном Зачёте всех трёх причастных к выступлению за эту команду бойцов (только Алекс Албон с Пьером Гасли обменялись местами). А вот «Рэйсинг Пойнт» приподнялась на недостижимую в классическом зачёте высоту, хотя бойцы команды всего лишь подровнялись со своими классическими достижениями. Да ещё в надплинтусном пространстве Кубка Конструкторов «Хаас» убрал под себя «Альфа-Ромео», благодаря более высоким пиковым достижениям своих гонщиков.

В Личном Зачёте предложенная к рассмотрению система начисления расставила гонщиков почти в классическом порядке. Несоответствие лишь в неправильном взаимном расположении на смежных позициях Алекса Албона и Пьера Гасли, а также Кевина Магнуссена и Лэнса Стролла. В остальном «классика».

Ф1 исторический пересчёт 2019-4.1

Только в максимально приближенной по времени системе начисления баллов Карлос Сайнс смог получить место, соответствующее его «классической» позиции 2019 года.


Начиная с 2010 года, действует нынешняя система начисления баллов, соответственно, исторические альтернативные зачёты закончились. Но я по традиции, в качестве специального бонуса, приведу ещё одну альтернативную систему начисления баллов всем участникам гонки, классифицированным по её итогам. Система придумана лично мной и её преимущество в том, что она не искажает начисления за десять лучших результатов гонщиков по итогам гонок, сохраняя предусмотренную регламентом разницу очков для всех позиций с первой по десятую.

Ф1 исторический пересчёт 2019-5

При таком виде зачёта критичное значение приобретает число сходов, так как «баранка» по любому хуже того числа очков, которое полагается в этой системе за места с 11-го и ниже. И наглядное подтверждение не застало себя ждать. Карлос Сайнс откатился за спины гонщиков «Ред Булл» и «Торо Россо» в одном флаконе только за счёт двух лишних «баранок». Тоже самое касается Даниэля Риккардо. У него пять нулей с учётом дисквалификации. Больше чем у любого из вышестоящих. И вот уже 9-е место в классическом зачёте превращается в 13-е в альтернативном. А все остальные расположились в том же порядке, как в классическом зачёте. Только синхронно сдвинулись те, кого это коснулось, на одну позицию выше при перемещении двух указанных товарисчей вниз. А! Да! Джордж Рассел ещё уделал Роберта Кубицу. Уверенно так уделал. Для их характерного диапазона набираемых баллов, разница в 27 очков – это очень много. 

Ф1 исторический пересчёт 2019-5.1

Эти три сохранили свой «классический» порядок на вершинах всех вариантов альтернативных зачётов. Ортодоксальнейшие призёры чемпионата мира. И каждый на своём месте.


Автор заметки: ROMAN grosjean (декабрь 2019 года).


* Отредактировано автором 13.12.2019 в 10:35
1 Отзыв